Глава 1. Теоретическое обоснование девиантного поведения в психологии — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Глава 1. Теоретическое обоснование девиантного поведения в психологии

2017-11-21 352
Глава 1. Теоретическое обоснование девиантного поведения в психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

 

В наше время численность подростков, разных полов катастрофически поднимается во всем мире, так же и у нас в стране. Согласно данным всемирной организации здравоохранения в начале XXI века чрезмерное употребление табака обладает характером эпидемии. В России, к примеру, около 60 % взрослого населения страдает от никотиновой зависимости, около 80% подростков приобрели опыт употребления табака, а 10% из них уже больны. Активно к табакокурению приобщены девушки.

Так же надо добавить, что увеличивается количество проблемных семей, имеющих зависимость, нуждающихся в квалифицированной и своевременной помощи[1].

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

И возникновения поведения

 

данным исследований поведение далеко вдруг, предшествует поступков, расцениваются аморальные, и говорят деформации подростка. еще совершил, но «индикаторы», которым сказать, при, неблагоприятных обстоятельств (группы, отсутствие к и.д.) несовершеннолетний совершить поступок. образом, вовремя ребенка «к действиям», провести ним профилактическую, то предотвратить на ранней. Необходимо усилия предотвращение, предупреждение факторов, влияющих поведение, устранить возможных влияний, негативные социальных.

Замеченные отклонения поведении и, а правильно педагогическая могут решающую в деформации подростка, приводит правонарушениям преступлениям.

выявление, склонных асоциальному, необходимо в начального профилактики.[11]

научной выделяют стадии отклоняющегося:

А) поведение, наблюдаемое большинства и, связанное шалостями,, непослушанием,, упрямством т..;

Б) поведение, более менее осуждение, педагогов, (эпизодические дисциплины, драчливости,, дерзости,, нечестности);

) девиантное, основу составляют отрицательные и (нечестность,, притворство,, лицемерие,, эгоцентризм,, агрессивность, и.д.), характер или;

Г) поведение, несет себе криминального деструктивного – эпизодические нарушения и, регулирующих и людей обществе:, избиения,, распитие напитков, нарушения и правил и.д.;

) противоправное преступное, основу составляют правонарушения преступления.

, довольно этапы сменяют друга, определенную развития., в случаях могут и связаны с.[12] Например, поведение возникнуть, поразить, который этого в плохом был, более, проявлял лишь положительной. Это быть сильного извне (, знакомых,), случайного обстоятельств, и сильно патогенных. Но большинстве оно следствие действующих факторов,, как неуспеваемость, в, в коллективе, к, дезадаптации в ее.

Проявления развития поведения разных группах различно связано различными: от факторов (генетического, родовые и, бытовые, болезни), факторов (питание, быта), серьезнейших, ошибок, в в, детском, школе.[13]

поведение как, свидетельствующий том ином личности, определенной ее, педагогу понимать, одни те внешние особенности могут о процессах, в индивида наоборот. словами, за особенностями видеть, вызывающие причины., квалифицируя -то поведения как от, необходимо стабильность частоту проявлений, также личности, и ситуации. принимая внимание это, выносить суждения, тем, определять воздействия несовершеннолетних целях профилактики поведения.

задача в профилактики поведения заключается проведении профилактики, ни другая не состоянии данную. Исключение семья, семья сама в объекта деятельности.

ранней является:

- условий, возможность развития определенной группы;

- выявление кризисных, возникающих учащихся возраста.

профилактическая необходима работе всеми группами, но современных основной надо на отклоняющегося детей школьного и подростков (до -11). Данный обусловлен фактами реальной, когда применять меры лишению их в детей подросткового со стилем и к его. В ситуациях подростка в профилактический, расходовать ресурсы вместе тем всегда положительный работы.

 

ГЛАВА. НИКОТИНОВАЯ КАК ИЗ АДДИКТИВНОГО ПОДРОСТКА.

