Формирование культурно-гигиенических навыков. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Формирование культурно-гигиенических навыков.

2017-11-27 191
Формирование культурно-гигиенических навыков. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Режимный процесс 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
         
Умывание Самостоятельно и аккуратно моют руки, лицо, правильно пользуются мылом, насухо вытираются после умывания, вешают полотенце на место, моют руки по мере загрязнения, перед едой, после пользования туалетом Сформирована привычка быстро и пра­вильно умываться, пользоваться только индивидуальным полотенцем
Прием пищи Правильно пользу­ются ложкой, вил­кой, салфеткой, не крошат хлеб, не проливают пищу, пережевывают с закрытым ртом Совершенствуются навыки аккуратной еды: пишу брать по­немногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно. Правиль­но пользуются ложкой, вилкой, ножом, полощут рот после еды. Правильно пользу­ются вилкой, лож­кой, ножом, едят аккуратно, бесшум­но, сохраняя пра­вильную осанку за столом. Выходя из-за стола, тихо за­двигают стул, бла­годарят взрослых Закрепляются навы­ки культурного по­ведения за столом: сидеть прямо, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевы­вать пишу, пра­вильно пользовать­ся ножом, вилкой, салфеткой
Одевание и раздевание Совершенствуется умение самостоятельно одеваться ираздеваться. Аккуратно складывают и вешают одежду, с помощью взрослого приводят ее в порядок - чистят, просушивают. Развивается стремле­ние быть всегда аккуратным, опрятным, следить за своим внешним видом   Закрепляется уме­ние самостоятельно одеваться и разде­ваться, правильно и аккуратно склады­вать в шкаф одежду, ставить на место обувь, ухаживать за ней, мыть, проти­рать, чистить. Заме­чают и самостоя­тельно устраняют непорядок в своем внешнем виде, веж­ливо говорят това­рищу о неполадках в его костюме, обу­ви, помогают устра­нить их, бережно относятся к одежде Быстро одеваются и раздеваются, веша­ют одежду в опре­деленном порядке и месте, следят за чи­стотой одежды, обуви. Формируется потребность следить за своим внешним видом.

Для повышения уровня развития КГН воспитателю необходимо:

1. Обеспечить полную согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.

2. У детей дошкольного возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление. В связи с этим для успешного формирования у них гигиенических навыков необходимо прибегать к показу и объяснению.

3. Большую роль играет личный пример взрослых. Внешний вид воспитателя и родителей, их поведение должны служить образцом для детей.

4. В воспитании навыков следует опираться и на хороший пример самих детей.

5. В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет педагогическая оценка (одобрение, поощрение, похвала).

6. Особая роль в воспитании культурно-гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводится при этом дидактическим играм («Уложи куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Накормим куклу обедом» и?. п.).

7. Большое влияние на формирование навыков оказывают соответствующие иллюстрации, художественные произведения, фольклор, уточняющие представления детей о том, например, как надо умываться, сидеть за столом, помогать друг другу. Воспитатель обращает их внимание на иллюстрации из детских книг, подбирает картины: «Дети играют», «Дорогие гости», «Новенькая» и т. п.

8. В формировании навыков важен индивидуальный подход к детям.

14. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ.

Важнейшим условием правильного развития детей яв­ляется четкий, соответствующий возрасту и индивиду­альным особенностям режим дня. Большинство педаго­гов, физиологов, медиков (Н.М.Щелованов, Н.М.Аксарина, И.А.Аршавский, Н.М.Фонарев и другие) опреде­ляют режим как основу жизни маленького ребенка. Режим - это рациональное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей организма ре­бенка (сон, прием пищи, бодрствование), а также смена видов деятельности.

Бодрствование - это деятельное состояние коры голов­ного мозга, которое поддерживается раздражителями из внешнего мира (И.П.Павлов).

Сон - это также активный процесс, поскольку многие нервные клетки во время сна находятся в активном со­стоянии. Но деятельность органов чувств в это время за­торможена. Если ребенка укладывать спать, кормить, организовы­вать бодрствование в одно и то же время, то у него фор­мируется система условных рефлексов на время приема пищи, укладывания на сон, активной деятельности.

