Когнитивно-аналитическое направление — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Когнитивно-аналитическое направление

2017-11-27 320
Когнитивно-аналитическое направление 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Методологической и теоретической основой данного направления являются работы Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, теория Д. Келли, работы А. Риле.

Основная задача – создание моделипсихологической проблемы, которая была бы понятна клиенту и с которой он мог бы работать самостоятельно.

Основные этапы работы с клиентом:

1) диагностический;

2) активного взаимодействия;

3) перерыв;

4) заключительный.

Диагностический этап. Знакомство с проблемами клиента, глубокое изучение его биографии, совместное с клиентом формулирование его проблем.

Этап составляет 3–5 встреч.

Активный этап. Задача данного этапа – научить клиента видеть неадаптивные формы собственного поведения. Наблюдая за собой (используя для этого различные приемы – ведение домашнего дневника, заполнение когнитивных карт и др.) и обсуждая с психологом результаты наблюдений, клиент начинает понимать, какие процессы управляют его жизнью. Этот этап состоит из 9–12 встреч.

Перерыв. В течение 2–3 мес. клиент самостоятельно (не встречаясь с психологом) использует освоенные формы поведения в повседневной жизни.

Заключительный этап. Клиент и психолог обсуждают прогресс в ситуации клиента, новые формы поведения, проблемное поведение клиента для доработки самых сложных его элементов.

Этот этап составляет 3–4 встречи.

В ситуации клиентов с ярко выраженными психологическими проблемами коррекционная работа ведется без перерыва для поддержания высокого уровня мотивации взаимодействия и для оказания эмоциональной помощи и поддержки клиенту.

Когнитивно-аналитическая коррекция показана для клиентов с личностными нарушениями, депрессивными реакциями, страхами, нарушениями влечений, страдающих зависимостями разного вида (алкоголь, наркотики и др.), психосоматическими заболеваниями.

Целями когнитивной психокоррекции являются:

• исправления ошибочной переработки информации;

• помощь клиентам в изменении убеждений, которые поддерживают неадаптивное поведение и неадаптивные эмоции.

Позиция психолога. Позиция психолога достаточно директивная, он – учитель, наставник.

Для опровержения дисфункциональных убеждений и содействия более реалистичному адаптивному мышлению используются как когнитивные, так и некоторые поведенческие методы. Когнитивная психокоррекция предполагает, что проблемы у индивида вытекают главным образом из неких искажений реальности, основанных на ошибочных предпосылках и допущениях. Эти неправильные представления возникают в результате неправильного обучения в процессе познавательного или когнитивного развития личности. А отсюда выводится формула воздействия: психолог помогает клиенту отыскать искажение в мышлении и научиться альтернативным, более реалистичным, способам формулирования своего опыта. Когнитивная психокоррекция вначале нацелена на снятие симптома, включая проблемное поведение и логические искажения, но ее конечная цель – устранение систематических предубеждений в мышлении клиента. Когнитивная психокоррекция рассматривает убеждения пациента как гипотезы, которые можно проверить с помощью поведенческого эксперимента.

Поведенческий эксперимент

 

Поведенческий эксперимент – проверка искаженных убеждений или страхов в ситуации реальной жизни.Человек строит образ реальности на основе особых индивидуальных понятийных шкал, позволяющих устанавливать сходство и различие между событиями. Простейшие примеры таких шкал: добрый–злой; сильный–слабый; умный–глупый. Эти шкалы (они же и есть личностные конструкты), включенные в сложные взаимосвязи, образуют системы, позволяющие выдвигать гипотезы о мире.

Неподтверждение гипотез влечет либо отказ от конструкта, либо перестройку отношений между конструктами.

