Специфика дошкольного обучения на современном этапе (модели и типы обучения). — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Специфика дошкольного обучения на современном этапе (модели и типы обучения).

2017-11-27 287
Специфика дошкольного обучения на современном этапе (модели и типы обучения). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обучение – специально организованная взаимосвязанная деятельность тех, кто обучает (преподавание) и тех, кого обучают (учение). Помимо этого – научение – результат процесса обучения.

Специфика дошкольного обучения на современном этапе заключается в том, что обучение в школе направлено на усвоение основ наук. Дети же дошкольного возрас­та лишь включаются в учебную дея­тельность, их учат учиться: слушать и слышать воспитателя, воспринимать задание и выполнять его, словом, понимать учебную задачу. На занятиях у них формируются не только знания и умение осуществлять ту или иную деятельность, но и способность контролировать и оценивать свои действия. Особенность обучения дошкольников проявляется и в том, что дети этого возраста, тем более малыши, имея небольшой объем внимания и недостаточно развитую память, не могут удержать весь объем задания, в связи с чем они не могут выполнить поставленную педагогом задачу. Чтобы этого не происходило, необходимо, особенно на первых порах, исполь­зовать поэтапное объяснение. Однако постепенно следует пере­ходить к целостному процессу сообщения детям задания и его выполнения. Еще одна особенность обучения связана с тем, что у до­школьников в силу слабости нервных процессов процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В результате дети торопятся приступить к выполнению зада­ния, им не терпится поскорее начать действовать, и они уже не слушают, что говорит педагог. Во избежание этого нужно очень тщательно продумывать объяснение и осуществлять его четко и кратко, сообщая лишь самое основное. Специфика обучения детей дошкольного возраста заклю­чается и в том, что их учебная деятельность тесно связана с игрой, особенно при обучении детей младшего возраста. Так, мотив обучения будет для ребенка более действенным в том случае, если в процессе обучения предлагается что-то сде­лать для игры. Например, если на занятиях по лепке детям второй младшей группы предлагают вылепить печенье для кукол (в процессе обучения лепке дискообразной формы), то они с большим увлечением учатся, стараются передать фор­му как можно лучше. Еще одна особенность процесса обучения — оно должно строиться на основе непосредственного восприятия детьми свойств предметов и явлений. Дети дошкольного воз­раста оперируют наглядными, образными представлениями. Поэтому обучение дошкольников должно быть наглядным. Спецификой обучения детей в детском саду является и то, что оно осуществляется не на уроках, как в школе, а в раз­ных формах. Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Они организуются и прово­дятся педагогом, который определяет в соответствии с про­граммой воспитания и обучения детей, по которой строится педагогический процесс в детском саду, содержание занятий.

На современном этапе в дошкольном образовании приоритет отдается личностно-ориентированной модели обучения, которая характеризуется следующими критериями в отличие от учебно-дисциплинарной модели:

 

критерии ЛОМО УДМО
Цель Содействовать становлению ребенка как личности. Вооружить детей знаниями, умениями, навыками
Лозунг «Не рядом и не над, а вместе» «Делай, как я!»
Способы общения Умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции. Наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик.
Тактика Сотрудничество Диктат и опека
Формы работы Игра Фронтальные занятия. Игра жестко регламентируется
Результат Расширение «степеней свободы» развивающегося ребенка: его способностей, прав, перспектив. Взаимное отчуждение детей и взрослых, безынициативность детей, формальная дисциплина

В дидактике сложились разные типы обучения: пря­мое, проблемное, опосредованное.

Прямое обучение предполагает, что воспитатель опре­деляет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми (бу­дем учиться рисовать дерево; составлять рассказ по картинке, которая лежит перед каждым из вас). Далее дает образец спосо­бов выполнения задания (как рисовать де­рево, как составлять рассказ). В ходе занятия он направ­ляет деятельность каждого ребенка на достижение резуль­тата. Для этого упражняет детей в овладении способами, действиями, необходимыми для выполнения задания, приобретения новых знаний.

Проблемное обучение заключается в том, что детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы дея­тельности. Создается проблемная ситуация, решить ко­торую с помощью имеющихся знаний, умений, в том чис­ле и познавательных, ребенок не может. Для этого он должен «переворошить» свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями. В проблем­ном обучении осознать проблемную ситуацию, разрешить ee дети могут в диалоге друг с другом и педагогом, кото­рый направляет поиск и нужное русло, в совместном мыш­лении.

Сущность опосредованною обучения в том, что педа­гог изучает уровень обученности, воспитанности детей, знает их интересы; наблюдает тенденции развития, видит малейшие ростки нового в ребенке, того, что только про­клевывается. На основе собранных данных о развитии детей педагог организует предметно-материальную сре­ду: последовательно подбирает те или иные средства, с помощью которых можно оптимизировать процесс усво­ения новых знаний, умений, упрочить возникшие инте­ресы. Это могут быть книги, игры, игрушки, растения, оборудование для опытов, предметы утвари и др. Далее необходимо включить эти средства в деятельность детей, обогатить ее содержание, повлиять на развитие общения, делового сотрудничества. Например, дети старшей груп­пы вернулись после летнего отдыха, некоторые из них побывали в других городах, странах. Дети обменивают­ся впечатлениями, но знания их отрывочны, хотя и име­ют яркую эмоциональную окраску. Педагог показывает книгу - атлас для дошкольников, объясняет ее особенно­сти, вместе с детьми отыскивает города и страны, где они побывали. Девиз: «Научился сам – научи другого».

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.