Понятия зависимости

Никотиновая зависимость у подростков – очень распространенное явление в современном обществе. Начинаясь с невинного, как кажется молодым людям, курения «за компанию» или для самоутверждения, пагубная привычка перерастает в серьезное психическое заболевание - зависимость. Причины никотиновой зависимости у подростков могут быть различными:

· Желание быть популярным среди сверстников или старших приятелей

· У девушек – желание понравиться противоположному полу

· Конфликты с родителями и учителями (так называемое протестное поведение)

· Уход от проблем и сложностей, с которыми сталкивается подросток

· При принятии решении о курении очень многое зависит от личности подростка, психологического климата в семье и школе, жизненной ситуации, наличии стрессовых событий.

В последнее время множество мероприятий направлено на профилактику и лечение никотиновой зависимости у подростков, однако, не всегда принимаемые меры дают положительный результат[15]. Как правило, обсуждение этой темы с юношами и девушками ограничивается перечислением сухих фактов о вреде курения врачами-наркологами или терапевтами, что зачастую не воспринимается подростками. Между тем проблема никотиновой зависимости у подростков как никогда актуальна: стремительно молодеет рак легких, у молодых людей диагностируются повреждения сердечной мышцы и печени, нарушения работы эндокринной системы, коры головного мозга. Поэтому принципиально важна ранняя диагностика никотиновой зависимости у подростков и своевременное лечение.

приобщения к табака, на очевидную, широкого в научной до времени получила. на тему медицинских касаются тривиальных о курения здоровья. эта го­раздо, так табакокурение, одной, может для одним первых, когда сталкивается противоречиво­стью непоследовательностью норм, с — именно него начинается детей употреблению разных веществ[16].

детей употреблением происходит раннем при за старших. роль этом семья. ее к в общем может представлено четырьмя: полное (курение семьи, общества стараются), противоречивое, амбивалентное (курению людей безразличное, курение семье допускается), (одновременное порицания членов и, рядом, его), патологическое (семьи независимо того, ли этом, и принимают внимание интересов)., что в, закладывает отношение к. органично в сознание, отпечаток эмоционально- отношение этому и поведение в.

Для понимания стоит историю табакокурения.

известно, Европу завез, от остались записи: «на, мы в острова. встретило почти людей, стройных сильных, шли своих с головешками руках травой, которой пили. несли большую и каждой зажигали. Затем делал нее - 4, выпуская через». Туземцы путешественников, причем курили, потом трубку. Отказ «трубки» хозяева как действия. же хотели отношения туземцами., эти и первыми, пристрастившимися курению. вернувшихся Испанию смотрели подозрением: выпускает рта носа, значит, с силой. завезли табака стали культивировать[17].

табака в сильное. В курение рассматривалось нарушение Корана, виноватых на. Персидский Аббас сжечь, который табак военный. Римский Урбан отлучал церкви, кто или табак, однажды курение монахов замуровал стену.

Россию, по-, попал конце века тоже встречен очень. За полагалось серьезное - от ударов порки до носа ушей ссылки Сибирь. табаком смертная. Но запрет курение в за странах. годами вредной приобщились, женщины, люди, и дети. мода курение:, мол, девушкам элегантность, юношам. Обязательной теле- киногероев сигарета.

О, что вреден здоровья, давно., что мучает кашель,, что накуренном трудно, что мешает работе. показали, животные под никотина. и фраза: «никотина лошадь». быть, то чистого можно не, а три. Но только: видно, крепче, сколько потребил, жив! себя: деготь на. Но не бесследно. все непременно и заядлых, и их [18].

Земле умирает,5 человек заболеваний курением., кроме, приводит снижению к заболеваниям, ранней трудоспособности, также, вызванные, отнимают курильщиков % рабочего. По Всемирной здравоохранения, % всех раком, 75% случаев нефритов эмфиземы, а 25% сердечных приходиться курильщиков.

Если эту в отдельной группы, одной самых будет проблема среде средней. Поскольку сверстников не сознание очень, то для достаточно. Помимо окружающих, личное «поспешного» свойственно современным. Влияние исходить от, как пример просто взрослых, находящих этом плохого. необходимо внимание, со родителей, и стороны, которым больше за и учащихся, - о курения П..

. Черняускене, что учащихся, первую, сказывается нервной сердечной - системах. 12- лет уже на при нагрузке. В многолетних французский Декалзне 100 назад к, что незначительное вызывает детей и пищеварения.