 

Гештальттерапия Перлза

 

Метод, созданный Ф. Перлзомпод влиянием идей гештальтпсихологии, экзистенциализма, психоанализа, получил широкую практическую популярность. Ф. Перлз перенес закономерности образования фи­гу­ры, установленные в гештальтпсихологии в сфере восприятия, в область мотивации человеческого поведения. Возникновение и удовлетворение потребностей он рассматривал как ритм формирования и завершения гештальтов. Функционирование мотивационной сферы осуществляется (по Перлзу) по принципу саморегуляции организма.

Человек находится в равновесии с самим собой и окружающим его миром. Быть самим собой, осуществлять свое Я, реализовать свои потребности, склонности – это путь гармоничной здоровой личности. Человек, который хронически препятствует удовлетворению собственных потребностей, отказывается от реализации своего Я, со временем начинает следовать ценностям, навязанным извне. И это приводит к нарушению процесса саморегуляции организма.

Согласно гештальттерапии организм рассматривается как единое целое и любой аспект поведения может быть проявлением целостного бытия человека. Человек – часть более широкого поля: организм–среда. У здоровой личности граница со средой подвижна: возникновение определенной потребности требует «контакта» со средой и формирует гештальт, удовлетворение потребности завершает гештальт и требует «отхода» от среды. У невротической личности процессы «контакта» и «ухода» сильно искажены и не обеспечивают адекватного удовлетворения потребностей.

Ф. Перлз рассматривал личностный рост как процесс расширения зон самоосознавания, что способствует саморегуляции и координирует равновесие между внутренним миром и средой. Он выделял три зоны сознавания:

1) внутреннюю – явления и процессы, происходящие в нашем теле;

2) внешнюю – внешние события, которые отражаются сознанием;

3) среднюю – фантазии, верования, отношения.

При неврозе преобладает тенденция к сосредоточению на средней зоне за счет исключения из сознания двух первых. Такая излишняя склонность к фантазированию, интерпретации нарушает естественный ритм процесса сознания, вынуждает клиента сосредоточиваться на прошлом и будущем в ущерб настоящему, так как завершить гештальт (удовлетворить потребность) можно только в момент «здесь и сейчас».

В гештальттеории различают пять механизмов нарушения процесса саморегуляции:

1) интроекцию;

2) проекцию;

3) ретрофлексию;

4) дефлексию;

5) конфлуенцию.

В результате действия перечисленных механизмов нарушается целостность личности, которая оказывается фрагментированной, разделенной на отдельные части. Такими фрагментами часто выступают дихотомии: мужское–женское, активное–пассивное, зависимость–от­чуж­денность, рациональность–эмоциональность и т.д.

Понятие незаконченное дело – одно из центральных в гештальткоррекции, означает, что неотреагированные эмоции препятствуют процессу актуального осознавания происходящего. По Перлзу, наиболее часто встречающимся и худшим видом незавершенного дела является обида, которая нарушает подлинность коммуникации.

Довершить незавершенное, освободиться от эмоциональных задержек – один из существенных моментов в гештальткоррекции.

В процессе гештальткоррекции на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности клиент проходит через пять уровней, которые Ф. Перлз называет уровнями невроза.

Первый уровень – уровень фальшивых отношений, игр и ролей. Это слой фальшивого ролевого поведения, привычные стереотипы, роли.

Второй уровень – фобический – связан с осознанием своего фальшивого поведения и манипуляций. Человек боится быть тем, кем является и стремится избегать столкновения со своими болезненными переживаниями.

Третий уровень – уровень тупика и отчаяния.Он характеризуется тем, что человек не знает, что делать, куда двигаться. Он переживает утрату поддержки извне, но не готов и не хочет использовать свои собственные ресурсы, обрести внутреннюю точку опоры.

Четвертый уровень – имплозия, состояние внутреннего смятения, отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное полным осознанием того, как человек ограничил и подавил себя. На этом уровне клиент может испытывать страх смерти. Эти моменты связаны с вовлечением огромного количества энергии и столкновением противо­бор­ствующих сил внутри человека. Это слой доступа к своему подлин­ному Я.

