Наглядные формы пропаганды книги. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наглядные формы пропаганды книги.

2017-11-27 999
Наглядные формы пропаганды книги. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В руководстве детским чтением видное место занимает наглядная пропаганда книги. Книжные выставки, плакаты, рекомендательные списки своей наглядностью привлекают внимание читателя к литературе, помогают ему в выборе книг, содействуют разносторонности его чтения.

Наглядные материалы могут быть разнообразными по содержанию и оформлению, но все они должны отвечать общим требованиям: быть актуальными по своей тематике, рекомендовать лучшую по своему идейному уровню, художественным и научным достоинствам литературу, быть доступными читателям определенного возраста.

Книжные выставки.

Одной из наиболее эффективных форм наглядной пропаганды книги является книжная выставка. Читатель видит на выставке книги и статьи периодической печати, объединенные одной темой, данные в определенной последовательности. Это помогает систематизировать чтение юных читателей.

Тематика книжных выставок разнообразна, так как организуются выставки с разными целями.

Значительное количество выставок оформляется в связи со знаменательными и юбилейными датами, приурочивается к массовым мероприятиям, организуемым библиотекой.

1. Громкое чтение и художественное рассказывание.

Громкое чтение в силу своих особенностей является одним из самых действенных средств пропаганды книги. Хорошее, выразительное чтение эмоционально затрагивает ребенка, помогает ему лучше воспринять книгу, способствует более глубокому пониманию её содержания, пробуждает интерес к литературному произведению. Чтение вслух помогает школе в разрешении одной из важных воспитательных задач- развитию литературной речи детей, обогащению и расширению их словаря. Основной материал для громкого чтения дают любимые всеми детьми народные сказки. Многие дети неохотно читают стихи и не любят их. Выразительное чтение вслух лучших стихотворений поможет привить им любовь к поэзии. В этом направлении мы проводим конкурсы чтецов.

2. Обзоры литературы.

Задачи обзоров литературы: показать литературу по одной из отраслей знания; рекомендовать книги в помощь школьной программе того или иного класса: «Что читать по литературному чтению учащимся 4 класса». Проводить и тематические обзоры, например, «Книги о животных». Каждый обзор должен быть не простым перечислением названий и пересказом содержания рекомендуемых книг, но и своего рода «уроком» по привитию навыков культуры чтения. С этой целью используем минивикторины, кроссорды. Иногда начинаем с загадки или с вопроса: «знаете ли вы, какая самая маленькая птица в мире?» (о книге «Что такое? Кто такой?». Также важны обзоры новых поступлений.

Значение наглядной пропаганды огромное. Дети должны непременно видеть книги, иметь возможность взять их в руки, посмотреть иллюстрации.

3. Обсуждение книг.

Обсуждение книги- это коллективная беседа, в которой читатели делятся своими мнениями о прочитанном, оценивают поступки героев книги. Воспитательное значение такой беседы очень велико. Обсуждение книги- хорошая целевая установка для внимательного, вдумчивого чтения; оно заставляет с интересом читать книгу. Дети учатся последовательно и убедительно выражать свои мысли. Коллективная беседа часто вызывает споры, заставляет искать и находить самые необходимые доводы.

4. Литературные викторины.

Литературные викторины по творчеству писателей позволяют учащимся больше прочитать книг конкретного автора, познакомиться с его биографией.

5. Литературные игры.

Участие в литературной игре вырабатывают у школьников умение внимательно читать литературный текст, правильно отбирать цитаты, обоснованно отстаивать свое мнение о книге и её героях, подкрепляя его конкретными фактами. (Например, «Мои любимые персонажи»). Игры знакомят ближе с творчеством писателей.

6. Библиотекари и актив школьной библиотеки.

«Надо, чтобы ребенок явился пропагандистом книги, чтобы, прочитав книгу, он шел к другим ребятам, рассказывал о прочитанном, пробуждая интерес к чтению, желание записываться в библиотеку…» - вот важная цель актива библиотеки.

Это основные методы по воспитанию культуры чтения учащихся начальных классов. Благодаря умелой совместной организации этой работы библиотекаря и учителя, можно добиться хороших результатов.

 


Одной из главных задач работы библиотеки является воспитание интереса и любви к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст, то есть всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого читателя, литературно образованного человека.

В свете решения данной задачи необходимо показать книгу как эстетическую, духовную ценность, как произведение искусства, познакомить с различными произведениями детской литературы, с разными жанрами. развивать речь, языковое чутье, воображение, фантазию, память, прививать интерес к книге и художественной литературе, показывать ее как возможность понять себя, людей, окружающий мир.