школьников их и развитие. здоровья, курением, позволяет род по, добиться (например, стать, спортсменами, - балеринами, и.)[19].

Курение влияет успеваемость. Число возрастает тех, где курящих.

и не. Школьные - это роста физического, и. Организму много, чтобы со нагрузками. известно,, привычки, в возрасте, прочные. относиться только полезным, и вредным. Чем дети,, юноши, познакомятся курением начнут, тем привыкнут нему, в отказаться курения очень.

Курение социальной общества, для курящей, и некурящей. Для – проблемой бросить, для – избежать курящего и «заразиться» привычкой, также – своё от курения, вещества в курильщиками, не много того, бы сам и в никотин многое, что в сигарету.

Сложности, психическому в возрасте, многом с, что психические не внешними в, материальном социальном детей, потому всегда осознаются. Особенности подростков, стремление созданию «культуры», более контактам сверстниками, не взрослыми, именно материальным – уже дети, еще не. Высокая возбудимость сензитивность к реакциям, к неуспешности, непривлекательности, вымышленной, частично с ростом созреванием. делает самооценку неустойчивой,, повышает отклонений поведении общении.

обусловлены, что особенности возраста психологические, они и условиями жизни., сроки полового и интенсивность от факторов: здоровья, питания,, бытовых социально- условий. эмоциональной так лежат только физиологических, но в условиях. рост, массы опережают мускулатуры, приводит некоторой тела. подростки испытывают неловкости, них повышается к внешности. недовольство внешностью, ее к соматической, формирующейся данный. Это стать многих в личностной и, снизить, особенно эмоциональный.

Говоря познавательных процессах, отметить, в возрасте их как и, т.. высших, форм. Интеллектуализация, памяти, обусловлена только усиливающейся с, но все обобщенным абстрактным опосредующих [20].

Развитие -логического подростков в, что абстрагироваться наглядного и свои в, идеальном,. Ж. установил, в от до лет последняя децентрализация, способствует гипотетико- мышления. подростка способность понятия действительности, и альтернативные и предметом собственную.

Не значимым становление, умение ход мыслей, причины поступков, эмоционального.

Творческая подростка к -то, он получает от процесса. Креативность,, так как рефлексия, связанны развитием, с и более стремлением самоактуализации.

подростка не контакты, и сверстниками. потребность значимым своей группе вызвать отклонения социализации личностном. Ориентация нормы и и им повышают, которая, данным психологов, высока в -13.

сравнению младшими, у подростков у намного развита к пониманию. помогает контакты окружающими, новые. Лучшее себя подросткам и, повышает, сознание проблем личностных. Того эмоционального ждут от. Предполагается, друзья должны лояльными заслуживающими, хранить и в ситуациях, предавать беде. понимают, люди иметь друзей, значение глубина отношений и изменяться временем.

этом учитывать развития, ориентации группы, которую подросток, понять, может ей и группа дать. Особенно в плане ценностей содержание неформальных. Проводя таких большую времени, из в более информацию, образцам, формируют своего, которое быть просоциальным, и. Девиантность, поведение, с степенью может диагностировано в возрасте, с успешностью в формах – учебе, с взрослыми педагогами., что эти появляются в периоде, значительно, однако это они устойчивыми, не. Те черты поведении в, которые легко было у школьника, в характера и большим поддаются.

Не значимым психического является подростков взрослыми, частности родителями, именно этой сконцентрировано конфликтов. главная с позиции внутреннего подростка. одной, он в и родителей, их, с – испытывается желание самостоятельным, в с и взрослыми. для характерно отношение взрослым: к и,, зависимость их. На родителей подростков несколько. Это, всего, воспитания, в, и эмоциональных членов с.

Отсутствие может причиной с, в с, особенно тревожных, очень и детей. этом неформальные сверстников, и компании асоциальной, могут и, и.

Факторы никотиновой у

 

То, что в последние десятилетия средний возраст начинающих курить значительно понизился, а в их числе весьма заметно возросло число девочек и девушек, - неопровержимый факт, весьма беспокоящий гигиенистов, наркологов и всё общество в целом[21].

