Диагностическая деятельность — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Диагностическая деятельность

2017-11-27 181
Диагностическая деятельность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

УТВЕРЖДАЮ

Ректор (первый проректор) БарГУ

____________________________________

________________ ___________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

____________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-ПС 660 12р.ПФ

 

ПРОГРАММА

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ

(ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ) ПРАКТИКА

 

 

для специальности:

1-03 04 04 Практическая психология Дополнительная специальность:

1-03 04 04-02 Практическая психология. Технология (обслуживающий труд)

 

Барановичи

РИО БарГу

2012 г.


 

Составители:

С. А. МАРТЫНЕНКО, преподаватель кафедры психологии УО «Барановичский государственный университет»

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой психологии

(протокол № 11 от 15.05.2012г.)

 

Заведующий кафедрой

_______________ Л. И. Станиславчик

(подпись) (И.О.Фамилия)

 

ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Советом педагогического факультета

(протокол № 12 от 28.05.2012 г.)

 

Председатель

Совета факультета

______________ З.Н. Козлова

(подпись) (И.О.Фамилия)

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

Программа составлена на основе Образовательного стандарта (ОСРБ 1 -03 04 04-02-2008) по специальности 1-03 04 04 «Практическая психология». Дополнительная специальность 1-03 04 04-02 «Практическая психология. Технология (обслуживающий труд)» и Положения о практике студентов, курсантов, слушателей (утверждено постановлением СМ РБ 03.06.2010 г. №860).

Программа психологической практики по организации и проведению практики студентов, обучающихся по специальности «Практическая психология. Технология (обслуживающий труд)» является частью образовательного процесса подготовки психолога высокой квалификации.

Производственная (психологическая) практика проводится в домах ребенка, детских дошкольных учреждениях, средних учебных заведениях (средних школах, гимназиях, лицеях, колледжах, медицинских, педагогических училищах, ПТУ), психиатрических клиниках.

Практика способствует развитию мотивации профессионального становления, формирует когнитивные потребности личности. Содержание и структура психологической практики позволяют студентам прогнозировать свое профессиональное становление, наметить пути личностного и профессионального самосовершенствования.

Производственная (психологическая) практика проводится на 5 курсе в десятом семестре в течение четырех недель в соответствии с учебным планом специальности дневной формы обучения.

Цель производственной (психологической) практики заключается в развитии профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально-значимых личностных качеств в деятельности педагога-психолога. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

¾ применение теоретических знаний по фундаментальным и прикладным психологическим дисциплинам в процессе практической деятельности в качестве педагога-психолога в учреждениях образованиях;

¾ развитие способности к выявлению сути психологического запроса и определения путей и методов его выполнения в соответствии с нормативно – правовой документацией;

¾ формирование навыков профессионального межличностного взаимодействия в учебно-воспитательном процессе;

¾ формирование психолого-педагогической культуры личности будущего педагога;

¾ формирование навыков и умений самостоятельной работы по основным
направлениям профессиональной деятельности психолога в учреждениях образования;

¾ - формирование положительной мотивации к будущей профессии и
творческой активности;

¾ развитие профессиональных и личностных качеств будущего педагога -психолога;

¾ воспитание и стимулирование стремления к изучению специальных психологических дисциплин.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

 

2.1 Структурно-содержательный компонент практики

Содержание и структура практики позволяют студентам: 1) прогнозировать свое профессиональное становление; 2) наметить пути личностного и профессионального самосовершенствования; 3)закрепить знания, умения и навыки подготовки и проведения психопрофилактической работы, психодиагностического исследования, консультирования, ведения психологического тренинга; 4) интенсифицировать формирование профессиональной культуры.

Производственная (психологическая) практика проводится на 5 курсе в десятом семестре в соответствии с планом в течение 4 недель и направлена на освоение в практических условиях принципов организации социально-психологических центров и служб, анализа деятельности психологов в различных сферах и учреждениях, осуществление преподавательской деятельности в системе образования, апробацию психодиагностических методик, приемов психологического консультирования, немедицинской психотерапии; изучение требований к разработке проектных решений, ознакомление с конкретными проектами в различных областях психологии, освоение принципов применения теоретических знаний в практической деятельности.