Пятый уровень – эксплозия, взрыв.Клиент сбрасывает с себя фальшивое, наносное, начинает жить и действовать от своего подлинного Я. Достижение этого уровня означает формирование аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций.

Таким образом, гештальткоррекция – это подход, направленный на освобождение и самостоятельность личности.

Цели коррекции. Цель гештальткоррекции – снятие блокировок, пробуждение потенциально существующих в человеке естественных ресурсов, способствующих его личностному росту, достижению ценности и зрелости, полной интеграции личности клиента.

Основная цель помощь человеку в полной реализации его потенциала. Эта цель разбивается на вспомогательные:

• обеспечение полноценной работы актуального самоосознавания;

• смещение локуса контроля вовнутрь;

• поощрение независимости и самодостаточности;

• обнаружение психологических блоков, препятствующих росту, и изживание их.

Позиция психолога. В гештальткоррекции психолог рассматривается как катализатор, помощник, сотворец, интегрированный в единое целое гештальтличности клиента. Психолог старается избегать непосредственного вмешательства в личные чувства клиента и пытается облегчить выражение этих чувств.

Главная цельвзаимодействия с клиентом – активация внутренних личностных резервов клиента, высвобождение которых ведет к личностному росту.

Требования к клиенту и ожидания от него. В гештальткоррекции клиентам отводится активная роль, включающая в себя право на собственные интерпретации позиций, на осознавание схем своего поведения и жизни. Предполагается, что клиент должен переключиться с рационализирования на переживание. Причем вербализация чувств не настолько важна, насколько важно желание клиента, его готовность принять сам процесс актуального переживания, в котором он будет на самом деле испытывать чувства и говорить от их имени, а не просто сообщать о них.

Психотехникам в гештальткоррекции придается очень большое значение. Они именуются играми и экспериментами. Широкую известность гештальткоррекция получила во многом благодаря этим играм.

 

 

Трансактный анализ Берна

 

Э. Бернсоздал популярную концепцию, корни которой уходят в психоанализ. Однако концепция Берна вобрала в себя идеи и понятия как психодинамического, так и бихевиориального подхода, акцент в ней сделан на выявлении и определении когнитивных схем поведения, которые программируют взаимодействие личности с собой и другими. Современный трансактный анализ включает в себя теорию личности, теорию коммуникаций, анализ сложных систем и организаций, теорию детского развития. В практическом применении он представляет собой систему коррекции как отдельных людей, так и супружеских пар, семей и различных групп.

Структура личности, по Берну, характеризуется наличием трех состояний Я, или эго-состояний: Родитель, Ребенок, Взрослый.

Родитель – эго-состояние с интериоризованными рациональными нормами долженствований, требований и запретов. Родитель может быть контролирующим (запреты, санкции) и заботящимся (советы, поддержка, опека). В тех условиях, когда «родительское» состояние полностью блокировано и не функционирует, человек лишается этики, моральных устоев и принципов.

Ребенок – эмотивное начало в человеке, которое проявляется в двух видах. Естественный ребенок – предполагает все импульсы, присущие ребенку: доверчивость, непосредственность, увлеченность, изобретательность; придает человеку обаяние и теплоту. Но при этом он капризен, обидчив, легкомыслен, эгоцентричен, упрям и агрессивен. Адаптированный ребенок – предполагает поведение, соответствующее ожи­да­ниям и требованиям родителей. Для адаптированного ребенка характерна повышенная конформность, неуверенность, робость, стыд­ли­вость. Разновидностью адаптированного ребенка является бунтую­щий против родителей ребенок.

Для «Ребенка» характерны высказывания типа: «Я хочу»; «Я боюсь»; «Я ненавижу»; «Какое мне дело».

Взрослое Я-состояние – способность человека объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта, и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации, решения. Человек с преобладающим состоянием «Взрослого» – рациональный, объективный, способен на самое адаптивное поведение. Поэтому коррекция должна быть направлена на выработку постоянного взрослого поведения.