Привычка курить развивается не с первого употребления табака, а через определенный промежуток времени, который зависит от индивидуальных особенностей организма. Также привычка возникает при участии ряда социальных факторов – курения родителей и родственников, друзей в компании, проблем в семье, наличия лишних карманных средств и т.д. Обычно формирование зависимости происходит уже в подростковом возрасте – до 16 лет. Но почему же курение вызывает столь сильное привыкание и какую зависимость можно ждать любителю побаловаться сигареткой — другой?

Физическая

Формирование физической зависимости от табака происходит при участии центральной нервной системы. Основное вещество, которое передает импульсы между ядрами и клетками ЦНС – нейромедиатор дофамин. Если высвобождается много дофамина, человек испытывает удовольствие, а при падении количества дофамина он ощущает абстинентные симптомы. После первичного потребления никотин повышает дофаминовую передачу, давая приятные ощущения и вызывая привыкание. Регулярное курение меняет комплекс передачи дофамина, никотин становится частью этого комплекса, то есть без данного вещества передача дофамина не будет нормальной. Возникает сильная тяга к курению, или никотиновая зависимость.

Психологическая

Пристрастие, сформированное на физическом уровне, дополняется и психоэмоциональной зависимостью. Человек ищет аргументы, чтобы продолжать курить, и любой стресс или негативные события влекут за собой поддержку никотиновой тяги. Для любого курильщика процесс курения – метод общения с другими людьми, средство для того, чтобы отвлечься, сосредоточиться и т.д. У большинства зависимых людей есть привязка курения к разным ситуациям – к перерыву в работе, пробуждению, выходу на улицу, встрече с друзьями, волнению. Курение становится мощным ритуалом, победить который непросто.

В связи с этим возникает ряд вопросов, например: почему подростки начинают курить. В чём причина такого курения в раннем возрасте?

Начнём с того, что дети, вырастая среди курящих, не сомневаются в том, что курение - такой же естественный процесс, как потребление пищи и воды. Курение у них ассоциируется с общепринятой нормой поведения.

В самом раннем возрасте - с 5-6 до 10 лет - дети пробуют закурить из любопытства. В таком возрастном интервале из любопытства пробуют курить примерно 25% детей. Одновременно материалы анкет свидетельствуют: началу раннего курения способствует желание подражать взрослым, причём этот фактор воздействует не только на детей из курящих семей, но из семей некурящих. В последнем варианте дети подражают курящим товарищам или дворовым «авторитетам», а так же киногероям, не выпускающим сигареты изо рта в течение всего фильма[22].

Характерно, что в семье курящих в раннем возрасте приобщаются к курению 50% детей и более, а в некурящих семьях - не более 25%.

В 11-14 лет подростки начинают курить чаще всего из-за стремления не отстать от моды, самоутвердиться, иногда чтобы похудеть. В этом же возрасте они могут начать курить в результате своеобразного принуждения со стороны одноклассников, чтобы избежать причисления к трусам, «маменькиным сынкам», не способным принимать собственные решения.

В 15-18 лет мотивы приобщения к курению могут остаться теми же, что и в предыдущих возрастных периодах, но нередко сам процесс курения превращается в форму защиты от личных неприятностей и переживаний. Об отрицательном влиянии курения на здоровье в этом возрасте не задумываются.

В приобщении к табакокурению весьма заметную роль играет посещение компаний, вечеринок, дискотек - самых распространённых форм досуга старшеклассников и студентов. К этому времени потребность вдохнуть поглубже табачный дым возникает у молодых курильщиков всё чаще. В вузах на III курсе курят более 60% студентов.

В связи с небывалым ростом числа молодых курильщиц - старшеклассниц и студенток - были выявлены (путём анкетных опросов) основные мотивы их приобщения к курению.

Анализ ответов показал, что основным стимулом начала курения явилась мода. На вопрос, почему девочки начали курить, 60% из них ответили, что это «красиво», это «модно». Были и другие варианты ответов: «курят, потому что хотят понравиться», «хотят привлечь к себе внимание», «лучше смотрятся», «выглядят самостоятельно», «обращают на себя больше внимания мужской части компании» и т.д.

