Проблемное обучение: постановка и решение учебной деятельности. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Проблемное обучение: постановка и решение учебной деятельности.

2017-11-27 215
Проблемное обучение: постановка и решение учебной деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

 

Учебная проблема – форма реализации принципа проблемности в обучении.

Учебная проблема – явление субъективное и существует в сознании ученика в

идеальной форме, в мысли, так же как любое суждение, пока оно не станет

логически завершенным.

Задача – явление объективное, для ученика она существует с самого начала в материальной форме, и превращается задача в субъективное явление лишь после ее восприятия и осознания.

Основными элементами учебной проблемы являются «известное» и

«неизвестное» (нужно найти «связь», «отношение» между известным и

неизвестным). В условиях задачи обязательно содержатся такие элементы, как

«данное» и «требования».

Учебная проблема – форма проявления логико-психологического

противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного

поиска, пробуждающее интерес к исследованию (объяснению) сущности

неизвестного и ведущее к усвоению нового понятия или нового способа

действия.

Основные функции учебной проблемы:

1) Определение направления умственного поиска, то есть деятельности ученика

по нахождению способа решения проблемы.

2) Формирование познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности

ученика по усвоению новых знаний.

Знание учителем основных требований к учебной программе является одним

из важнейших условий успешной постановки проблемы и организации

самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Постановка учебной проблемы осуществляется в несколько этапов:

а) анализ проблемной ситуации;

б) осознание сущности затруднения – видение проблемы;

в) словесная формулировка проблемы.

Учебная проблема не является проблемой для учителя. Учитель ставит

перед учениками проблемный вопрос или проблемную задачу.

Процесс постановки учебной проблемы должен осуществляться с учетом

основных логических и дидактических правил:

1) отделение известного от неизвестного,

2) локализация неизвестного,

3) определение возможных условий для успешного решения,

4) наличие в формулировке проблемы неопределенности.

 

Процесс решения учебной проблемы.

 

Решение любой проблемы начинается с ее правильной и четкой

формулировки.

Существует три вида решения проблемы в зависимости от наличия у

решающего определенного опыта в отношении данного класса проблемных задач.

Первый вид решения. у решающего нет никакого прежнего опыта. субъект идет путем проб и ошибок до тех пор, пока одна из проб не приведет к решению проблемы.

Второй вид решения. У человека имеются некоторые формулы, схемы и другие виды опыта. Решение происходит здесь в форме узнавания в предложенной ситуации одной изимеющихся схем.

Третий вид решения проблем заключается в том, что у человека имеется

некоторый опыт, но опыт этот во всей его совокупности не позволяет человеку

решить данную проблему. Решение состоит в том, что создаются на

основе анализа условий задачи специально для данного случая новая, не

имевшаяся ранее схема действий.

Существенной чертой процесса решения проблем является сбор информации

о признаках и свойствах элементов, составляющих проблемную ситуацию.

Логика решения учебной проблемы:

а) составление плана решения проблемы (обязательно план включает в себя

выбор вариантов решения),

б) выдвижение предположения и обоснование гипотезы, (возникает в результате

«мысленного забегания вперед»);

в) доказательство гипотезы (осуществляется путем выведения из гипотезы

следствий, которые проверяются);

г) проверка решения проблемы (сопоставление цели, требования задачи и

полученного результата, соответствие теоретических выводов практике);

д) повторение и анализ процесса решения.

Решение задачи есть результат преодоления противоречий

учебного процесса вообще и основного противоречия познавательной проблемы в

частности, есть результат активного мыслительного процесса, при котором

отбрасываются неверные гипотезы и выбираются правильные, обоснованные.

Решение учащимися проблемы, имеет преимущество перед простым заучиванием готовой информации. При решении проблемы учащийся активно мыслит. А это

приводит не только к прочности и глубине знаний, приобретенных

самостоятельно, но и к ценнейшему качеству ума – умению ориентироваться в

любой ситуации и самостоятельно находить пути решения любой проблемы.

 

Проблемным учением является такая учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний, при которой учащимися воспринимаются объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, с той или иной степенью самостоятельности анализируются формулировки проблем и достигается их решение посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения.

 

Действие этого механизма и основа всего проблемного обучения основаны на психологической теории мышления, выдвинутой в советской психологической школе еще С.Л.Рубинштейном. В его теории мышление представляет собой продуктивный процесс, связующий воедино объекты познаваемой действительности. Согласно его концепции именно проблемной ситуацией, противоречием, определяется вовлечение личности в мыслительный процесс.

 

Мыслительная активность является характеристикой развития интеллекта, воспитание которого является одной из основных задач всестороннего гармонического развития личности. Высокая степень мыслительной активности является необходимым условием для эффективного обучения.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.