Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2017-11-27 | 137 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
КАК ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОБРАБОТКА
ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ
Жизнь всегда разнообразнее и неожиданнее любых проектов. Особенно это проявляется в педагогике. Нельзя допустить, чтобы какой-либо план, пособие, сценарий оказывали насильственное влияние на воспитанника, ломали его волю, навязывали ему идеологию. Педагог располагает достаточным количеством методов, средств, форм для выбора именно того, что нужно воспитанникам. В этом подборе и состоит великая деятельность педагога по отношению к
учащимся.
Рассмотрим, каков порядок действий педагога при проектировании. Для этого необходимо охарактеризовать каждую деталь педагогического проектирования.
1. Анализ объекта проектирования требует прежде всего определить, что именно педагог проектирует: систему, процесс или ситуацию. Особенность каждого из этих объектов — стратометрическое построение, означающее, что большие системы и маленькие ситуации нелинейны, имеют множество накладывающихся структур (слоев, пластов).
2. Выбор форм проектирования зависит от выбора этапа и их количества, которое предстоит пройти. Любая форма проектирования должна быть целесообразной, потребной и соответствующей особенностям учащихся и педагогов, их возможностям. В противном случае любая из форм будет восприниматься как формальная.
3. Теоретическое обеспечение проектирования — поиск информации: а) деятельности подобных объектов в других местах; б) проектирования подобных объектов другими педагогами в теоретических и эмпирических исследованиях влияния на человека педагогических систем и процессов и того или иного решения ситуаций.
|
4. Методическое обеспечение проектирования включает создание инструментария проектирования: составление схем
образцов, документов и т.д. Желательно иметь несколько вариантов каждого документа для выбора наиболее удобной и целесообразной структуры. Сюда входят содержательное обеспечение проектирования педпроцессов или ситуаций.
5. Пространственно-временное обеспечение проектирования связано с тем, что любой проект тогда получает реальную ценность и способен быть реализован, если при его разработке учитывается время и определенное пространство.
6. Материально-техническое обеспечение выполняет несколько функций в процессе проектирования: во-первых, оно представляет необходимую технику и средства для осуществления самой деятельности по проектированию; во-вторых, обеспечивает материально-техническую часть учащихся из различных источников (госбюджет и распределение фондов); в-третьих, в воспитательных целях оно должно проектироваться как составная часть педагогических моделей, проектов и конструктов, идет ли речь о системах, процессах или ситуациях.
7. Правовое обеспечение проектирования необходимо для создания юридических основ или их учета при разработке деятельности учащихся и педагогов в рамках системы, процессов или ситуаций. Любой педагогический проект не может нарушить конституцию республики, законов и указов верховной власти и сферы непосредственного управления образования.
8. Выбор систематизирующего фактора необходим для создания целостного проекта во взаимосвязи всех его составных частей. Установление связей идет непроизвольно.
9. Установление связей и зависимости компонентов составляет процедуру проектирования. Существует множество видов связей между компонентами в системе, процессе или ситуации. Основные из них: связи происхождения (порождения), построения, содержания и управления.
|
Связи происхождения можно использовать при проектировании интегративного вида образования или интегрального урока, связи построения затрагивают структуру расположения частей, компонентов процесса, а связи содержания — сущность взаимодействующих компонентов — состава и содержания. Связи управления, сохраняя традиционный подход к проектированию, позволяют его изменить, приспосабливая к новой среде, соседствующим системам, процессам и ситуациям.
10. Составление документа, как правило, проводится с учетом существующего общепринятого алгоритма, т.е. перечня обязательных разделов и их структурного построения.
11. Мысленное экспериментирование применения проекта — проигрывание в уме созданного проекта, его самопроверка. Мысленно представляются все особенности его проявления на практике, особенности его влияния на участников, последствия этого влияния.
12. Экспертная оценка проекта — проверка созданной формы проекта сторонниками, специалистами, а также людьми, заинтересованными в его реализации.
13. Корректировка проекта совершается после экспериментирования и экспертной оценки.