Психология тяги девушек к курению дополняется такими данными: девушку интересует не только сам акт курения, сколько вся процедура курения, имеющая характер своеобразного ритуала. В нём - неторопливое распечатывание сигаретной пачки, извлечение из неё сигареты, закуривание от пламени красивой зажигалки, искусное пускание дымовых колечек - несомненное владение техникой курения[23].

Сравнивая стимулы приобщения к курению у мужской и женской части подростков и молодёжи, легко выявить их существенное несовпадение. Если причинами начала курения у юношей являются стремление подражания взрослым, отождествление курения с представлениями о самостоятельности, силе мужественности, то у девушек начала курения связано со следованием моде, с кокетством, стремлением к оригинальности, желанием нравится юношам.

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УРОВНЯ НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ И ТИПА КУРИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК.

3.1 Организация и методы исследования

3.1.1 Рабочая концепция исследования

В последнее время отмечена тенденция активного развития разного рода зависимости подростков в учебных заведениях, как в России, так и в других развитых странах.

Зависимость – навязчивая потребность совершать определенные действия, несмотря на неблагоприятные последствия медицинского, психологического или социального характера[24]. Зависимость бывает физиологической (вызванная приемом химических веществ – наркотиков, алкоголя), поведенческой (от азартных игр, шопинга, рискованного поведения и т.д.). Наш интерес направлен на изучение именно никотиновой зависимости. Никотиновая зависимость - это патологическая тяга к табаку. Привыкание к никотину происходит на физиологическом и психологическом уровне вследствие того, что никотин связывается с рецепторами в головном мозге и провоцирует выброс адреналина дофамина, вызывая состояние эйфории. Отказаться от курения становится задачей не из легких задач, и для начала важно провести анализ своего курительного поведения, что является шагом к успешному избавлению данной аддикции.[25] Тип курительного поведения – это определенная характеристика поведения человека, и причина из-за чего он курит, и любой из 6 типов курительного поведения присущ разным людям с этой зависимостью[26].

Курение табака относится к поведенческим характеристикам человека, имеющим самую тесную связь с психосоматическими особенностями.

Проблема исследования заключается с одной стороны, в необходимости исследования уровня никотиновой зависимости подростка а, с другой стороны в анализе гендерных особенностей типа курительного поведения подростка с его уровнем зависимости,и мотивации данной категории студентов, к искоренению данной аддикции, из-за которой у окружающих людей может сформироваться неправильное представление у человеке. В результате у студентов с никотиновой зависимостью формируются отрицательные качества и навыки, которые имеют непосредственное влияние на дальнейшую жизнь подростка.

3.1.2 Объект и предмет, цель, задачи, гипотезы исследования

Объект –зависимость подростка.

Предмет – гендерные особенности уровня никотиновой зависимости и типа курительного поведения у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.

Цель – сравнение уровня никотиновой зависимости и типа курительного поведения у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.

Задачи:

1. Определить уровень никотиновой зависимости у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.

2. Выявить тип курительного поведения у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.

3. Провести сравнительный анализ уровня никотиновой зависимости и типа курительного поведения у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.

Гипотезы:

1. Уровень никотиновой зависимости девочек будет меньше,чем у мальчиков.

2. У большей части испытуемых выявится высокий уровень никотиновой зависимости.

 

3.1.3 Описание выборки

В выборку вошли студенты, 12 курящих девушек и 18 курящих парней обучающихся в колледже. Таким образом, общая численность, опрошенных студентов составили 30 человек.

Ежегодно в мире курение становится причиной прямой или опосредованной смерти трех миллионов человек. Несмотря на такие устрашающие цифры, курение остается популярным среди молодежи, т.к. играет роль «психологической зашиты» и служит средством самооправдания. И, как правило, очень часто приводит к зависимости и выработке вредной привычки.

Таблица 2

Сравнительный анализ типа курительного поведения у мальчиков и девочек в подростковом возрасте, в баллах.

 

Шкалы
  Стимуляция Игра с сигаретой Поддержка Расслабление Жажда Рефлекс
  Кол-во набранных баллов
  м д м д м д м д м д м д
Сред. Знач.   3.7 2.2 3.7 2.6 5.3 3.7 3.8 2.6 3.7 3.1 2.9 2.03

 

Рис. 3 Сравнение среднего значения по шкалам курительного поведения между мальчиками и девочками в подростковом возрасте, в баллах.

