Тема1. Педагогика в системе наук о человеке — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Тема1. Педагогика в системе наук о человеке

2017-11-27 167
Тема1. Педагогика в системе наук о человеке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Задачи:

- сформировать представление о педагогике как отрасли гуманитарного знания;

- стимулировать формирование ценностного отношения к педагогическому знанию как средству личностного и профессионального роста;

- раскрыть сущность принципов структурирования педагогического знания.

 

Ход занятия

I. Смыслотворческая [1] технология «Заверши предложение»

· Тема сегодняшнего занятия для меня …

· Надеюсь, что сегодня …

· Сейчас, в начале занятия, я испытываю …

· Думая о том, что мы сегодня будем делать, я …

· Размышляя о том, зачем я сюда пришла(ел), …

· Думается, что сегодня на занятии …

· В начале занятия я хочу всем пожелать …

· Уверен(а), что на сегодняшнем занятии …

· Я всегда считал(а), что благоприятный климат на занятии …

· Хотелось бы, чтобы сегодня …

· Успех любого практического или семинарского занятия зависит …

· Размышляя о нашем предстоящем общении, я …

· В самом начале занятия я хочу сказать, что …

· Когда я сегодня увидел(а) в расписании практическое занятие по педагогике, то …

· Считаю, что тема сегодняшнего занятия …

· В вопросах сегодняшнего занятия мне больше всего …

· Главное для меня сегодня …

· Вопросы сегодняшнего занятия не ставят меня в тупик, так как …

· Тема сегодняшнего занятия для меня …

· Надеюсь, что сегодня …

· При слове педагогика, я …

· С понятием педагог, педагогика у меня возникает образ …

· Будь я деканом, занятия по педагогике я бы …

II. Обмен содержанием завершенных предложений.

· О чем это задание?

· Что оно дает студентам?

· Какой принцип структурирования педагогического знания реализует проведенная работа?

III. Дискуссионное обсуждение проблемы.

1. Педагогика как область гуманитарного знания. Принципы его конструирования.

2. Основные этапы развития педагогической мысли и воспитательных практик в истории педагогической культуры. Педагогический идеал различных эпох.

3. Основные категории педагогической науки, ее объект и предмет.

4. Педагогика в системе наук о человеке.

5. Теоретические подходы в изучении педагогических явлений.

6. Этнопедагогика. Ее сущность и место в системе педагогического знания.

IV. Рефлексия своей работы над темой.

· Каким было ваше эмоциональное состояние в самом начале занятия?

· Как оно менялось по ходу занятия?

· Как вы оцениваете свое личное участие в работе группы (по десятибалльной системе)?

· Какой вопрос вам было более всего (менее всего) интересно готовить?

· Какому ответу на этом занятии можно присвоить номинацию «лучший ответ»?

· Какое дополнение к основному ответу можно подвести под номинацию «лучшее дополнение основного сообщения»?

Литература к теме занятия

1. Бордовская, К В. Педагогика: учеб. для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан.-СПб., 2006.

2. Бороздина, Г. В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений по непедагогическим специальностям / Г. В. Бороздина. - Минск, 2009.

3. Ерофеева, М. А. Общие основы педагогики: конспект лекций / М. А. Ерофеева. -М.: Высшее образование, 2006.

4. Островский, Э. В. Психология и педагогика: учеб. пособие /Э. В. Островский, Л. И. Чернышев; под ред. Э. В. Островского. - М., 2007.

5. Закон Респ. Беларусь,19 ноября 1993 г. № 2570-XII. "О правах ребенка" в ред. Закон Респ. Беларусь от 25. 11. 2000 г. № 440-З //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, -2000.- № 103, 2/215

6. О высшем образовании: Закон Респ. Беларусь, 16 июля 2008 г. № 413-З: в ред. от 6 06. 2009 г. № 37-З// Нац. реестр правовых актов Рес. Беларусь, -2009.- № 171, 2/1589

 

V. Темы рефератов

1. Бродячие школяры (ваганты) как вызов молодого поколения эпохи средневековья качеству образования.

2. «Странствующие учителя» средневековья и их роль в распространении грамоты среди населения.