2.2 Основные виды деятельности студентов

Содержание психологической практики включает 5 основных видов деятельности, соответствующих направлениям деятельности практического психолога:

1) диагностическая деятельность;

2) профилактическая деятельность;

3) консультативная деятельность;

4) коррекционная деятельности;

5) развивающая деятельность.

Работа по каждому из направлений является обязательным условием выполнения практики.

Коррекционная деятельность

Цель: овладение основными понятиями и принципами организации коррекционной работы в деятельности профессионального психолога.

Задачи:

1. развивать умения использования методик и техник коррекционной работы при организации различных форм (индивидуальной или групповой) занятий;

2. формировать умения для создания доверительных отношений и эффективного психологического климата в психокоррекционной работе;

3. формировать умения и навыки, а также активизировать знания, необходимые для составления и проведения психокоррекционных программ;

4. развивать личностные и профессиональные качества студентов-психологов.

Коррекционная деятельность включает в себя оказание психологической помощи детям, в виде индивидуальных занятий или групповой (тренинг) работы.

Важно отметить, что психолого-педагогическая коррекция осуществляется в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания.

Коррекционная деятельность организуется студентом в рамках рабочего плана психолога для накопления практического опыта.

ЗАДАНИЯ:

Задание 1. Организовать активное взаимодействие практического психолога с детьми, родителями, педагогами, направленное на преодоление отклонения в их развитии, нарушении в обучении и поведении.

Задание 2. Разработать программу коррекции, направленную на устранение отклонений в психическом развитии.

Задание 3. Разработать программу психологической помощи детям и подросткам, оказавшимся в экстремальных и критических жизненных ситуациях.

Задание 4. Провести психокоррекционную работу с отдельными детьми или группами детей с участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников ребенка.

Развивающая деятельность

Цель: овладение основными понятиями и принципами организации развивающей работы в деятельности профессионального психолога.

Задачи:

1. развивать умения использования методик и техник развивающей работы при организации различных форм (индивидуальной или групповой) занятий;

2. формировать умения и навыки, а также активизировать знания, необходимые для составления и проведения развивающих программ;

3. развивать личностные и профессиональные качества студентов-психологов.

Развивающая деятельность предполагает активное воздействие практического психолога на формирование личности детей, определяемое ориентацией на обеспечение соответствия развития возрастным нормативам, помощь педагогическим коллективам и индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их способностей.

Развивающая деятельность организуется студентом в рамках рабочего плана психолога для накопления практического опыта.

ЗАДАНИЯ:

Задание 1. Организовать мероприятия в рамках развивающей деятельности, носящей широкий педагогический характер, с одной стороны, что позволит обеспечить детям, родителям педагогам условия всестороннего развития и, с другой стороны, вовлекающий их в сферу саморазвития и самовоспитания.

Задание 2. Организовать мероприятия в рамках развивающей деятельности, носящей узкоспециализированный характер, предполагающий индивидуальную или групповую работу с детьми, родителями, педагогами по развитию и воспитанию отдельных личностных или поведенческих особенностей (тренинговые занятия).

Задания по каждому направлениюопределяются в соответствии с рабочим планом психолога базы практики. Затем разрабатывается и обосновывается программа мероприятий, обеспечивающих их решение. Для каждого из мероприятий составляется свой план, приводится отчет по его проведению и оценивается эффективность данного мероприятия. По итогам проведения программы мероприятий готовится общий отчет, включающий статистическое описание и оценку результатов стандартизации, а также раскрывающий результаты, достоинства и недостатки программы: как в части планирования, так и в части реализации.

 

Подведение итогов практики

3.3.1 Документация студента-практиканта

По окончании практики студенты представляют руководителю практики от кафедры следующие материалы:

1. Дневник практики.

2. Отчет по результатам производственной (педагогической) практики.

