Охарактеризуйте влияние современных средств массовых коммуникаций на социализацию и воспитание детей и молодежи — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Охарактеризуйте влияние современных средств массовых коммуникаций на социализацию и воспитание детей и молодежи

2017-11-27 445
Охарактеризуйте влияние современных средств массовых коммуникаций на социализацию и воспитание детей и молодежи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Средства массовой коммуникации – это различные технические средства, основной функцией которых является распространение информации на многочисленные аудитории. Рассматривая средства массовой коммуникации как один из факторов социализации, надо учитывать, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не столько отдельный индивид (хотя и он тоже), сколько сознание и поведение больших групп людей, которые составляют аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации – читателей одной газеты, слушателей конкретной радиостанции, зрителей различных телеканалов, пользователей компьютерных сетей. Определить, к какой группе факторов социализации принадлежат средства массовой информации, достаточно трудно.

Средства массовой коммуникации могут также выступать в качестве мезофакторов социализации. Об этом свидетельствуют материалы массовых опросов, подтверждающие повышение уровня избирательного потребления информации. А поскольку основную массу населения затрагивают обстоятельства повседневной жизни, постольку этот выбор совершается чаще в пользу региональных средств массовой коммуникации, по которым идет соответствующая информация.

Роль средств массовой коммуникации в социализации общества определяется несколькими обстоятельствами.

Во-первых, средства массовой коммуникации выполняют рекреативную роль, т. е. определяют занятия людей в свободное время.

Во-вторых, средства массовой коммуникации наряду с рекреативной ролью выполняют релаксационную роль. Она приобретает специфический характер, когда речь идет о подростках и юношах.

Немаловажную роль играют средства массовой коммуникации в развитии человека.

Компьютерные сети начинают играть колоссальную роль в стихийной социализации подрастающего поколения.

Средства массовой коммуникации, являясь одним из социальных институтов, выполняют заказ общества и отдельных социальных групп (имеющих политическую и экономическую власть). Это и позволяет считать, что средства массовой коммуникации в той или иной мере оказывают относительно направленное влияние на социализацию.

Средства массовой коммуникации способствуютусво-ению людьми определенных социальных норм и формированию ценностных ориентаций в политической, экономической и других сферах общественной жизни.

Самоизменение человека в процессе социализации под влиянием средств массовой коммуникации идет в различных направлениях и имеет как положительный, так и отрицательный вектор.

Система воспитания до недавнего времени не ставила перед собой цель подготовки подрастающих поколений к взаимодействию со всеми средствами массовой коммуникации. В современных же условиях умение человека использовать тот познавательный и иной потенциал, который они несут, приобретает все большее значение.

Этнокультурные особенности белорусского народа. Этнос как фактор социализации

Влияние этнокультурных условий на социализацию человека наиболее существенно определяется тем, что принято называть менталитетом (понятие, введенное в начале XX в. французским ученым Л. Леви-Брюлем).

Менталитет - это глубинный духовный склад, совокупность коллективных представлений на неосознанном уровне, присущие этносу как большой группе людей, сформировавшейся в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях.

Менталитет этноса определяет свойственные его представителям способы видеть и воспринимать окружающий мир и на когнитивном, и на аффективном, и на прагматическом уровнях. Менталитет в связи с этим проявляется и в свойственных представителям этноса способах действовать в окружающем мире.

Под национальным менталитетом понимается специфический способ мышления, мировосприятия или «мирочувствия», свойственный той или иной социально-этнической общности.

Менталитет белорусов формировался под влиянием разнообразных этнических, социально-исторических и геополитических факторов. Он складывался на протяжении жизни многих поколений. В нем нашли отражение традиции и обычаи, повседневный опыт народа [1, с. 115-118].

Неотъемлемой частью белорусского менталитета является миролюбие, покладистость, толерантность. Белорус - человек незлобивый, незлорадный и немстительный. Когда он встречает доброжелательное отношение к себе, всегда отвечает тем же. Аркадий Смолич писал, что белорус «не имеет в характере того риска, открытой и грубой простоты, характерных для московца». Кроме этого, он «не имеет легкомысленности, светскости и самохвальства, которым так часто отличаются поляки» [4]. От евреев белорусы отличаются меньшей энергичностью, настойчивостью, менее развитым умением приспосабливаться к различным обстоятельствам и т.д.

Характерные черты толерантности белорусского народа выразительно проявились еще во времена ВКЛ. Это естественным образом совпало с высоким уровнем развития белорусской культуры. После объединения с польскими землями создания в 1569 году нового государства - Речи Посполитой, традиции толерантности определенный период продолжали сохраняться, что находило подтверждение в разных проявлениях культурной жизни, в том числе в культуре политических и правовых отношений. В 1573 году на Варшавском сейме была принята так называемая Конфедерация, которая законодательно закрепила равенство всех христианских конфессий. Она представляла собой основной публично-правовой акт ВКЛ времен Речи Посполитой. Акт Конфедерации 1573 г. вошел в Статут 1588 г. - главный правовой свод, который действовал на территории ВКЛ до конца XVII в. и даже позже, уже в границах Российской империи.