Эта система условных рефлексов на время, которую И.П.Павлов назвал динамическим стереотипом, и состав­ляет физиологическую основу режима. Сложившийся ди­намический стереотип заранее подготавливает организм к приему пищи в определенное время, сну, активной деятель­ности и тем самым экономит нервную энергию ребенка. При составлении режима за основу берется предел рабо­тоспособности нервной системы ребенка, который меняется на протяжении раннего возраста многократно. Предел работоспособности нервной системы в разные возрастные периоды и определяет длительность бодрствования, коли­чество дневного и ночного сна.

В условиях семьи и детского учреждения при составле­нии режима дня должны учитываться следующие моменты:

1. Возраст ребенка.

2. Здоровье и уровень физического и психического раз­вития. (Дети ослабленные живут на режиме более млад­ших детей.)

3. Сезонные изменения.

Показатели правильно составленного режима:

1. Отсутствие у ребенка отрицательных эмоций (плача, капризов, негативных реакций и т.д.).

2. Уровень деятельности малыша соответствует возрасту.

3. Ребенок спокойно переходит от одного состояния к другому (от бодрствования ко сну и наоборот), от одного вида деятельности к другому.

4. У ребенка хороший аппетит, глубокий сон.

5. Малыш принимает активное участие во всех режим­ных процессах и положительно к ним относится.

Ведущими педагогами (Н.М.Аксариной, Г.М.Ляминой, М.Ю.Кистяковской и др.) были сформулированы основ­ные методические правила проведения режимных процес­сов. Какие же это правила?

1. Все режимные процессы должны быть направлены на своевременное и полное удовлетворение органических по­требностей организма ребенка. Внимание взрослых сосре­доточивается на воспитании положительного отношения ребенка ко всем режимным процессам (к приему пищи, гигиеническим процедурам, занятиям, движениям, к укла­дыванию на сон и т.д.). Для этого требования взрослого должны всегда совпадать с потребностями ребенка. Взрос­лый предлагает ребенку принимать пищу тогда, когда ма­лыш голоден, предлагает спать, когда он устал, и т.д.

2. Интерес к режимному процессу у ребенка увеличива­ется, если он принимает посильное активное участие в нем. Например, в 10-11 месяцев держит ложку и пытается за­черпнуть пищу во время еды, в 2 года ест самостоятельно; в 1-6 месяцев стягивает с себя носки, шапку и т.п. В 2-3 года пытается самостоятельно раздеться, одеться и т.п.

Активно участвуя в режимных процессах, малыш мо­жет ошибаться, делать не так, как требует взрослый. Чаще всего это происходит от недостатка опыта, знаний малы­ша. Очень важно, чтобы взрослый не заострял внимание детей на неправильных поступках, а учил, как надо сде­лать правильно. Например, во время кормления воспита­тель заметил, что ребенок берет пищу из тарелки не лож­кой, а рукой. Он подходит к ребенку и тихо говорит:

«Миша, возьми ложку и кушай. Вот, какой ты молодец, правильно держишь ложку».

3. Все режимные процессы должны использоваться взрос­лыми для воспитания ребенка.

Жизнь ребенка проходит в постоянном чередовании сна, бодрствования, кормления. Важно все это использо­вать для развития малыша. С этой целью необходимо об­говаривать все действия взрослого и ребенка, называть свойства предметов, явлений. Формировать нужные при­вычки и навыки поведения. Например, во время кормле­ния взрослый не только формирует у ребенка правила поведения, но и обогащает словарь названием блюд, их качеств (кисель сладкий, молоко теплое - горячее и т.д.).

4. Организация режима в детском учреждении предпо­лагает постепенное вовлечение детей в тот или иной ре­жимный процесс (принцип постепенности). Например, при организации кормления воспитатель предлагает 2-3 детям убрать игрушки и вымыть руки, после чего дети садятся за стол и им тут же подают пищу, а в это время другие 2-3 де­тей моют руки и садятся за стол и т.д.

5. Перед каждым режимным процессом воспитатель да­ет установку. Например: «Скоро будем обедать. Сережа, Маша, уберите игрушки на место и пойдем мыть руки». Установка должна даваться за несколько минут до начала режимного процесса, с тем чтобы дети могли переклю­читься на новый вид деятельности.