3. Характеристику, составленную руководителем практики от учебного заведения и заверенную руководителем учреждения (руководителем структурного подразделения).

4. Психологический портрет личности учащегося младшего школьного возраста, включающий протоколы всех проведенных исследований, четыре вида заключений и коррекционную либо развивающую программу.

5. Психологический портрет личности учащегося подросткового возраста, включающий протоколы всех проведенных исследований, четыре вида заключений и коррекционную либо развивающую программу.

6. Психологический портрет личности учащегося юношеского возраста, включающий протоколы всех проведенных исследований, четыре вида заключений и коррекционную либо развивающую программу.

7. Протоколы проведенных психологических исследований.

8. Тему и краткое содержание выступления перед учителями, родителями или учащимися по результатам проведенных исследований.

9. Предложения по совершенствованию и организации учебной (психологической) практики.

10. Методическую копилку

В дневнике студент каждый день записывает содержание учебной (психологической) практики и представляет его на подпись руководителю практики и психологу.

3.3.2 Требования к подготовке материалов практики, представляемых на аттестацию.

Студенты должны провести психодиагностическое обследование одного учащегося каждой возрастной группы и подготовить заключение. По результатам психодиагностического обследования должна быть составлена коррекционная либо развивающая программа. Полученные результаты должны быть представлены:

1. Руководителю практики;

2. Практическому психологу школы;

3. Классному руководителю;

4. Ученику, который проходил психодиагностическое обследование;

5. Родителям ученика, проходившего психодиагностическое обследование.

Материалы обследования испытуемых для трех возрастов выполняются студентами в двух экземплярах: один передается психологу школы, второй остается в качестве выполненного контрольного задания у преподавателя, ведущего практику.

Учащиеся для психодиагностического обследования подбираются по рекомендации практического психолога школы.

Все материалы (дневник психологической практики, отчет и др.) сшиваются (брошюруются) в папку (скоросшиватель) с оформлением титульного листа (приложение В).

3.3.3 Требования к отчету. Письменный отчет является основным документом, который характеризует работу студента во время прохождения практики. Для оформления отчета студентам предоставляется в конце практики 2 – 3 дня. Отчет должен быть написан грамотно и состоять из введения, глав в соответствии с содержанием практики, заключения, списка литературы и приложения. Он печатается с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4, иллюстрируются схемами, таблицами. (если это необходимо). Набор текста осуществляется с использованием текстового редактора Word. При этом рекомендуется использовать шрифты типа Times New Roman размером 14 пунктов. Межстрочный интервал ¾ 1,5. Устанавливаются следующие размеры полей: верхнего и нижнего ¾ 2 мм, левого ¾ 30 мм, правого ¾ 10 мм [1]. Общий объем отчета составляет для студентов 6 – 10 страниц.

3.3.4 Содержание отчета по практике. В отчете дается описание базы, где проходила психологическая практика, характеризуется состав учреждения (подразделения), возрастные особенности, пол, официальная структура, общая характеристика отношений в трудовом коллективе. Затем дается характеристика лиц, с которыми проводились исследования, представляется обоснование выбора испытуемых, а также обосновывается выбор методов изучения. Дается обобщенный анализ результатов изучения личности, который основывается на эмпирических материалах, и делаются выводы. Аналогично дается общая характеристика малых групп и межличностных отношений в них. К отчету прилагаются первичные материалы изучения. Срок сдачи отчета на кафедру психологии – на второй день после окончания практики.

К отчету прилагаются первичные материалы изучения и составленная информационно-диагностическая картотека.

3.3.5 Оценка результатов психологической практики. По окончании практики в течение первых двух недель студенты сдают зачет. По психологической практике зачет является дифференцированным и оценивается по десятибалльной системе на основе результатов проверки дневника, отчетной документации, защиты отчета. Отметка по практике заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента. Она приравнивается к отметкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости, назначении стипендии в соответствующем семестре [1].