Для Берна характерна специальная терминология, которая обозначает события, происходящие между людьми в общении.

Игра фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, в котором личность стремится избегнуть близости (т.е. полноценного контакта) путем манипулятивного поведения. Близость – это свободный от игр, искренний обмен чувствами, без эксплуатации, исключающий извлечение выгоды. Под играми понимается продолжительный ряд действий, содержащих слабость, ловушку, ответ, удар, расплату, вознаграждение. Каждое действие сопровождается определенными чувствами, а ради получения чувств часто и совершаются действия игры. Каждое действие игры сопровождается поглаживаниями, которых в начале игры больше, чем ударов. Чем дальше разворачивается игра, тем интенсивнее становятся поглаживания и удары, достигая максимума в конце игры.

Выделяют три степени игр: игры 1-й степени приняты в обществе, они не скрываются и не приводят к тяжелым последствиям; игры 2-й степени скрываются, не приветствуются обществом и приводят к ущербу, который нельзя назвать непоправимым; игры 3-й степени скрываются, осуждаются, ведут к непоправимому ущербу для проигравшего. Игры могут разыгрываться человеком с самим собой, зачастую – двумя игроками (при этом каждый игрок может исполнять несколько ролей), а иногда игрок устраивает игру с организацией.

Психологическая игра представляет собой серию следующих друг за другом трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом, со скрытой мотивацией. В качестве выигрыша выступает какое-либо определенное эмоциональное состояние, к которому игрок бессознательно стремится.

Поглаживания и удары – взаимодействия, направленные на передачу положительных или отрицательных чувств. Поглаживания могут быть:

позитивными: «Вы мне симпатичны», «Какая вы милая»;

негативными: «Ты мне неприятен», «Ты сегодня плохо выглядишь»;

условными (касаются того, что человек делает, и подчеркивают результат): «Вы хорошо это сделали», «Ты бы мне больше нравился, если бы...";

безусловными (связаны с тем, кем человек является): «Вы специалист высшего класса», «Я принимаю тебя таким, какой ты есть»;

фальшивыми (внешне они выглядят как позитивные, а на самом деле оказываются ударами): «Вам, конечно же, понятно, что я вам говорю, хотя вы и производите впечатление недалекого человека», «Вам очень идет этот костюм, обычно костюмы на вас висят мешками».

Трансакции – все взаимодействия с другими людьми с позиции той или иной роли: «Взрослого», «Родителя», «Ребенка». Различают дополнительные, перекрестные и скрытые трансакции.

Дополнительными называются трансакции, соответствующие ожиданиям взаимодействующих людей и отвечающие здоровым человеческим отношениям. Такие взаимодействия неконфликтогенны и могут продолжаться неограниченное время.

Перекрестные трансакции начинаются взаимными упреками, едкими репликами и заканчиваются хлопаньем дверью. В этом случае активизируется неподходящее эго-состояние.

Скрытые трансакции включают более двух эго-состояний, сообщение в них маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения, что составляет суть психологических игр.

Вымогательство – способ поведения, с помощью которого люди реализуют привычные установки, вызывая у себя отрицательные чувства, как бы требуя своим поведением, чтобы их успокаивали. Вымогательство – это обычно то, что получает инициатор игры в ее конце. Так, обильные жалобы клиента направлены на получение эмоциональной и психологической поддержки со стороны окружающих.

Запреты и ранние решения – одно из ключевых понятий, означающее послание, передающееся в детстве от родителей к детям из эго-состояния «Ребенок» в связи с тревогами, заботами и переживаниями родителей. Эти запреты можно сравнить с устойчивыми матрицами поведения. В ответ на эти послания ребенок принимает то, что называется ранними решениями, т.е. формулы поведения, вытекающие из запретов. Например, «Не высовываться, надо быть незаметным, а иначе будет плохо». – «А я буду высовываться».

