Достоверного эмпирического материала — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Достоверного эмпирического материала

2017-11-27 121
Достоверного эмпирического материала 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образова­ния, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогические исследования по их направ­ленности можно разделить на фундаментальные, приклад­ные и разработки.

Результатом фундаментальных исследований являются обобщающие концепции, т.е. подведение итогов теорети­ческих и практических достижений педагогики или разра­ботка моделей развития педагогических систем на про­гностической основе.

Прикладные исследования направлены на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогичес­кой практики.

Разработки нужны для обоснования конкретных науч­но-практических рекомендаций, учитывающих уже извес­тные теоретические положения.

Любое педагогическое исследование предполагает оп­ределение общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет иссле­дования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.

Критерий актуальности динамичен, подвижен, зависит от времени, учета конкретных и специфических обстоя­тельств. В самом общем виде актуальность характеризует степень расхождения между спросом на научные идеи и практические рекомендации (для удовлетворения той или иной потребности) и предложениями, которые могут дат!» наука и практика в настоящее время.

Критерий научной новизны применим для оценки каче­ства завершенных исследований, характеризует новые тео­ретические и практические выводы, закономерности обра­зования, его структуру и механизмы, содержание, принципы и технологии, которые к данному моменту времени не были известны и не зафиксированы в педагогической литературе.

Теоретическое значение исследования заключается в со­здании концепции, получении гипотезы, закономерности, метода, модели выявления проблемы, тенденции, направле­ния.

Практическая значимость исследования состоит в под­готовке предложений, рекомендаций.

Критерии новизны, теоретической и практической зна­чимости меняются в зависимости от типа исследования, а также от времени получения нового знания.

Программа исследования, как правило, имеет два разде­ла: методологический и процедурный. Первый включает обоснование актуальности темы, формулировку проблемы, основных понятий (категориального аппарата), определе­ние объекта и предмета, целей и задач исследования, пред­варительный системный анализ объекта исследования и выдвижение рабочей гипотезы. Во втором разделе раскры­ваются стратегический план исследования, а также план и основные процедуры сбора и анализа первичных данных.

Обоснование актуальности включает указание на необ­ходимость и своевременность изучения и решения про­блемы для дальнейшего развития теории и практики обу­чения и воспитания. Актуальные исследования дают ответ на наиболее острые в данное время вопросы, отражают со­циальный заказ общества педагогической науке, обнару­живают важнейшие противоречия, которые имеют место в практике. Наиболее убедительным основанием, определя­ющим тему исследования, является социальный заказ, от­ражающий самые острые, общественно значимые пробле­мы, требующие безотлагательного решения. Социальный заказ требует обоснования конкретной темы. Обычно это анализ степени разработанности вопроса в науке.

Научная проблема выражает основное противоречие, ко­торое должно быть разрешено средствами науки. Решение проблемы обычно и составляет цель исследования, таким образом цель — переформулированная проблема, предвос­хищаемый результат.

Объектом исследования может быть педагогический про­цесс, область педагогической действительности или какое-, либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие. Другими словами, объектом может быть все то, \ что явно или неявно содержит в себе противоречие и по­рождает проблемную ситуацию. Объект — это то, на что направлен процесс познания.

Предмет исследования — наиболее значимые с практи-1 ческой или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственно­му изучению.

Исследовательские задачи определяются в соответствии 1 с целью, объектом и предметом исследования, которые, как правило, направлены на проверку гипотезы.

Гипотеза представляет собой совокупность теоретичес­ки обоснованных предположений, истинность которых под­лежит проверке.

Логика и динамика исследовательского поиска пред­полагают реализацию ряда этапов: эмпирического, гипо­тетического, экспериментально-теоретического (или тео­ретического), прогностического.

На эмпирическом этапе получают функциональное пред­ставление об объекте исследования, выявляют противоре­чия между реальной образовательной практикой, уровнем научных знаний и потребностью постичь сущность явле­ния, формулируют научную проблему. Основной результат эмпирического анализа — гипотеза исследования как си­стема ведущих предположений и допущений, правомер­ность которых нуждается в проверке и подтверждении как предварительной концепции исследования.

Гипотетический этап направлен на разрешение проти­воречия между фактическими представлениями об объек­те исследования и необходимостью постичь его сущность. Он создает условия для перехода от эмпирического уров­ня исследования к теоретическому (или эксперименталь­но-теоретическому).

Теоретический этап связан с преодолением противоре­чия между функциональными и гипотетическими пред­ставлениями об объекте исследования и потребностью в системных представлениях о нем.

Прогностический этап требует разрешения противоречия между полученными представлениями об объекте исследования как целостном образовании и необходимостью пред­сказать, предвидеть его развитие в новых условиях.

В заключение необходимо отметить, что все методоло­гические характеристики взаимосвязаны, дополняют и кор­ректируют друг друга. Проблема находит отражение в теме исследования, которая должна так или иначе отражать дви­жение от достигнутого наукой, от привычного к новому, содержать момент столкновения старого с новым. В свою очередь, выдвинутые проблемы и формулировки темы пред­полагают определение и обоснование актуальности иссле­дования. Объект исследования обозначает область, избран­ную для изучения, а предмет — аспект изучения. В то же время можно сказать, что предмет — это то, о чем исследо­ватель намеревается получить новое знание. Таким обра­зом, перечисленные характеристики составляют систему, все элементы которой в идеале должны соответствовать друг другу, взаимно друг друга дополнять. По степени их согла­сованности можно судить о качестве самой научной рабо­ты. В этом случае система методологических характеристик выступит обобщенным показателем ее качества.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.