Как справедливо замечает Р. Максимович, «все важнейшие религиозно-мировоззренческие перемены в Беларуси - приход христианства в X в., появление католицизма, стремительный поток и отток реформационного движения в XVI-XVII вв. позднейшая католическая реакция и религиозная уния 1569 г. - совершались на белорусских землях без кровавых братоубийственных сражений, так характерных и частых в те времена для многих стран Западной Европы. История Беларуси не знает ни инквизиторских огней, ни Варфоломеевских ночей» (цит. по: [5]).

За советский период нашей истории толерантные черты белорусского менталитета еще больше усилились. Белорусам чужд революционизм и политический авантюризм. Они не склонны к радикальным изменениям в своей социальной жизни. Поэтому не случайно в истории нашей страны никогда не было широкого националистического и радикального политических движений. Она развивалась скорее эволюционным образом, нежели путем скачков и революций. Отсюда, может быть, замедленные темпы и нынешних преобразований в нашей республике.

Толерантность белорусов - результат длительного развития. Отсутствие межнациональной вражды в нынешней Беларуси имеет, помимо всего прочего, и исторические корни. Жизнь в условиях полиэтнических государств (Великое княжество Литовское, Речь Посполитая, Российское княжество, СССР) научила белорусов отдавать предпочтение общесоциальным ценностям и не выпячивать этнические интересы.

В настоящее время в средствах массовой информации, особенно в периодической печати, появилось немало публикаций, посвященных выявлению различных аспектов толерантности белорусского народа. Однако в этих материалах толерантность нередко трактуется только как терпимость и даже покорность. Высказывается мысль, что это отрицательная черта белорусов. «Национальное самосознание, - пишет Ю. Борисевич, - неизбежно по определенной системе должно быть агрессивным. Белорусы до сих пор не стали нацией именно потому, что были слишком покладистым и участливым. Чтобы стать нацией, необязательно воспринимать соседей как врагов, но их нужно воспринимать как других, чужих людей/./ Для национального самосознания мир бывает более опасным, нежели война. Война является экзистенциональной ситуацией, которая заставляет каждого человека уяснить, с кем он и против кого он живет» [6].

Если взглянуть на проблему с объективных позиций, нельзя не признать, что определенная доля истины в этом рассуждении имеется. Известно, что общая ненависть к чему-либо сплачивает людей сильнее, нежели любовь. Вместе с тем, нельзя не согласиться, что повышение национального самосознания таким способом достигается слишком дорогой ценой. Цель в данном случае не оправдывает средства. Как уже отмечалось, исторический опыт из жизни наших предков свидетельствует, что благородные черты их толерантности всегда соединялись с героической борьбой с захватчиками. Это можно проиллюстрировать многочисленными страницами нашей истории, от борьбы с крестоносцами до борьбы с немецко-фашистскими захватчиками.

 

Само собой разумеется, у толерантности и ненасилия как основных жизненных принципов имеется немало общих черт. С парадигмой ненасилия толерантность сближают прежде всего поиски справедливости без ответного насилия, обращенность к нравственному идеалу в человеке, критическое отношение к себе с точки зрения того, что могло бы вызвать враждебную позицию оппонентов, Отказ от монополии на истину и разумный компромисс решений. Толерантность не предлагает агрессии, но дает самозащиту по причине самодостаточности, снимая страх перед чужеродным влиянием и охраняя саморегуляцию жизненных процессов. Она является как бы обязательством достигать целей, не выходя за рамки нравственно дозволенного [2, с. 30-32].

Система ценностей белорусов формировалась под влиянием западно - и восточнославянской культур. Она имеет много общего с ценностями русского общества (с общеславянскими ценностями). В то же время для нее характерны свои особые, специфические черты. Общие ценности - коллективизм, стремление к справедливости, ориентация на общинно-коллективистские (евразийские), а не на индивидуалистические (западноевропейские) ценности существования. Для белорусов, как и для русских и украинцев, основным является не личность, а коллектив, общество с идеалами братской любви и солидарности. Формирование духовных ценностей белорусского народа во многом связано с влиянием православно-византийского духовного наследия.

Для белорусов характерным является уважение права, законопослушание. Одно из главных мест в этой системе занимает толерантность (высокая степень национальной, расовой, конфессиональной и др. видов терпимости), трудолюбие, бережное отношение к земле и дому. Толерантность белорусов связана не только с поликонфессиональной средой, но и выступает как жизненная необходимость поддержания сложного равновесия, баланса разнонаправленных сил и влияний, в сфере которых постоянно оказывался белорусский народ на протяжении своей истории. Исключительная любовь к родной земле, привязанность к родным местам, хозяйственность, бережливость, трудолюбие, преданность семье и семейно-родовая солидарность - характерные черты белорусов [3].


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.