Жизненный сценарий – это жизненный план, напоминающий спектакль, который личность вынуждена играть. Он включает в себя:

• родительские послания (социальные нормы, запреты, правила поведения). Дети получают от родителей вербальные сценарные сообщения как общего жизненного плана, так и касающиеся различных сторон жизни человека: профессиональный сценарий, сценарий женитьбы-замужества, образовательный, религиозный и т.д. При этом родительские сценарии могут быть: конструктивными, деструктивными и непродуктивными;

• ранние решения (ответы на родительские послания);

• игры, которые реализуют ранние решения;

• вымогательства, которыми оправдываются ранние решения;

• ожидание и предположение того, чем закончится пьеса жизни.

Психологическая позиция или основная жизненная установка совокупность основных, базовых представлений о себе, значимых других, об окружающем мире, дающих основание для главных решений и поведения человека. Выделяют следующие основные позиции:

1) «Я благополучен – ты благополучен»;

2) «Я неблагополучен – ты неблагополучен»;

3) «Я неблагополучен – ты благополучен»;

4) «Я благополучен – ты неблагополучен».

1. «Я благополучен – ты благополучен» – это позиция полного довольства и принятия других. Человек находит себя и свое окружение благополучным. Эта позиция удачливой, здоровой личности. Человек с такой позицией считает, что жизнь каждого человека стоит того, чтобы жить и быть счастливым.

2. «Я неблагополучен – ты неблагополучен». Эта позиция безнадежного отчаяния, когда жизнь воспринимается бесполезной и полной разочарований. Человек с такой установкой считает, что и его жизнь, и жизнь других людей вообще ничего не стоят.

3. «Я неблагополучен – ты благополучен». Человек снегативным образом собственного Яотягощен происходящими событиями и принимает на себя вину за них. Он недостаточно уверен в себе, не претендует на успех, низко оценивает свой труд, отказывается брать на себя инициативу и ответственность.

4. «Я благополучен – ты неблагополучен». Эта установка надменного превосходства. Человек с такой установкой считает свою жизнь весьма ценной и не ценит жизнь другого человека.

Трансактный анализ включает:

• структурный анализ – анализ структуры личности;

• анализ трансакций – вербальных и невербальных взаимодействий людей;

• анализ психологических игр, скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу – выигрышу;

• анализ сценария (скрипт-анализ) индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует.

Цели коррекции. Главная цель помощь клиенту в осознании своих игр, жизненного сценария, эго-состояний и при необходимости принятие новых решений, относящихся к поведению построения жизни. Сущностькоррекции в том, чтобы освободить человека от выполнения навязанных программ поведения и помочь ему стать независимым, спонтанным, способным к полноценным отношениям и близости, включенным в настоящие, свободные от игр взаимодействия. Конечная цель достижение автономии личности, определение своей судьбы, принятие ответственности за свои поступки и чувства.

Позиция психолога. Основная задача психолога – обеспечить необходимый инсайт. Отсюда требование к его позиции: партнерство, принятие клиента, сочетание позиции учителя и эксперта. Психолог обращается к эго-состоянию «Взрослый» в клиенте, не потакает капризам «Ребенка» и не успокаивает разгневанного «Родителя» в клиенте.

Требования к клиенту и ожидания от него. Основным условием работы в трансактном анализе является заключение контракта. В контракте четко оговариваются: цели, которые клиент ставит перед собой; пути, по которым эти цели будут достигаться; предложения психолога по взаимодействию; список требований к клиенту, который тот обязуется выполнять.

Клиент решает, какие убеждения, эмоции, стереотипы поведения он должен изменить в себе, чтобы достигнуть намеченных целей.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ Список

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абра­мова. – Брест, 2000.

2. Абрамян Л.А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций школьников // Игра и самостоятельная деятельность детей в системе воспитания. – Таллин, 1984.

3. Александров А.А. Современная психотерапия: курс лекций /
А.А. Алек­сандров. – СПб., 1997.

4. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. – М., 1993.

5. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М., 1980.