Как научить ребенка любить литературу? Научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. С.Маршак говорил, что есть талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить и воспитать.

Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит “вглядываться” в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность.

Читатель в ребенке начинается раньше, чем он научится читать. Умение составлять слоги и слова – это лишь техника, настоящее чтение – это источник духовного обогащения. И очень много может дать ребенку школьная библиотека.

В школьной библиотеке создана непринужденная дружеская атмосфера общения с маленьким читателем, вызванная обоюдным интересом к книге. Библиотекарь – это посредник между читателем и книгой, читателем и писателем.

Библиотекарь опирается на учет возрастных индивидуально-психологических особенностей личности ребенка младшего возраста. Начальный период школьного детства 7-8 лет характеризуется несоответствием между относительно высокими требованиями восприятия произведения и несовершенной техникой чтения.

Записывая первоклассников в библиотеку, я узнаю через классных руководителей, как они читают. Это во многом определяет, какие книги рекомендовать им для самостоятельного чтения, а с какими они должны познакомиться, слушая чтение взрослого – родителей, библиотекаря.

Читатели 8-9 лет уже способны смотреть на своих героев и события, изображенные в книге, не изнутри, а как бы со стороны, поэтому возникают условия для более мотивированного, а значит, и более глубокого оценочного отношения к изображаемому.

Однако свое отношение к прочитанному они еще не могут выразить в суждениях. Всю гамму своих переживаний они чаще выражают одним словом – “нравится”. Этот универсальный критерий отношения к прочитанному характерен именно для данного возраста.

В практике школьно библиотеки используются методы индивидуального и массового руководства чтением и их формы.

В основе индивидуального метода руководства чтением – учет индивидуальных особенностей читательского развития ребенка, его интересов, увлечений, способностей.

В повседневной работе на абонементе и в читальном зале широко распространены рекомендательные беседы, беседы о прочитанном, индивидуальные консультации у книжных выставок. Во время рекомендательной беседы библиотекарь помогает не только выбрать конкретную книгу, но и старается вызвать у читателя интерес к ней, создавая соответствующую установку ее восприятия.

Характер рекомендательной беседы зависит от запросов читателя, его возраста, уровня его развития. Сначала выясняется, о чем хотел бы прочитать ребенок, затем показываются книги различной тематики. Это помогает читателю сделать выбор, приучает точнее формулировать спрос.

При возвращении книги читателем с ним проводится беседа. Беседа о прочитанном позволяет понять уровень и качество восприятия читателем книги.

Основными формами массового руководства чтением детей являются книжные выставки, обзоры литературы, групповые беседы о прочитанном, обсуждения книг, разнообразные литературные праздники и игры.

Книжная выставка экспонируется в течение определенного времени, призвана возбудить интерес к литературе, а также к вопросам и темам, которые раньше не привлекали его внимание.

В течение учебного года в библиотеке работают постоянные и переменные выставки. Постоянные книжные выставки: «Чудеса со всего света», «В гостях у сказки». Переменные книжные выставки формируются к важнейшим историческим датам, праздникам, юбилеям писателей, поэтов, деятелей искусства, науки и техники: «Самый город городился своей древностью…», «Звезда горит среди вселенной…» (к юбилею И.А.Бунина), «Я – гражданин России», «Живым – поклон. Павшим – память», «Липецкая область. История и современность», «Встреча с Пришвиным», «Здравствуй, Олимпиада»

Библиотекарь не просто организует книжную выставку, но и обращает внимание детей на книги, расположенные на ней.

Особое место в формировании культуры чтения ребенка и развитии детей занимает массовая работа с читателями, которая для для активных читателей является формой подведения определенного итога в работе, праздником творчества ребят; для других участников – эмоционально привлекательной формой рекомендации книг, пробуждения и формирования читательского интереса.

В связи с ремонтом в библиотеке в начале учебного года была активизирована совместная работа школьной библиотеки и библиотек ГБС.

Так, в сентябре в детской библиотеке им. А.С. Пушкина школьники

3 «Г» класса(кл. рук. Клокова О.В.) стали участниками познавательно-развлекательной программы «Путешествие в Школоград», посвященной Дню знаний. Ребята совершили путешествие по библиотеке, побывали в ее отделах, а затем приняли активное участие в игре «Школьное поле чудес», которая состояла из нескольких туров. Дети отвечали на вопросы по разным темам, узнавали литературных героев, разгадывали загадки о школе и школьных предметах. В каждом конкурсе за правильный ответ давались жетончики, и победитель определялся по их подсчету в конце мероприятия. Все участники были награждены памятными медальками.