Отметка за практику может быть снижена:

¾ за несвоевременный выход на практику;

¾ за нарушение трудовой дисциплины (пропуск часов / дней по неуважительным причинам);

¾ за неаккуратное и несвоевременное оформление документации;

¾ за неточное выполнение записей, рисунков;

¾ за подмену понятий в определениях основных понятий, формулировках и т. д.;

¾ за неумение применять теоретические знания в профессиональной деятельности;

¾ за неумение выделять главное, делать выводы и обобщения;

¾ за сдачу документации в неполном объеме;

¾ если отчет не соответствует требованиям.

3.4 Права и обязанности студентов во время прохождения практики [1]

Студент-практикант обязан соблюдать следующие требования:

- присутствовать на организационном собрании (конференции);

- знать сроки проведения практики;

- изучить программу практики, получить индивидуальное задание и рекомендации руководителя от кафедры психологии о методике прохождения практики;

- получить бланк направления на практику;

- прибыть своевременно к месту практики и начать ее в установленный срок;

- пройти инструктаж по охране труда и технике безопасности;

- по прибытии явиться к руководителю практики от учреждения и согласовать с ним календарно-тематический план практики. Он может носить краткий или развернутый (подробный) характер. В плане должны найти отражение основные виды работ, предусмотренные программой. Последовательность их выполнения корректируется руководителем практики в соответствии со сроками возможного их выполнения на предприятии;

- выполнять программу практики в соответствии с индивидуальным календарно-тематическим планом, полностью осуществлять предусмотренные работы, стремясь приобрести как можно больше практических навыков по своей специальности;

- подчиняться действующим в учреждении правилам внутреннего распорядка. При нарушении правил руководитель учреждения может налагать на студента взыскания с последующим сообщением ректору университета. В случае невыполнения требований студент может быть отстранен от прохождения практики;

- нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками;

- ежедневно заполнять дневник практики с изложением проделанной работы;

- участвовать в научно-исследовательской работе по заданию кафедры психологии;

- оказывать практическую помощь учреждению образования (по возможности).

По окончании практики необходимо:

- представить руководителю практики от кафедры психологии письменный отчет о выполнении всех заданий с приложением составленных им документов;

- сдать дифференцированный зачет по практике.

Студенты-практиканты имеют право:

- по всем вопросам, возникающим в процессе прохождения практики обращаться к руководителям университета и учреждения;

- участвовать в работе органов самоуправления учреждения образования, в конференциях и совещаниях;

- оказывать практическую помощь предприятию по изысканию и использованию резервов производства и совершенствованию его организации;

- пользоваться библиотекой, кабинетами и т. д.

Продолжительность рабочего дня для студентов во время прохождения практики регламентируется Трудовым кодексом Республики Беларусь и составляет не более 40 часов в неделю для студентов старше 18 лет (статья 112 Трудового Кодекса Республики Беларусь) и не более 35 часов в неделю для студентов в возрасте от 16 до 18 лет (статья 114 Трудового Кодекса Республики Беларусь) [1].

 

 

Примерный перечень вопросов к зачету по психологической практике

 

1. Сферы деятельности практического психолога. Специализация психолога.

2. Профессиональные умения и навыки. Подготовленность специалиста.

3. Виды деятельности практического психолога и основные задачи деятельности.

4. Права и обязанности практического психолога.

5. Оценка деятельности практического психолога.

6. Рабочее место практического психолога.

7. Принципы профессиональной этики психолога.

8. Значимость работы практического психолога в современном обществе.

9. Психологический анализ урока.

10. Классификация методов психологического исследования. Принципы психодиагностики.

11. Процедуры и методы получения эмпирической информации.

12. Основные методы психологии и особенности их использования в условиях практической работы (например, в школе).

13. Тестирование и опрос как методы психологического исследования.

14. Виды тестов по изучению индивидуально-психологических особенностей личности, особенности их использования.

15. Виды тестов по изучению познавательной сферы учащихся, особенности их использования.

16. Проективные методы, особенности их использования.

17. Социометрия. Основные понятия. Специфика социометрических методов в изучении взаимодействия в малых группах.

18. Психологическое консультирование как сфера профессиональной деятельности психолога.