14. Принятие решения об использовании проекта — завершающее действие проектирования. После него начинается его применение на практике.
В заключение следует сказать, что перечисленные этапы так или иначе проявляются в проектировании любого педагогического объекта. Осмысление их поможет эту процедуру сделать более экономной, целенаправленной и грамотной.
В начале 70-х гг. XX в. ученые более широко начали трактовать статус педагогики как науки. По их утверждению, она представляет собой область деятельности, в которой совмещаются функция реально протекающего процесса обучения и воспитания и функция создания (проектирования) систем обучения и воспитания. Автор этих суждений, известный методолог В.П. Беспалько (1989) утверждал, что конечная цель всей научной работы в области педагогики — разработка наиболее эффективных систем обучения и воспитания. В.В. Краевский утверждает, что вся научная работа в области педагогики в известном смысле есть работа по основанию педагогических проектов.
В 1989 г. В.П. Беспалько публикует первый самостоятельный труд по педпроектированию, символизирующий признание прав проектирования технологий в педагогике как в науке, так и в практике. То, что в развитых странах уже давно и активно разрабатывается, у нас еще только признается. Огромное влияние на развитие педпроектирования, в том числе и образования, оказало появление вычислительной техники. С ее приходом стала развиваться технологизация методики обучения.
|
В чем же состоит глубинный смысл технологической направленности педагогических исследований и разработок, а следовательно, педтехнологий в целом? Посредством педтехнологий педагоги стремятся свести к минимуму педагогические эксперименты в практическом преподавании и перевести последнее на путь предварительного проектирования. Это может быть успешно сделано только в указанном контексте на языке понятий «дидактическая задача» и «технология обучения».
В отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, предназначенных для учителя, педтехнология предлагает проект учебно-воспитательного процесса, определяющего структуру и содержание учебной деятельности самого учащегося. Если методическая поурочная разработка не может быть воспроизведена каждым учителем, то, как показал опыт программированного обучения, проектирование учебно-воспитательной деятельности ведет к высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся.
Существенная черта педтехнологий — процесс целеобразования, рассматриваемый в двух аспектах: 1) диагностичного целеобразования и объективного контроля качества усвоения учащимися учебного материала; 2) развития личности в целом.
Благодаря представлению о предмете педтехнологии как проекте определенной педсистемы можно сформулировать важный принцип разработки педтехнологии и ее реализации на практике — принцип целостности.
Целостное проектирование позволит получить относительно стабильную документацию с известной гарантией качества подготовки школьников к жизни.
Педпроектирование — это одновременно и наука, и искусство. Как процесс он имеет одновременно и нормативный и творческий характер. Нормативный, т.е. регламентированный, имеет свои этапы, формы, принципы и приемы и совершается педагогом целенаправленно и созидательно. Понять педпроектирование как искусство, значит понять его более широко, вовлечь в этот процесс не только сознание, но и деятельность, чувства, волю. Если педпроектирование — искусство, то оно непременно должно обладать художественными качествами — быть красивым, гармоничным. Для педагога оно требует большего напряжения сил, чувств, сложной работы души. Использование умений петь, рисовать, играть на музыкальном инструменте, понимать музыку, архитектуру, красиво говорить, ходить, одеваться способно обогатить любой педагогический процесс.
|
При проектировании ситуаций большую роль играет моральное творчество — деятельность в сфере морально-эстетических отношений учащихся и педагогов с использованием неповторимых оригинальных подходов, дающих новый результат. Самое распространенное и доступное для педагога и учащегося — дидактическое творчество — деятельность в сфере обучения по изобретению различных способов отбора и структурирования учебного материала. Самый сложный вид педтворчества — технологическое, т.е. деятельность в области педтехнологий и проектирования, когда осуществляются поиск и создание новых педсистем, процессов и ситуаций. Организаторское творчество необходимо в сфере управления и организаторской деятельности по созданию новых способов планирования, контроля взаимодействия учащихся и педагогов.
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!