 

Из рисунка 3 следует, что по результатам исследования сравнения шкал курительного поведения подростков, получилось что, по типу курительного поведения «Стимуляция» среднее значения мальчиков (3.7), а у девочек (2.2), «Игра с сигаретой» среднее значения мальчиков (3.7), а у девочек (2.6), «Поддержка» среднее значение мальчиков (5.3), а у девочек (3.7), «Расслабление» среднее значение мальчиков (3.8), а у девочек (2.6), «Жажда» среднее значение мальчиков (3.7), а у девочек (3.1), «Рефлекс» среднее значение мальчиков (2.9), а у девочек (2.03).Также из рисунка 3, следует, что по результатам можно увидеть, что заметное расхождение по баллам между мальчиками и девочками, у шкал «Стимуляция» (1.5) и «Поддержка»(1.6)

Это может быть связанно с тем, что мальчики в этом возрасте (переходном) становятся более агрессивнее, и у них в каких-то конфликтных ситуациях, она выражается больше, чем у девочек, поэтому такая ощутимая разница между мальчиками и девочками по шкале «поддержка», а если говорить о «Стимуляции» то у девочек есть другие альтернативные способы взбодриться, прийти в себя, такие как шопинг, разговор с подругами, с родителями, рукоделие, или же приготовление еды. У мальчиков альтернативных способов прийти в нормальное состояние меньше, с родителями мальчики личными проблемами не делятся, с друзьями редко, у них есть альтернатива это полностью погружаться в спорт, поэтому такая заметная разница по баллам в шкале «поддержка».

Интерпретация результатов тестирования:

Характеристика типов курения подростка:

«Стимуляция»

Курящий подросток верит, что сигарета обладает стимулирующим действием: взбадривает, снимает усталость. У курящих подростков с данным типом отмечается высокая степень психологической зависимости от никотина. У них часто отмечаются симптомы астении и вегето-сосудистой дистонии. Доказано, что сигареты не помогают сосредоточится и взбодриться. Это очень серьезное заблуждение. Как только у подростка сформировалась зависимость, с этого момента чувство голода по никотину не позволяет ему нормально думать и анализировать.

«Игра с сигаретой»

Подросток как бы «играет» в курение. Ему важны «курительные» аксессуары: зажигалки, пепельницы, сорт сигарет. Нередко он стремится выпускать дым на свой манер. В основном курят в ситуациях общения, «за компанию». Курят мало, обычно 2-3 сигареты в день.

«Расслабление»

Такие подростки курят только в комфортных условиях. С помощью курения мальчик или девочка получают «дополнительные удовольствия» от отдыха. Бросают курить долго, много раз возвращаясь к курению.

«Поддержка»

Этот тип курения подростка связан с ситуациями волнения, эмоционального напряжения, дискомфорта. Такие подростки курят, чтобы сдержать гнев, преодолеть застенчивость, собраться с духом, разобраться в неприятной ситуации. Относятся к курению как к средству, снижающему эмоциональное напряжение.

«Жажда»

Данный тип курения подростка обусловлен физической привязанностью к табаку. Подросток закуривает, когда снижается концентрация никотина в крови. Курит в любой ситуации, вопреки запретам. Приходит время, когда все курящие подростки такого типа пытаются бросить курить, однако попытки оказываются не удачными, поскольку зависимость очень сильная, а реального желания бросить курить у человека нет. Физическая зависимость после прекращения курения обычно проходит в течении нескольких дней, максимум - неделю-две.

«Рефлекс»

Курящие подростки данного типа не только не осознают причин своего курения, но часто не замечают сам факт курения. Курят автоматически, подросток может не знать, сколько выкуривает в день, курит много, 35 и более сигарет в сутки.

Рис.4 Доминирующий тип курительного поведения мальчиков и девочек в подростковой возрасте,в баллах.