Организуя режимные процессы, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Например, при орга­низации сна в первую очередь уложить ослабленных де­тей, детей, быстро засыпающих, тех, кто спокойно ведет себя перед сном. Детей возбудимых, беспокойных при за­сыпании следует укладывать в последнюю очередь, с тем, чтобы уделить им больше внимания (посидеть около них, погладить и т.д.).

При кормлении в первую очередь необходимо посадить за стол детей с повышенной пищевой возбудимостью. Де­тей с плохим аппетитом лучше сажать за стол с детьми, активно принимающими пищу.

Для того чтобы правильно организовать режим в усло­виях дошкольного учреждения, необходимо четко распре­делить обязанности между воспитателем и помощником воспитателя группы.

Воспитатель выполняет режим дня группы, учитывая состояния отдельных детей, своевременно сообщает старшему воспитателю, медицинскому работнику детского сада о необходимости изменения режима отдельных детей и группы в целом.

Осуществляет гигиенический уход, оздоровительные мероприятия (умывание, закаливающие процедуры).

Проводит кормление, прогулку, укладывание спать, сле­дит за сном и пробуждением, обеспечивает полное удовле­творение потребностей ребенка, хорошее его самочувствие и своевременное формирование навыков, умений. Органи­зует самостоятельную деятельность детей, проводит заня­тия, как индивидуальные, так и подгрупповые; обеспечива­ет активное поведение, своевременное развитие и воспита­ние положительных форм поведения детей.

Помощник воспитателя работает в группе под непо­средственным руководством воспитателя, помогает во всей работе с детьми при кормлении, укладывании на сон, подъ­еме со сна, туалете, на прогулке и при возвращении с нее, а также при проведении игр и занятий; отвечает за чистоту помещения, проводит уборку группы, проветривание и т.п.; выполняет всю техническую работу, необходимую для ор­ганизации всех режимных процессов.

Итак, при организации режимных процессов ведущая роль принадлежит взрослому. Он создает условия, дейст­вует совместно с ребенком, подсказывает, показывает, как правильно сделать, поощряет, подбадривает его. Именно от взрослых (воспитателей, родителей) зависит, как будет раз­виваться ребенок, какое у него будет поведение, будет ли он организованным, самостоятельным, активным или наоборот.

15. РЕЖИМ ДНЯ В ДОУ. ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОНЕНТОВ РЕЖИМА ДНЯ. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ.

Режим является важнейшим условием успешного физического воспитания. Под РЕЖИМОМ в воспитании понимается научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

ЗНАЧЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ.

Правильно составленный режим дня имеет большое гигиеническое и педагогическое значение.

В результате ритмического повторения всех составляющих элементов режима (питания, сна, игр, занятий, прогулок) у детей образуются прочные динамические стереотипы жизнедеятельности, облегчающие переход от одного ее вида к другому. Так, в привычные часы приема пищи ребенок испытывает чувство голода, у него появляется аппетит, благодаря чему пища лучше переваривается и быстрее усваивается; ко времени сна у детей легко образуется нервное торможение, и они быстро засыпают. Выполнение режима благотворно влияет на нервную систему ребенка и на протекание всех физиологических процессов в организме.

Ежедневно повторяясь, он приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой), тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления.

Его выполнение способствует формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию организованности и дисциплинированности.

Точное выполнение режима воспитывает у детей чувство времени, они начинают его ценить.

Таким образом, режимные требования, установленные в соответствии с задачами воспитания и возрастными особенностями дошкольников, способствуют воспитанию здоровых, бодрых, деятельных и дисциплинированных детей и позволяют успешно решать задачи всестороннего развития и подготовки их к школе.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЖИМУ ДНЯ

Требования к режиму дня определяются психофизиологическими особенностями возраста, задачами воспитания, окружающими условиями.

Основное требование к режиму — учет возрастных особенностей детей. В младших группах больше времени отводится на сон, одевание, раздевание, умывание и т. д. В старших группах в связи с возросшей самостоятельностью детей на бытовые процессы требуется значительно меньше времени и соответственно больше уделяется на игры и другие виды деятельности.