Дню народного единства было посвящено литературно-историческое путешествие «Имя - Россия», в котором приняли участие учащиеся осеннего школьного лагеря. С целью рекламы и привлечения читателей были представлены панно из фотографий детей «Наши читатели», панно «Дерево» в виде дерева, символизирующего библиотеку им. Пушкина с листочками-отзывами детей о библиотеке, художественные работы детей в рамках конкурса рисунка «Мой Елец». Был подготовлен раздаточный материал, используемый учащимися для выступлений и участия в краеведческой викторине. Мероприятие прошло очень интересно, оживленно. Самые активные участники были награждены призами.

В ноябре на фольклорно-игровые посиделки «У Осени в гостях» в библиотеку-филиал №7 пришли ребята 3 «В» класса (учитель Герасимова Г. Н.). Красавица Осень принесла свои дары и загадала ребятам много загадок об осенних месяцах, явлениях природы, дарах леса и огорода.

Дети, разделившись на 2 команды – “Октябрь” и “Ноябрь” приняли участие в разнообразных конкурсах. Читали стихи об осени, угадывали авторов известных стихотворений, вспоминали пословицы и народные приметы осени, разгадывали “Овощные загадки”.

Посиделки очень понравились ребятам, они ушли из библиотеки довольные и с хорошим настроением! Многие записались в библиотеку и стали ее читателями.

В федеральном государственном стандарте начального общего образования значительное место отведено требованиям к условиям реализации стандарта. Внимание акцентируется на создание комфортной, развивающей образовательной среды учебного заведения. В трактовке стандарта для этого понятия подразумеваются такие качества образования, как открытость, доступность, и привлекательность.

Все эти качества образования обеспечены в школьной библиотеке после ремонта.

В библиотеке имеется 3 компьютера, выход в Интернет. Многие учителя, обучающиеся и родители младших школьников пользуются документами библиотеки не только на печатных носителях, но и Итернет-ресурсами для подготовки к урокам, внеклассным мероприятия.

Читальный зал не бывает пустым: на каждой перемене многие обучающиеся пользуются услугами библиотеки – читают журналы, справочную литературу, ищут информацию в Интернете для подготовки к урокам.

4 декабря накануне приближающейся знаменательной даты г. Ельца в читальном зале школьной библиотеки прошел день памяти «Война. Победа. Память», посвященного 72-ой годовщине Елецкой операции. Обучающиеся 4 «Б» класса узнали о событиях декабря 1941-го года, просмотрели презентацию по данной теме, ответили на вопросы кроссворда.

Завершилось мероприятие рассказами детей о своих дедушках и бабушках, которые были участниками Великой Отечественной войны, а Федоров Вячеслав прочитал стихотворение собственного сочинение, посвященное родному городу.

Культура чтения предполагает воспитание грамотного читателя, т. е. читателя, который умеет выделить главное в тексте, умеет анализировать, делать выводы. Воспитанию грамотного читателя способствует исследовательская работа обучающихся. Так, учащиеся 4-х классов работали над созданием проекта «Всякое слово славит Господа». Ученики искали произведения русских писателей и поэтов, в которых отражаются их религиозные взгляды. Использовались не только печатные издания, но Интернет-ресурсы. Была проделана огромная работа по чтению, выявлению, анализу прочитанных произведений, сделан вывод: «Многие русские писатели и поэты были христианами и прославляли в своих произведениях Господа». Проекты обучающихся хранятся в библиотеке и используются в качестве вспомогательного средства для знакомства школьников с той или иной темой.

Формированию культуры чтения, воспитанию грамотного читателя способствуют библиотечные уроки, которые проводятся на классных часах, уроках литературы, в библиотеке им. Пушкина. Содержание таких уроков с каждым годом усложняется. Так, например, в начальной школе учащиеся знакомятся с элементами книги, с правилами выбора книг в библиотеке, а школьники среднего звена изучают структуру книги, учатся пользоваться научно-справочным аппаратом книги, каталогами, словарями, знакомятся с системой расстановки книг в библиотеке

Цель уроков – научить учащихся пользоваться библиотекой и книгой с минимальной потерей времени для поиска нужной информации.

Работа по привлечению ученика в библиотеку с целью показать величие слова, научить самостоятельно находить нужную информацию

постоянно проводится и будет продолжаться.

Библиотекарь


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.