Я-концепция»: структура, этапы формирования, функции и механизмы защиты. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Я-концепция»: структура, этапы формирования, функции и механизмы защиты.

2017-11-27 1387
Я-концепция»: структура, этапы формирования, функции и механизмы защиты. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Я-концепция - относительно устойчивая система представлений индивида о самом себе, являющаяся основой взаимодействия с другими людьми и отношения к себе. Она включает: осознание своих физических, интеллектуальных, эмоциональных, волевых и др. свойств; самооценку; субъективное восприятие внешних факторов. Я-концепция - важный структурный элемент психологического облика личности, складывающаяся в общении и деятельности. Три главных элемента Я -концепции: Когнитивная составляющая - образ Я - представление индивида о самом себе. Эмоционально-оценочная составляющая - самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Потенциальная поведенческая реакция - те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Составляющие Я-концепции: реальное Я (представление о себе в настоящем времени), идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы). При несовпадении реального Я и идеального Я происходит внутриличностный конфликт (неврозы).Формирование: Социализация, формирующая ранний опыт, закладывает основу знаний о себе.

«Зеркальное Я» Ч.Кули.нач 20в. Выступил с теорией формирования личности посредством соц взаимодействия. Образ Я является отражением того, как другие воспринимают данного индивида или того, как ему это представляется. (мы остроумны т.к. др смеются). Я в обществе. Д.Мид. 2 стадии: игровая (изображает пожарного – «принятие роли другого»), позднее уже учатся представлять, а не играть, способны предвидеть («значимые другие»). Оценка своих переживаний с точки зрения своего сообщества. 2 стороны человеческого Я: Я-сам (реагирует на отношения со стороны др людей) и Я-меня (осознает отношения со стороны др) эти 2 теории предполагают, что реакции людей на мнение о них осознаваемы!!

Бернс выделяет следующие основные ракурсы Я-концепции: Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле. Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие. Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

Функции Я-концепции. (по Бернсу): функция мотивации, функция интерпретации нового опыта, формирует ожидания, способствует внутренней согласованности.

Неосознаваемое Я. Фрейд. По его мнению всегда будет конфликт между неосознаваемыми желаниями и соц требованиями. Компромисса между биол основой и обществом никогда не будет успешным. (оральный, анальный, фаллический периоды – фазы социализации, которые контролируются, => следует соц нормам). Сначала действетнеосозн Ид, затем Суперэго (сознание) контролирует, потом появляется Эго (рац Я), которое пытается уравновесить 2 силы. Формирование я антагонистично к требованиям др людей.

Я в постоянном развитии. Эриксон. 8 стадий, на каждой кризис идентичности. Теория стадий развития Я (формирование идентичности) – переход от детства к взрослости (особое значение придается юности).

Шибутани. Я-концепция – устойчивое, внутренне согласованное и внутренне непротиворечивое, зафиксированное в словесных определениях представление человека о самом себе.

Механизмы формирования Я-концепции:

1.интериоризация чужих оценок - теория отраженного зеркального Я (Мид и Кули)

Интериоризация чужих мнений предполагает и социальное сравнение, и атрибутивные процессы (человек сначала приписывает другим какое-либо отношение к себе, а потом принимает/отвергает его в качестве оценки), и отбор информации в соответствии с уже существующим образом Я и ценностными критериями.

2.социальное сравнение – проявляется двояко:человек сравнивает «наличное Я» с «прошлым Я» и «будущим Я», а свои притязания с достижениями формула Джемса: самоуважение =успех 3.самоатрибуция – необихевиоризм Скиннера, теория самовосприятия Бена. Человек черпает информацию о своих эмоциях, установках и убеждениях из трех источников:а) восприятия своих внутренних состояний б) наблюдения своего открытого поведения в) наблюдения обстоятельств, в которых это поведение осуществляется 4.смысловая интеграция жизненных переживаний – смысловая интеграция образа Я.