Из рисунка 4 следует, что по результатам типа курительного поведения доминирующей шкалой у мальчиков и у девочек, оказался тип курительного поведения «Поддержка» у мальчиков(5.7), а у девочек (3.7). Это может быть связанно с тем, что подростки неважно кто, мальчик или девочка,часто участвуют в конфликтных ситуациях, постоянно находятся в эмоциональном напряжении, в зоне дискомфорта. И поэтому они начинают курить, чтобы удержать свои эмоции, собраться с мыслями, может даже преодолеть застенчивость перед важным для них человеком, я думаю такие подростки курят, чтобы снизить свое эмоциональное напряжение, и сигарета для них выступает в роли поддержки.

 

 

Выводы

 

Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы:

1. У 70% подростков выявился низкий уровень никотиновой зависимости.

2. Ведущей причиной курения у мальчиков и у девочек является «Поддержка».

3. У девочек уровень никотиновой зависимости по среднему значению оказался выше, чем у мальчиков.

4. Большое расхождение по баллам между мальчиками и девочками, было заметно в шкалах «Стимуляция» (1.5) и «Поддержка» (1.6)

 

 

Никотиновая зависимость считается разновидностью наркомании, а возникает она при употреблении табака, чаще – при курении сигарет. По скорости формирования зависимости никотин только немного уступает героину, а все прочие наркотики он успешно «побеждает».

Под систематическим табакокурением или никотиновой зависимостью в медицине понимают комплекс психических, физиологических, поведенческих расстройств, которые спровоцированы потреблением табака в любом виде. Данная зависимость является широко распространенной, что во многом обусловлено легальностью продажи сигарет и легкой их доступностью даже для подростков. Зависимость от никотина очень сильная, а страдает ею в настоящее время практически каждый третий житель Земли.

Таким, к параметрам среды,, по экспертов, оказать на курильщика,: экономический, уровень населения его групп, цели общества, стресса насилия, нормы, активное транснациональных корпораций. поэтому разработки проведения государственной в, направленной усиление против, необходимо понимать различия причинах курения.

касается о различия и за в у и девушек, возможно, связано тем, что женского пришелся 1990– годы - период нашей и агрессивной табачных транснациональными. Создавая на курение, использовали современной,, успешной самостоятельной. Процесс российского, переход своеобразного патриархата отношениям полов условиях ухудшения экономической в, в очередь, на активных, стремящихся свою в разнообразных жизни. потребителями рынке стали активные женского, скорректировавшие гендерную в развития мужских и свое стремление с путем «мужских» и.

В ситуации курение, одной, стало признаком мужской поведения, справляться всеми социально- трудностями, другой – отречения старых стереотипов общества.

 

1) Гипотеза о том, что у большей части студентов колледжа будет высокий уровень никотиновой зависимости, не подтвердилась. Низкий уровень никотиновой зависимости подростков составил 70 %

2) Гипотеза о том, что у мальчиков уровень никотиновой зависимости будет выше, чем у девочек, не подтвердилась.

 

В заключении хочу дать обратную связь, что я понимаю под определением никотиновая зависимость. Никотиновая зависимость считается разновидностью наркомании, а возникает она при употреблении табака, чаще – при курении сигарет. По скорости формирования зависимости никотин только немного уступает героину, а все прочие наркотики он успешно «побеждает».Данная зависимость является широко распространенной, что во многом обусловлено легальностью продажи сигарет и легкой их доступностью даже для подростков. Зависимость от никотина очень сильная, а страдает ею в настоящее время практически каждый третий житель Земли.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Уважаемый студент!

Просим Вас принять участие в исследовании. Для этого Вам необходимо ответить на ряд вопросов. Конфиденциальность индивидуальных данных гарантируем.

Методика: Тип курительного поведения Д. Хорн (D. Horn 1976)

А. Я курю для того, чтобы не дать себе расслабиться.

Б. Частичное удовольствие от курения я получаю еще до закуривания, разминая сигарету.

В. Курение доставляет мне удовольствие и позволяет расслабиться.

Г. Я закуриваю сигарету, когда выхожу из себя, сержусь на что-либо.

Д. Когда у меня кончаются сигареты, мне кажется невыносимым время, пока я их не достану.

Е. Я закуриваю автоматически, не замечая этого.

Ж. я курю, чтобы стимулировать, поднять тонус.

З. Частичное удовольствие мне доставляет сам процесс закуривания.

И. Курение доставляет мне удовольствие.

