Сравнительный анализ бихевиористского и когнитивистского подходов к обучению. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Сравнительный анализ бихевиористского и когнитивистского подходов к обучению.

2017-11-27 579
Сравнительный анализ бихевиористского и когнитивистского подходов к обучению. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные различия между бихевиористским и когнитивистским подходом к обучению

· Главные понятия

В бихевиоризме – стимулы, реакции, подкрепления; связь между поведением и окружающей средой.

У когнитивистов – высшие психические процессы.

· Основные метафоры

В бихевиоризме метафора часов.

У когнитивистов метафора компьютера, обработки информации компьютерной программой.

· Наиболее часто используемые испытуемые

В бихевиоризме – животные (культ белой крысы).

В когнитивизме – люди.

· Основные задачи

· Фокус обучения

Бихевиоризм – результат, который можно наблюдать.

Когнитивизм – процесс.

· Мотивация и направленность обратной связи

· Показатели меры обученности

В бихевиоризме – скорость ответной реакции.

В когнитивизме – способность решать целый ряд задач, перенос на другие области знаний.

· Пределы теорий

В бихевиоризме – широкие теории, цель которых объяснить все значимые аспекты поведения.

В когнитивизме – узконаправленные теории, направленные для объяснения более специфичных процессов и видов поведения.

 

Бихевиоризм в качестве предмета исследования научной психологии выдвинул разные формы поведения, которые понимались как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

«Похоже, что пришло время, когда психология просто обязана отбросить всякие ссылки на такое понятие, как сознание» (1913).

 

Психология как наука о поведении (1919, 1924) утверждает, что наиболее плодотворная отправная точка для психологии, это изучение не самого себя, а поведения своего соседа, другими словами, она предполагает, что изучающему следовало бы держаться того взгляда, что самый интересный и полезный метод, это изучение поведения других человеческих существ, а также мотивов, их направляющих.

Три принципа:

· Содержанием психологии должно быть поведение, а не сознание.

· Её метод должен быть объективным, а не интроспективным.

· Целью психологии должны быть предсказание и контроль за поведением, а не фундаментальное понимание психических явлений.

 

 

Когнитивный взгляд на обучение

Общий подход, который рассматривает обучение как активный умственный процесс приобретения, запоминания и использования знаний.

 

Здесь можно привести подход Ганье и его понимание «подкрепления».

Академическая самоэффективность, её роль в обучении. Факторы, способствующие ее снижению и поддержке в учебном процессе.

Источники мнения учащихся о собственной эффективности и возможности её развития у субъекта учебной деятельности.

Самоэффективность – суждение людей об их способностях организовать и выполнить последовательности действий, требуемых для достижения установленных заранее результатов деятельности (А. Бандура).

Самоэффективность – это самооценка в деятельности.

 

Исследования самоэффективности

Самоэффективность исследовалась в более чем 10 000 исследований за последние 25 лет. Стала фокусом исследований в бизнесе, образовании, спорте, медицине. Только в 2004 г. была опубликована в среднем 1,67 статья в день по самоэффективности. Одна и немногих больших теорий, которые продолжают процветать в XXI веке.

 

Академическая самоэффективность и успешность учебной деятельности (эксперимент M. Collins, 1985).

Были выделены 3 группы детей (высокий, средний, низкий уровни математических способностей). Каждая из групп была разделена на подгруппы по критерию самоэффективности (высокая, низкая).

Детям были предложены сложные математические задачи.

Дети с высоким уровнем самоэффективности лучше справились с задачами. В целом формы кривых были похожими. Но было показано, что уровень самоэффективности оказывает наибольшую поддержку детям с низкими математическими способностями.

 

Эксперимент Коллинc (Collins, 1982; см. Гордеева)

Коллинс показала, что вера в свои способности (самоэффективность) является лучшим предиктором положительного отношения к математике, чем реальные способности индивида, и напрямую влияет на результат деятельности, значительно повышая ее эффективность. Она разделила детей на группы с высокими и низкими представлениями о своей эффективности внутри каждого их трех уровней математических способностей. Учащиеся, которые верили в свою эффективность, быстрее отказывались от ошибочных стратегий решения задач, больше работали над задачами, вызывающими трудности, и достигали лучших результатов, чем дети, имевшие равные с ними способности, но сомневавшимися в себе.

 

Механизмы влияния самоэффективности на мотивацию и поведение

Влияние самоэффективности на выбор типа и уровня трудности целей. На настойчивость.

 

Академическая самоэффективность как предиктор успешности в учебной деятельности.

Самоэффективность отвечает за 25% (предсказывает) дисперсии в академических достижениях (Pajeres, 2005).

Самоэффективность является наилучшим (их всех психологических и социальных переменных) предиктором академической успешности.

 

Метаанализ Мултона с коллегами (1991)

Эффекты выражены сильнее у старшеклассников (0,41) и студентов (0,35), чем у учащихся начальной школы (0,21).

Самоэффективность оказывает большую поддержку для учащихся с низкими способностями.

 

Источники снижения академической самоэффективности

В классе действует жёсткая система преподавания, требующая, чтобы всех учили одному и тому же в одно и то же время. Учеников разделяют на группы по способностям (гимназические классы), понижая тем самым самоэффективность у тех, кто попал в групп менее способных. При выполнении задания присутствуют элементы конкурентности, что обрекает на неудачу многих, чтобы обеспечить успех относительно малому числу детей. Проблема – дети сравнивают себя друг с другом.

 

Пути повышения самоэффективности

Разнообразие занятий, небольшие заданиях, их большое количество, создание ситуации реального успеха, учить ставить реалистичные цели.

Больше использовать подходы, основанные на сотрудничестве, ориентироваться на индивидуальные достижения.

Избегать вынесения сравнительных оценок.

Сообщать заранее критерии выставления отметок.

Поддерживать веру в достигаемость успеха с помощью усилий и продуманных стратегий, помогать осуществлять рефлексию успехов (роль родителей).

Использовать адекватные формы похвалы.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.