В процессе выполнения режима необходимо учитывать состояние здоровья детей, уровень их психического развития. Детям ослабленным или перенесшим заболевание увеличивается время на сон, пребывание на воздухе; вносятся необходимые изменения и в содержание воспитательно-образовательной работы.

Следующее требование — постоянство режима: вовремя есть, заниматься, играть, спать. Оно способствует выработке у детей устойчивого динамического стереотипа, приучает к порядку, дисциплинированности. Нарушения режима отрицательно сказываются на здоровье детей и их Поведении: они перевозбуждаются, начинают капризничать, между ними могут возникнуть ссоры.

При составлении режима учитывается время года. Так, в летний период увеличивается время для пребывания детей на свежем воздухе, их поднимают утром раньше, а вечером укладывают спать позже.

Необходимо учитывать также длительность пребывания детей в детском саду. В садах с 12—24-часовым пребыванием во второй половине больше времени отводится на игры, на прогулку.

Режим дня должен учитывать и время работы родителей.

Например, ведомственные детские сады начинают работу с учетом начала трудового дня на предприятиях, соответственно несколько передвигаются часы питания и занятий детей. Однако продолжительность времени, отведенного на игры, занятия, прогулки, и последовательность проведения всех режимных процессов при этом не меняются.

ОСОБЕННОСТИ РЕЖИМА В ДОУ

Режим детского сада предусматривает различные виды детской деятельности: бытовую, игровую, учебную и трудовую. Место, занимаемое той или иной деятельностью, и время, отведенное для нее в режиме, определяется возрастом детей. Так, в младших группах значительное время отводится на бытовые процессы. Затем оно сокращается, а увеличивается время на другие виды деятельности (игра, труд, занятия).

Игре как основному виду деятельности дошкольников в детском саду отводится много времени: до завтрака и после него, в перерывах между занятиями, после дневного сна, на дневной и вечерней прогулке. Воспитатель должен создать детям условия для всех видов игр.

Во всех группах предусмотрено время для занятий; длительность их постепенно увеличивается. Специальное время отводится и для трудовой деятельности детей (уход за растениями и животными в утренние часы, занятия по труду, работа на участке и т. д.). От группы к группе она несколько возрастает, однако всегда занимает в режиме дня значительно меньшее место, чем игра и обучение.

Режим жизни детей круглосуточных групп имеет свою специфику. Так, например, занятия в этих группах могут начинаться на 20—30 мин. раньше, удлиняется утренняя прогулка и т. д.

Примерный режим дня детей дошкольного возраста:

Ø Подъем, утренний туалет

Ø Прием, утренняя гимнастика

Ø Завтрак

Ø Занятия

Ø Прогулка

Ø Обед

Ø Сон

Ø Полдник

Ø Прогулка

Ø Ужин

Ø Уход домой

Ø Прогулка

Ø Спокойные игры, гигиенические процедуры

Ø Ночной сон

Каждый режимный процесс имеет свое значение, место и время (привести примеры организации утреннего приема, прогулки, приема пищи, укладывания на сон).

 

16. СВОЕОБРАЗИЕ И ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ВИДЫ, ФОРМЫ И УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА.

 

На современном этапе проблеме трудового воспитания уделяется мало внимания. В новых педагогических программах воспитания дошкольников этот раздел отсутствует. На страницах профессиональных журналов также редко встречаются статьи по проблеме трудового воспитания. Данная тенденция не только неправомерна, но и таит в себе опасность, связанную с задержкой в развитии личности ребенка.

В Энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Отличие труда ребенка от труда взрослого.

· Ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей.

· Труд детей носит воспитывающий характер. Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми.

· Близость труда детей к игре. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру.

· В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения, но это не профессиональные навыки, а навыки, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, самостоятельным.

· Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер.

· Несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагает участие и помощь взрослого.

· Раньше трудовое воспитание было направлено на успешное освоение детьми трудового опыта, включающего ЗУН трудовой деятельности.

· Современная концепция трудового воспитания гласит о том, что главная цель трудового воспитания – формирование у детей нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда (то есть нравственное воспитание через трудовую деятельность). Сегодня говорят о нравственно-трудовом воспитании, о формировании предпосылок трудовой деятельности.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.