Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы

2017-11-27 225
Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Необходимые материалы: планы для упражнения «Представле­ние», бумага, цветные карандаши, фломастеры, ножницы и скотч, игрушка – «талисман группы», ватман, маркер.

Ход занятия

1. Вводное слово ведущего,информирующего участников груп­пы о целях и форме проведения занятий.

2. Знакомство. Участники разбиваются на пары с помощью при­ема «глаза в глаза»: необходимо без слов, взглядом договориться с кем-нибудь о том, чтобы работать в паре (в случае нечетного числа участников возникнет одна тройка). Каждая пара получает план «интервью», и через 6–7 минут работы каждый представляет своего напарника.

После этого каждый участник получает возможность выбрать себе тренинговое имя, оформить «визитку», вырезав из бумаги ос­нову нужной формы и используя фломастеры и цветные карандаши.

Во время проведения упражнения, помимо основной цели – знакомства участников друг с другом, необходимо параллельно работать над изменением стереотипов, связанных с восприятием ребятами ра­боты группы как урока. Должен быть точно продемонстрирован стиль взаимоотношений, предлагаемый ведущим группы.

Если в группе появляются «отверженные» участники, необхо­димо тактичное вмешательство ведущего, перераспределение пар.

3. Игра «Путаница» (развитие сплоченности группы через физи­ческий контакт). Все участники располагаются в кругу. По коман­де они поднимают вверх левую руку и находят руку другого участ­ника, затем – правую. Важно, чтобы каждый участник держал за руки двух разных ребят.

Когда «путаница запуталась, нужно распутаться»: не разни­мая рук, встать в круг (в итоге некоторые участники могут оказаться лицом в круг, некоторые – из круга). Важнейшее правило – ни в коем случае не разнимать рук.

Если появляется ребенок, у которого очевидные трудности, свя­занные с необходимостью телесного контакта, он может стать «со­ведущим» упражнения.

4. Установление правил работы группы (регламентирование рабо­ты на основе добровольно принятых правил).Обсуждаются трудно­сти, возникшие в предыдущих заданиях. На их основе вырабаты­ваются правила работы группы, которые помогут в дальнейшем избегать таких ситуаций, например:

• говорить по одному (может быть как правило «талисмана»), и не перебивать того, кто говорит;

• не применять физическую силу в адрес других;

• никого не оскорблять, не дразнить и т. д.

• кроме того, оговаривается, что в некоторых упражнениях будет правило «Стоп!» («В этой игре я не участвую»).

Правила записываются на листе ватмана, который постоянно висит на стене во время всех последующих занятий группы.

5. Рефлексия результатов занятия. Обсуж­дение итогов: круг «Новое и важное для меня». Вырабатывается ритуал завершения занятий, включающий элементы рефлексии.

 

 

Занятие 2. Сплоченность группы, закрепление правил

 

Необходимые материалы: талисман.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия. Выработка ритуала приветствия, вклю­чающего элементы рефлексии.

2. Упражнение «Перечисли правила» (позволяет закрепить прави­ла и принять ответственность за их соблюдение).Это по сути ва­риант игры «Снежный ком», направленный на вспоминание пра­вил. Первый участник называет одно правило, следующий повто­ряет первое и называет второе и т. д. Если участник не может вспомнить нового правила или правила закончились, участник просто повторяет названные.
В завершение упражнения правила вывешиваются на стену. В правила могут быть внесены изменения. В дальнейшем соблюдение правил четко отслеживается.

3. Игра «Геометрические фигуры» (развитие сплоченности груп­пы, формирование мотивации групповой работы, развитие эмпатии).Участники свободно перемещаются по комнате с закрытыми глазами и жужжанием. По хлопку ведущего необходимо образовать круг. Глаза открывать ни в коем случае нельзя. Игра считается «выигранной», если все участники оказались в кругу. На это отво­дится несколько попыток (не более 7–10, остановиться следует на наиболее удачной). Ведущий фиксирует получившиеся формы на доске. По окончании игры проводится обсуждение, подчеркивающее важность групповой работы: если круг не получился, это зна­чит, что никто из участников не выполнил задание.

При проявлении раздражения, агрессии со стороны отдельных ребят в адрес других в контексте работы группы эти действия ре­гулируются на основе правил, а в дальнейшем служат материалом для анализа причин.

4. Игра «Коллективный счет» (для развития эмпатических способ­ностей, внимания к окружающим).Задача: с закрытыми глазами груп­па должна досчитать до 10. Важное условие: каждое число должен произносить только один голос. Договариваться, кто какое число называет, нельзя. В случае ошибки (если число названо несколь­кими участниками одновременно) игра начинается заново.

Дети, не участвующие в игре (пассивно присутствующие), тре­буют дополнительного внимания в ритуале завершения занятия.

5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия). Во время рефлексии напоминается цель групповой работы, чтобы связать опыт, полученный на занятии, со «страте­гическими» целями работы.

 

 

Занятие 3. Закрепление мотивации групповой работы,
формирование чувства успешности, осознание личных целей

 

Необходимые материалы: магнитофон, кассета со спокойной инструментальной музыкой, бумага, цветные карандаши, фломас­теры, скотч, талисман.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия (включение в работу).

2. Игра «Один стул» (для формирования рабочего настроя, закрепле­ния мотивации групповой работы).Участники свободно перемеща­ются. По сигналу ведущего они должны рассесться на стулья. По­сле каждого тура один стул убирается. Тем не менее все участники должны оказаться сидящими. Игра продолжается до тех пор, пока вся группа не сядет на один стул. В обсуждении подчеркивается, что группа сумела справиться с очень сложной задачей.

Если у кого-то из участников появляются яркие отрицательные чувства, связанные с тесным физическим контактом, возможно введение на время игры правила «Стоп!»

3. Рисунок «Moи достижения» (вербализация личных целей участия в группе).Участники получают задание: «Представьте себе, что наши занятия уже закончились. Нарисуйте, пожалуйста, себя по окончании занятий» (желательно работать под музыку; перед этим заданием можно попросить участников самостоятельно вспомнить цели занятий и озвучить их). После завершения работы устраивается выставка. Каждый рассказывает о том, что он нарисовал. В случае несоблюдения правил работы группы ведущий вводит игровые сан­кции за их нарушения.

4. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из за­нятия).


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.