3. Поэзия вагантов (бродячих школяров) и ее роль в распространении педагогических идей в эпоху средневековья.

4. Воспитательный идеал античного мира, средневековья, нового и новейшего времени.

Литература (к рефератам)

1. Бордовская, К В. Педагогика: учеб. для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан.-СПб., 2006.

2. Бороздина, Г. В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений по непедагогическим специальностям / Г. В. Бороздина. - Минск, 2009.

3. Ерофеева, М. А. Общие основы педагогики: конспект лекций / М. А. Ерофеева. -М.: Высшее образование, 2006.

4. Островский, Э. В. Психология и педагогика: учеб. пособие /Э. В. Островский, Л. И. Чернышев; под ред. Э. В. Островского. - М., 2007.


Тема 2. Современное состояние образования

Задачи:

- включить студентов в обсуждение проблем образования в контексте его культурологической и антропологической сущности;

- стимулировать формирование ценностного отношения к образованию как механизму развития личности, общественного сознания, решения глобальных проблем;

- актуализировать знания студентов об образовании как социокультурном феномене, как системе, как процессе, как личностной ценности на примере системы образования Республики Беларусь.

Пресс-конференция «Современное состояние образования. Система образования в Республике Беларусь и пути ее совершенствования».

Цель занятия:

а)включить студентов в активное изучение системы образования Республики Беларусь, особенностей ее образовательных учреждений,

б) стимулировать ценностное отношение к тенденциям ее развития и проблемам, ждущим своего разрешения.

I. Подготовительный этап

1. Студенты разделяются на две группы.

В одну из них входят: «министр образования», два-три его «заместителя», «ректоры» вузов, «директора» общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, колледжей, высших технических училищ.

Стратегия их поведения состоит в анализе вопросов представителей прессы, конструировании ответов-высказываний, отражающих установки правительства, ориентированные на обеспечение престижности и качество образования в обществе, материальные инвестиции в сферу образования, приоритеты образования для государства.

В другую группу входят все остальные студенты, которые выступают в качестве корреспондентов различных газет и журналов, представляющих интересы своих подписчиков, то есть граждан Республики Беларусь.

Стратегия их поведения- «подталкивать» государство, правительство к реализации его деклараций в сфере образования; «лоббировать» образовательные приоритеты в высших государственных инстанциях; создавать представительные общественные организации, ориентированные на решение тех или иных неотложных для общества проблем; разрабатывать адаптивные технологии обучения и воспитания, обеспечивающие каждому обучающемуся возможности достойной самореализации.

2. Все студенты изучают Закон об образовании Республики Беларусь. При этом «корреспонденты» отслеживают содержание Закона с позиций интересов читателей представляемого им органа печати.

«Министр», его «заместители», «ректоры» вузов, «директора» школ,
гимназий, лицеев, представители педагогической науки изучают Закон об
образовании с позиции интересов представляемого им учреждения
образования, министерства.

Все студенты продумывают оформление своего внешнего образа, который бы соответствовал образу и статусу исполняемой роли. Все имеют бейдж, а корреспонденты - логотипы своих газет и журналов.

II. Ход пресс-конференции

1. Определение регламента.

- Каждый корреспондент имеет право не более, чем на 2 вопроса.

- Ответы конструируются с установкой на время не более, чем 1 мин.

- Время, отведенное на вопросы и ответы - 50 мин.

- Рефлексия содержания и хода пресс-конференции - 40 мин.

- Номинации: «Самый продуктивный вопрос»

«Самый перспективный ответ».

2. Правила поведения на пресс-конференции.

- Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению проблемы.

- Хочу, чтобы в пресс-конференции участвовали все и сознательно усваивали информацию.

- Я выслушиваю соображения каждого, даже если с ними не согласен(а).

- Я пересказываю (делаю парафраз) то, что мне не вполне ясно.

- Я сначала осмысливаю и анализирую все идеи и факты, относящиеся к различным точкам зрения, а затем пытаюсь обобщить их, чтобы получить новое понимание проблемы.

- Я изменяю свою точку зрения, когда анализ фактов дает для этого основание.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.