19. Особенности организации первой встречи и установления консультативного контакта.

20. Особенности организации и использования психологического консультирования.

21. Психологическое просвещение как форма повышения психологической культуры. Задачи психологического просвещения.

22. Требования к психологическому просвещению. Методы и формы.

23. Назначение коррекционной и развивающей работы. Основные этапы

24. Формы и методы проведения коррекционных занятий.

25. Особенности оценки эффективности коррекционно-развивающей работы.

26. Повышение квалификации психолога как одно из направлений деятельности.

27. Значение взаимодействия психолога с др. специалистами смежных специальностей.

Список литературы

1. Сборник нормативных документов. – 2006. – № 19 – 20.

2. Сборник нормативных документов. – 2007. – № 1.

3. Альманах психологических тестов. – М., 1996. – С. 86-330.

4. Божович, Е. Д. Психологическая служба в структуре педпроцесса / Е. Д. Божович // Вопросы психологии. – 1986. – № 2. – С. 100 – 103.

5. Диагностика психических состояний и свойств личности / Метод. Материалы. – Мн., 1993.

6. Диагностика и коррекция представлений педагогов о личности ребенка / Под ред. Я. Л. Коломинского, С. С. Харина. – Мн., 1999. – С. 27 – 38.

7. Дубровин, Д. Н. О психологической поддержке школьников / Д. Н. Дубровин // Детский практический психолог. – 1994. – № 11. – С. 29 – 32.

8. Ермакова, Л. Д. Системная организация деятельности психологической службы органов образования / Л. Д. Ермакова // Психология. – 1986. – № 3. – С. 80 – 85.

9. Иванов, Н. Я. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков /Н. Я Иванов, А. Е. Личко // Краткое руководство. – М., 1994. – 64 с.

10. Изучение личности школьника и составление на него психолого-педагогической характеристики: Метод. указания для студентов. – Мн., 1983.

11. Изучение эмоциональной сферы личности ребенка / Метод. пособ. – Мн., 1994.

12. Карандышев, Ю. Н. Оценка межличностных отношений методом масок / Ю. Н. Карандышев // Народная асвета. – 1988. – № 8. – С. 79.

13. Карандашев, Ю. Н. Психологическая служба в системе образования: метод. рек. / Ю. Н. Карандышев, Т. В. Сенько. – Мн., 1998. – С. 73 – 97.

14. Кораблик, Е. Л. Психологическая помощь в развитии личности / Е.Л. Кораблик. – СПб., 1994.

15. Кухарев, Н. В. Как формировать и диагностировать познавательные интересы и умственную самостоятельность учащихся: метод. Рекомендации / Н. В. Кухарев. – Гомель, 1989.

16. Лусканова, Н. Г. Методы исследования детей с трудностями обучения / Н. Г. Лусканова. – М., 1993. – 64 с.

17. Метелица, А. С. Обогащение знаний психологов и их подготовка к исследователь­ской работе / А. С. Метелица // Адукацыя и выхаванне. – 1995. – № 12. – С. 47 – 52.

18. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога / Р. В. Овчарова. – М., 1993. – С. 87 – 147, 174 – 242.

19. Сенько, Т. В. Психология взаимодействия / Т. В. Сенько. – Мн., 2000.

20. Сенько, Т. В. Фундаментальность образования при подготовке практического психолога в высшей школе / Т. В. Сенько // Возрастная, педагогическая коррекционная психология: Сб. науч. тр. – Мн., 2000. – Вып. 3. – С. 29 – 32.

22. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: Практикум / Л. Д. Столяренко. – Ростов, 2000.