6. Ахола Т. Краткосрочная позитивная психотерапия (терапия, фокусированная на решении) / Т. Ахола, Б. Фурман. – СПб., 1996.

7. Бараш Б.А. Исследование механизмов и эффективность психотерапии при нервно-психических заболеваниях / Б.А. Бараш, Е.А. Голынкина, А.М. Эт­кинд. – Л., 1992.

8. Беляев Г.С., Лобзин В.С. и др. Психогигиеническая саморегуляция / Г.С. Беляев, В.С. Лобзин и др. – Л., 1997.

9. Берн Э. Введение в психоанализ и психотерапию для непосвященных /Э. Берн. – СПб., 1991.

10. Берн Э. Трансакционный анализ и психокоррекция / Э. Берн. – СПб., 1994.

11. Бирман Б.Н. Психотерапия как социо-рефлексотерапия невротической личности // Современная психоневрология. – 1930. – Т. 10. – № 4–5.

12. Богозов Н. Психологический словарь / Н.З. Богозов, И.Г. Гозман,
Г.В. Сахаров. – Магадан, 1965.

13. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманистической психологии // Вопросы психологии. – 1990. – № 6.

14. Буль П.И. Основы психотерапии / П.И. Буль. – Л., 1974.

15. Бурлачук Л.Ф. Введение в практическую психологию / Л.Ф. Бурла-чук. – Киев, 2000.

16. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. / Ж. Годфруа. – М, 1992.

17. Десов Л. Психотерапия малых групп / Л. Десов. – М., 1979.

18. Исурина Г.Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений // Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского, С. Ледер. – М., 1990.

19. Кабанов М.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике / М.М Кабанов, А.Е. Личко и др. – Л., 1983.

20. Канн М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения / М. Канн. – СПб., 1977.

21. Ковалев Г.А. О возможностях «активной» коррекции межличностных отношений // Семья и формирование личности. – М., 1988.

22. Ковалев С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. – М., 1988.

23. Лусканова Н.Г. Пути психологической коррекции аномалий развития личности // Здоровье, развитие, личность / Под. ред. Г.Н. Сердюковской,
Д.Н. Крылова, У. Кляйнпетер. – М., 1990.

24. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика / Ф.З. Меерсон. – М., 1981.

25. Осипова А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. – М., 2002.

26. Психокоррекция. Теория и практика / Под ред. Ю.С. Шевченко,
В.П. Добриденя, О.Н. Усановой. – М., 2001.

27. Психотерапевтическая энциклопедия / Под.ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб., 1988.

 

 

Глоссарий

 

Адаптация – способность объекта сохранять свою целостность при изменении параметров среды.

Анализ переноса –техника, подразумевающая в классическом психоанализе перенос, что трактуется в качестве непременного атрибута психотерапии, специально поощряется специфической позицией аналитика (невмешательство, отстраненность, закрытость и т.д.). Смысл анализа переноса состоит в обнаружении подлинных психоэмоциональных основ, зафиксированных форм поведения, интерпретации их и тем самым помощи в их проработке и изживании.

Анализ сопротивления – техника психоанализа,обеспечивающая осознание клиентом своих защитных механизмов и принятие им необходимой конфронтации по отношению к ним, учитывая, что именно сопротивление эго – главная помеха осознания личных проблем.

Антисуггестия (парадоксальная интенция) – техника, состоящая в многократном преувеличении пропорций нежелательной активности, благодаря чему обеспечивается помощь клиенту в осознавании неадекватности и неуместности нежелательных действий. Смысл техники не только в том, что она идет в ногу с защитными механизмами благодаря отлаженному механизму действия, но и в том, что принудительное, многократно усиленное осуществление действия, с которым следовало бы бороться, обесценивает это действие для клиента.

Ассертивность – личностная черта, которую можно определить как автономию, независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение.