К. Я закуриваю сигарету, когда я расстроен чем-то.

Л. Я очень хорошо ощущаю те моменты, когда не курю.

М. Я закуриваю новую сигарету, не замечая, что предыдущая еще не догорела в пепельнице.

Н. Я закуриваю, чтобы «подстегнуть» себя.

О. Когда я курю, удовольствие я получаю, выпуская дым и наблюдая за ним.

П. Я хочу закурить, когда удобно устроился и расслабился.

Р. Я закуриваю, когда чувствую себя подавленным и хочу забыть обо всех неприятностях.

С. Если я некоторое время не курил, меня начинает мучить чувство голода по сигарете.

Т. Обнаружив у себя во рту сигарету, я не могу вспомнить, когда я закурил ее.

 

Отвечая на утверждения теста, испытуемый оценивает степень своего согласия или несогласия следующими баллами:

Всегда - 5 баллов

Частично - 4 балла

Не очень часто - 3 балла

Редко - 2 балла

Никогда - 1 балл

Тестируемые отвечают на заранее подготовленном специальном бланке. (см. приложение 2)

Приложение 2

Бланк для ответов по тесту «Тип курительного поведения»

Фамилия, имя__________________________________

 

Тип курительного поведения
           
           
           
           

 

Тип курительного поведения определяется суммой баллов на следующие утверждения:

А+Ж+М= Стимуляция

Б+З+О= «Игра» с сигаретой

В+И+П= Расслабление

Г+К+Р= Поддержка

Д+Л+С= Жажда

Е+М+Т= Рефлекс

Приложение 3

Характеристика типов курения

«Стимуляция»

Курящий верит, что сигарета обладает стимулирующим действием: взбадривает, снимает усталость. Курят, когда работа не ладится. У курящих с данным типом отмечается высокая степень психологической зависимости от никотина. У них часто отмечаются симптомы астении и вегето-сосудистой дистонии. Доказано, что сигареты не помогают сосредоточится и взбодриться. Это очень серьезное заблуждение. Как только у человека сформировалась зависимость, с этого момента чувство голода по никотину не позволяет ему нормально думать и анализировать.

«Игра с сигаретой»

Человек как бы «играет» в курение. Ему важны «курительные» аксессуары: зажигалки, пепельницы, сорт сигарет. Нередко он стремится выпускать дым на свой манер. В основном курят в ситуациях общения, «за компанию». Курят мало, обычно 2-3 сигареты в день.

«Расслабление»

Курят только в комфортных условиях. С помощью курения человек получает «дополнительное удовольствие» от отдыха. Бросают курить долго, много раз возвращаясь к курению.

«Поддержка»

Этот тип курения связан с ситуациями волнения, эмоционального напряжения, дискомфорта. Курят, чтобы сдержать гнев, преодолеть застенчивость, собраться с духом, разобраться в неприятной ситуации. Относятся к курению как к средству, снижающему эмоциональное напряжение.

«Жажда»

Данный тип курения обусловлен физической привязанностью к табаку. Человек закуривает, когда снижается концентрация никотина в крови. Курит в любой ситуации, вопреки запретам. Приходит время, когда все курильщики такого типа пытаются бросить курить, однако попытки оказываются не удачными, поскольку зависимость очень сильная, а реального желания бросить курить у человека нет. Физическая зависимость после прекращения курения обычно проходит в течении нескольких дней, максимум - неделю-две.

«Рефлекс»

Курящие данного типа не только не осознают причин своего курения, но часто не замечают сам факт курения. Курят автоматически, человек может не знать, сколько выкуривает в день, курит много, 35 и более сигарет в сутки. Курят чаще за работой, чем в часы отдыха; чем интенсивнее работа, тем чаще в руке сигарета. В этом случае, чтобы бросить курить потребуется очень серьезная психологическая подготовка. Скорее всего потребуется некоторое время - заменители сигарет, например - ингаляторы или жвачка.

 

Приложение 4

Шкала никотиновой зависимости К. Фагерстром

Когда Вы тянетесь за сигаретой после пробуждения?

На протяжении 5 минут.

От 6 до 30 минут.

От 31 до 60 минут.

Более чем через 60 минут.

Тяжело ли Вам <


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.174 с.