Защитные механизмы – бессознательно используются Я инстанцией, чтобы воспрепятствовать вторжению инстинктов. Есть внутренний конфликт (Человек не хочет его признавать). Вытеснение – избирательное забывание материала, связанного с конфликтом и напряжением. (Первичное вытеснение – вообще не запоминает. Вторичное вытеснение – информация проникает в сознание, но перестает осознаваться) Подавление – человек старается не думать о том, что его может травмировать. Отрицание – материал воспринимается, но человек истолковывает иначе. Проекция – предписывание личностных характеристик или мотивов другим людям, в зависимости от собственных. Смещение. 2 варианта: 1. Смещение объекта, человек по отношению к другому проявляет те чувства, которые испытывает к другому. 2. смещение влечения объект может быть тот же самый, но изменяется отношение. Регрессия – близка к смещению. Возврат к более ранней стадии развития. Может быть объекта и влечения. Идентификация – противоположна проекции. Человек принимает на себя качества, которые видит в другом человеке. Компенсация – человек ощущает в себе несовершенство, старается компенсировать это в других областях. Реактивное образование – если есть опасность возвращения вытесненного желания. Рационализация – дается обоснование не соответствующее реальности. Изоляция – человек отделяет эмоцию, от содержания, которое её вызвало. Отмена – механизм, когда человек совершает нечто, что не очень себе позволяет. Сублимация – аналог смещения влечения, энергия переводится в социально приемолимое русло.

Термин появился в связи с представлением о 2-сти природы человека. Человек как познающий субъект и познаваемый объект.

В. Джеймс впервые предложил термин Я концепция в 1890 году.

Личность человека содержит 2 аспекта

1.
Я концепция
Я сознающее

2. Я как объект состояший из 4ых аспектов

1 я духовное

2 я материальное

3. Я социальное

4. Я телесное

 

Все это образует для человека уникальный образ, совокупность представлений о самом себе, как о личности

Формула оценки себя как личности

 

Самоуважение = успех\притязание

Я концепция сущ-ет в сознании человека. Это динамическое представление о самом себе.

Возникает в процессе соц. Взаимодействия, как неизбежный и уникальный результат психического развития.

Бернс предлагал рассматривать Я концепцию как совокупность установок человека, направленного на самого себя.

 

Источники формирования самооценки и я концепции в целом это семья, референтная группа, сравнение я реального и я идельного. Метод сравнения я реального и идеального –методика Лири.

 

Функции я концепции

1. Внутренняя согласованность различной информации о самом себе

Роджерс говорил о конгруэнтности т.е. совпадение информации о самом себе с той инфой, которая поступает из вне.

2. Как интерпретация опыта определяет характер интерпретации переживаемого человеком опыта

3. Как совокупность ожиданий

 

 

Я концепция включает когнитивный компонент (образ я). Аффективный(самооценка), поведенческий (саморегуляция)

Эти компоненты в 3х модальностях: я реальное, я социальное, я идеальное

 

Образ Я. это роли, статусы…

-физическое Я-границы тела и его восприятия

-социальное я роли с которыми человек себя идентифицирует

-возрастное Я. Ощущение себя человеком определенного возраста

-половая идентичность

-психологическое я., осознание индивидуальных,эмоциональных качеств, потребносте….

 

Аспекты образа я различаются по важности и центральности. Не бывает нейтральных

 

Самооценка

Представление человека о самом себе. Самоотношение, самоуважение. Ч-к д.б. хорошего мнения о себе. Связана с соц. Опытом человека, основы закладываются в раннем возрасте. Самоуважение определяет адекватность человека в мире, принизком самоуважение зависит от мнения других людей. При этом чем меньше уважает себя, тем меньше уважает других

 

Формирование Я концепции

 

Интериоризация.-усвоение оценок других людей. Они задают способ восприятия себя. Т.е. чужие оценки становятся своими

Принцип соц. Сравнения. Леон Фестингер

Принцип самоатрибуции. Человек получает информацию о себе из восприятия своего внутреннего состояния, своего поведения

Поведение человека зависит не только от того, как он воспринимает ситуацию, но и от того как он себя ведет

Принцип самопознания (интроспекция)

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.