Бихевиоризм – крупнейшая психологическая школа в ХХ веке. Метод психотерапии, который трактует поведение как совокупность реакций на стимулы внешней среды. Так как любое поведение можно, с точки зрения этой теории, рассматривать как результат обучения, то и изменить его можно на уровне взаимодействия с окружением, путем стимулирования ожидаемых реакций.

Вербализация – здесь: прием, заключающийся в пересказе психологом сообщения клиента. При этом необходимо использовать собственные слова, избегая истолкования сообщения или внесения собственного видения проблем клиента. Цель такого перефразирования – выделение в высказывании клиента самого существенного, острых углов. Клиент также получает подтверждение тому, что его не только слушают, но и слышат.

Вызванные эмоциональные реакции – понятие, фиксирующее феномен, при котором предъявление безразличного условного стимула в сочетании с болезненным безусловным стимулом вызывает страх при повторении предъявления безразличного условного стимула.

Генерализация – понятие, отражающее феноменологию, относящуюся к стимулу и обобщению воздействия. В начале 50-х годов
ХХ века К. Ноубл, Дж. Лэйси и Р. Смит экспериментально показали, что существует не только моторное, эмоциональное, но и вербальное и также визуальное обобщение.

Дефлексия уклонение от реального контакта. Человек, для которого характерна дефлексия, избегает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Дефлексия выражается в форме болтливости, ритуальности, условности поведения, тенденции сглаживания конфликтных ситуаций.

Забота – традиционный термин экзистенциализма – в концепции Роджерса имеет выраженный оттенок безусловного принятия клиента таким, каков он есть, причем именно сочувственного принятия с выраженной готовностью откликнуться на актуальное состояние клиента и с перспективой видения личностного потенциала клиента.

Затухание – понятие, отражающее закономерности, связанные с исчезновением реакций, вызванных в результате обусловливания.

Избыточное поведение (двигательное, эмоциональное или мыслительное), возникает как разновидность реакции избегания, в которой происходит генерализация действий, получивших ранее отрицательное подкрепление или их замещение посредством направленности на другой объект.

Интерпретация – разъяснение неясного или скрытого для клиента значения некоторых аспектов его переживания или поведения. При этом неосознанные феномены становятся осознанными. Интерпретация включает три основные процедуры: идентификацию (обозначение), разъяснение (собственно толкование), перевод толкования на язык повседневной жизни клиента.

Интроекция защитный механизм, при которомчеловек усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются его личностью. Этот неассимилированный опыт – интроект – является чуждой для человека частью его личности. Самые ранние интроекты – родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления (Ф. Перлз).

Каузальная (причинная) коррекция – вид психологической коррекции, направленный на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.

Клиент – физически и психически здоровый человек, с проблемами психологического или поведенческого характера, по различным причинам не способный самостоятельно справиться с ними.

Когнитивные социально-ориентированные допущения: «Мои права и обязанности равны правам и обязанностям других»; «Мои личные цели могут быть достигнуты во благо общности»; «Выживание общества зависит от желания и способности граждан учиться жить вместе в гармонии»; «Я полагаю, что к другим стоит обращаться так же, как я бы хотел, чтобы другие обращались ко мне»; «Решающая мера моего характера – то, какова степень, до которой я продвинут благополучием моего сообщества» (А. Адлер).

Конгруэнтность (подлинность) – понятие, означающее необходимость правильной символизации психологом собственного опыта, отражаетсущественные признаки поведения психолога:

• соответствие между чувствами и содержанием высказываний;

• непосредственность поведения;

• неотгороженность;

• инструментальность концепций;

• искренность и пребывание таким, каков психолог есть.

Контробусловливание – понятие, отражающее действие обусловливания, несовместимое с первоначальным обусловливающим воздействием.

Конфликт – противоречие между потребностью и связанной с ней реакцией избегания.

Конфлуенция (или слияние) – стирание границ между Я клиента и окружением. Такие клиенты с трудом отличают свои мысли, чувства и желания от чужих.