1.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Примерная схема индивидуального плана практиканта

Дни работ Содержание работы Количество часов Отметка о выполнении
1-й день Знакомство с местом прохождения практики, с психологом и психологическим кабинетом, со спецификой работы психолога на данной базе, в частности, с особенностями, направлениями и содержанием психодиагностической работы. Первичное знакомство с респондентами предстоящего диагностического обследования личности    
2-й день
Предпоследний день Подведение итогов практики. Проводится в следующем составе: группа студентов, психолог, руководитель-методист, представитель администрации учебного заведения и др. Слушается отчет студентов о проделанной работе. Проводится анализ работы студентов на практике, вносятся предложения по совершенствованию практики на базе данного учреждения    
Последний день Оформление отчетной документации. Подготовка материалов к итоговой конференции по практике      

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Образец оформления структурных элементов дневника по практики

Титульный лист дневника

 

Дневник

Психологической практики

студента ____ курса ______________________ факультета

специальности ___________________________________________

группы ___________________________

___________________________________________________________

фамилия, имя, отчество студента-практиканта

 

Руководитель практики от предприятия О. М. Сидорова

Руководитель практики от кафедры психологии Т. В. Петрова

 

1-я страница

Учет посещения студента руководителем практики от кафедры психологии[2]

 

Дата Вид деятельности Отметка, подпись

 

 

2-я и последующие страницы

Учет и содержание деятельности студента-практиканта[3]

 

Дата Класс (группа) Тема и цель занятия Анализ занятия Подпись и отметка

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ В

Оформление титульного листа отчета по практике

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет ______________________________________________________________________

Кафедра ________________________________________________________________________

ОТЧЕТ

о прохождении __________________________________________________________ практики

_______________________________________________________________________________

(Ф. И. О.)

студента _____________ курса ______________________________________________ группы

специальности ___________________________________________________________________

Место прохождения практики ______________________________________________________

________________________________________________________________________________

Руководитель практики от предприятия, учреждения __________________________________

________________________________________________________________________________

(Ф. И. О.)

от кафедры ______________________________________________________________________

(Ф. И. О.)

 

Отчет проверен и (не) допущен к защите:

 

руководитель практики от предприятия _____________________ _____________________ (дата, подпись, печать)  
  руководитель практики от кафедры _____________________ _____________________ (дата, подпись)  
  Отчет защищен с оценкой ____________ _____________ (дата, подпись)  

 

Барановичи 20___


[1] Составлены на основе Положения о производственной практике студентов высших учебных заведений РБ, утвержденного СМ РБ 30.11.2000г. и Положения об учебной и производственной практике студентов УО «Барановичский государственный университет» от 22.12.2004г.

 

[2] Заполняется руководителем практики от кафедры

[3] Заполняется студентом и руководителем практики от учреждения образования, где проходит практика

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

УТВЕРЖДАЮ

Ректор (первый проректор) БарГУ

____________________________________

________________ ___________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

____________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-ПС 660 12р.ПФ

 

ПРОГРАММА

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ

(ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ) ПРАКТИКА

 

 

для специальности:

1-03 04 04 Практическая психология Дополнительная специальность:

1-03 04 04-02 Практическая психология. Технология (обслуживающий труд)

 

Барановичи

РИО БарГу

2012 г.


 

Составители:

С. А. МАРТЫНЕНКО, преподаватель кафедры психологии УО «Барановичский государственный университет»

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой психологии

(протокол № 11 от 15.05.2012г.)

 

Заведующий кафедрой

_______________ Л. И. Станиславчик

(подпись) (И.О.Фамилия)

 

ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Советом педагогического факультета

(протокол № 12 от 28.05.2012 г.)

 

Председатель

Совета факультета

______________ З.Н. Козлова

(подпись) (И.О.Фамилия)

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

Программа составлена на основе Образовательного стандарта (ОСРБ 1 -03 04 04-02-2008) по специальности 1-03 04 04 «Практическая психология». Дополнительная специальность 1-03 04 04-02 «Практическая психология. Технология (обслуживающий труд)» и Положения о практике студентов, курсантов, слушателей (утверждено постановлением СМ РБ 03.06.2010 г. №860).

Программа психологической практики по организации и проведению практики студентов, обучающихся по специальности «Практическая психология. Технология (обслуживающий труд)» является частью образовательного процесса подготовки психолога высокой квалификации.

Производственная (психологическая) практика проводится в домах ребенка, детских дошкольных учреждениях, средних учебных заведениях (средних школах, гимназиях, лицеях, колледжах, медицинских, педагогических училищах, ПТУ), психиатрических клиниках.

Практика способствует развитию мотивации профессионального становления, формирует когнитивные потребности личности. Содержание и структура психологической практики позволяют студентам прогнозировать свое профессиональное становление, наметить пути личностного и профессионального самосовершенствования.

Производственная (психологическая) практика проводится на 5 курсе в десятом семестре в течение четырех недель в соответствии с учебным планом специальности дневной формы обучения.

Цель производственной (психологической) практики заключается в развитии профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально-значимых личностных качеств в деятельности педагога-психолога. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

¾ применение теоретических знаний по фундаментальным и прикладным психологическим дисциплинам в процессе практической деятельности в качестве педагога-психолога в учреждениях образованиях;

¾ развитие способности к выявлению сути психологического запроса и определения путей и методов его выполнения в соответствии с нормативно – правовой документацией;

¾ формирование навыков профессионального межличностного взаимодействия в учебно-воспитательном процессе;

¾ формирование психолого-педагогической культуры личности будущего педагога;

¾ формирование навыков и умений самостоятельной работы по основным
направлениям профессиональной деятельности психолога в учреждениях образования;

¾ - формирование положительной мотивации к будущей профессии и
творческой активности;

¾ развитие профессиональных и личностных качеств будущего педагога -психолога;

¾ воспитание и стимулирование стремления к изучению специальных психологических дисциплин.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

 

2.1 Структурно-содержательный компонент практики

Содержание и структура практики позволяют студентам: 1) прогнозировать свое профессиональное становление; 2) наметить пути личностного и профессионального самосовершенствования; 3)закрепить знания, умения и навыки подготовки и проведения психопрофилактической работы, психодиагностического исследования, консультирования, ведения психологического тренинга; 4) интенсифицировать формирование профессиональной культуры.

Производственная (психологическая) практика проводится на 5 курсе в десятом семестре в соответствии с планом в течение 4 недель и направлена на освоение в практических условиях принципов организации социально-психологических центров и служб, анализа деятельности психологов в различных сферах и учреждениях, осуществление преподавательской деятельности в системе образования, апробацию психодиагностических методик, приемов психологического консультирования, немедицинской психотерапии; изучение требований к разработке проектных решений, ознакомление с конкретными проектами в различных областях психологии, освоение принципов применения теоретических знаний в практической деятельности.

2.2 Основные виды деятельности студентов

Содержание психологической практики включает 5 основных видов деятельности, соответствующих направлениям деятельности практического психолога:

1) диагностическая деятельность;

2) профилактическая деятельность;

3) консультативная деятельность;

4) коррекционная деятельности;

5) развивающая деятельность.

Работа по каждому из направлений является обязательным условием выполнения практики.

Диагностическая деятельность

Цель: овладение основными понятиями и принципами психодиагностики в деятельности профессионального психолога.

Задачи:

1. развивать умения использования психодиагностических методик при проведении индивидуального и группового психодиагностического обследования;

2. формировать умения самостоятельно определять и подбирать дополнительные методики, необходимые для полноценного психодиагностического обследования детей;

3. закрепить на практике умения составлять психодиагностические заключения.

Диагностическая деятельность направлена на психолого-педагогическое обследование детей на протяжении всего периода дошкольного и школьного детства, выявления индивидуальных особенностей их развития, определение причин нарушения личности и интеллекта.

Диагностическая деятельность организуется студентом в рамках рабочего плана психолога.

ЗАДАНИЯ:

Задание 1. Провести в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным нормам.

Задание 2. Организовать изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей склонностей с целью ранней диагностики одаренности, обеспечения индивидуального подхода к ребенку, помощи в профессиональном и жизненном самоопределении.

Задание 3. Провести диагностику психологических причин отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей раннего возраста, причин нарушений поведения, определять уровень овладения необходимыми навыками и умениями.

Задание 4. Провести диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками, выявлять психологические причины нарушения общения.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.221 с.