Метод свободных ассоциаций – заключается в том, что психолог-аналитик предлагает клиенту высказывать любые предположения, которые возникают у клиента и отражают его переживания. Высказывания могут вестись в случайном порядке, они являются спонтанными, непроизвольными.

Обусловливание – основное понятие из области бихевиоризма: классическое (павловское), когда обучение происходит благодаря подкрепляющему сочетанию стимулов, и оперантное (скиннеровское), когда обучение происходит путем выбора стимула, сопровождающегося положительным (в противовес отрицательному) подкреплением. Различают также безусловное подкрепление, которое происходит вне специально организованного обусловливания.

Отражение эмоций – прием, заключающийся в назывании психологом тех эмоций, которые клиент проявляет во время рассказа о себе, событиях своей жизни.

Поле опыта – то, что потенциально доступно сознанию, воспринимаемая часть внутреннего мира (используемые слова, символы, отражающие реальность). Поле опыта – это «карта» территории, которой является реальность. Таким образом, очень большое значение имеет то, что осознается, поскольку человек воспринимает внешнюю реальность через свой внутренний мир, через свое поле опыта, которое может ограничивать его восприятие реальности (внешнего мира).

Положительная оценка клиента психологом, предполагающая сердечность, расположение, уважение, симпатию, принятие и т.д. Безусловно, положительно оценивать другого означает воспринимать его позитивно, какие бы чувства ни вызывали его определенные поступки. Поступки могут оцениваться по-разному, но принятие и признание клиента не зависят от них. Психолог ценит личность клиента в целом, в равной мере чувствует и проявляет безусловную положительную оценку как тех переживаний, которых боится или стыдится сам клиент, так и тех, которыми тот доволен или удовлетворен.

Проекция – отчуждение человеком присущих ему качеств, поскольку они не соответствуют его Я-концепции. Образующиеся в результате проекции дыры заполняются интроектами. «Он делает другим то, в чем сам их обвиняет».

Психиатр специалист, получивший высшее медицинское образование и подтвердивший свою квалификацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Имеет право на врачебную деятельность по оказанию психиатрической помощи. Иные специалисты и медицинский персонал, участвующие в оказании психиатрической помощи, должны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пройти специальную подготовку и подтвердить свою квалификацию для допуска к работе с лицами, страдающими психическими расстройствами.

Психоанализ – а) метод психотерапии, предложенный З. Фрейдом и основанный на выявлении скрытых бессознательных процессов;
б) психологическое учение, представляющее собой совокупность идей и гипотез о строении и механизмах функционирования человеческой психики. Концепция психоанализа основывается на постулате, согласно которому аффективные переживания отражают внутрипсихические конфликты между инстинктивными побуждениями человека и социальными (нравственными и этическими) нормами. конфликты разрешаются путем вытеснения представлений об этих побуждениях из сознания в сферу бессознательного. Как метод психотерапии психоанализ призван переводить вытесненный материал в сознание и тем самым помогать в разрешении внутренних конфликтов сознательным овладением желаниями и их сублимацией процесса психологической коррекции.

Психолог, – как правило, специалист с базовым психологическим образованием, владеющий методами оценки психических явлений и умеющий их корректировать.

Психологическая коррекция – система мероприятий, направленная на исправление недостатков психологии или поведения с помощью специальных средств психологического воздействия.

Психологический климат – одно из ключевых понятий процесса психологической коррекции, поскольку оно концентрирует в себе отношения, профессиональные (личностные) умения, свойства, рассматривается как главное условие позитивного роста (изменения) личности в психокоррекции. Для К. Роджерса психологический климат включает всю гамму переживаний (от самых болезненных до самых возвышенных), подлинное проявление которых создает возможность для личностного роста. По словам К. Роджерса, психологический климат – не панацея и не все решает, но он «применим ко всем».

Психотерапевт, – как правило, специалист, получивший высшее медицинское образование и оказывающий помощь в решении проблем, связанных с психическим здоровьем (при наличии психоп


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.143 с.