Каковы причины и характерные черты кризиса самосознания «мира как проекта»? — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Каковы причины и характерные черты кризиса самосознания «мира как проекта»?

2017-11-27 117
Каковы причины и характерные черты кризиса самосознания «мира как проекта»? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К ответу на этот вопрос можно подходить с разных сторон.

Во-первых, всеобщность, универсальность проекта требует власти с универсальными претензиями. Такой власти пока что-то не видно. Эрозия и ослабление государственной власти, когда-то увлекшейся ми­ротворческой миссией, углубляются изо дня в день....Вместо норматив­ного регулирования поведения обывателя - соблазнение потребителя; вместо насаждения идеологии - реклама; вместо легитимации власти - пресс-центры и пресс-бюро.

Во-вторых, все мы на собственном опыте имели множество поводов, чтобы утратить уважение к проектам совершенного общества. Полякам выпало, вероятно, даже больше чем другим возможностей близко познакомиться с двумя наиболее амбициозными воплощениями такой проектантской мании: тысячелетним Рейхом и райским садом коммунизма. Мы знаем теперь по результатам посмертного вскрытия, к чему приводит Проект проектов, если сломать общественные тормоза и поддержать его всей мощью государственной машины. Знаем, как живет­ся в обществе-саду с государством в роли садовника, решающего, каким растениям в нем есть место, а какие портят вид, какие полезны, а какие подлежат прополке... Не то или другое конкретное государство потеряло авторитет, но государство как таковое, власть как таковая, а главное потерял силу любимый призыв всякого государства с инженерными претензиями: терпеть сегодня во имя счастливого будущего.

В-третьих, современную цивилизацию одолели внутренние противоречия, с которыми она родилась и от которых не могла избавиться.

3. В чем заключаются особенности современного социального позна­ния?

Главное сегодня — не столько отказ от некоторых центральных для ценной социологии категорий (это самое легкое), сколько освобождение навыков мышления, связанных с использованием этих категорий. Речь идет главным образом о виденьи действительности человеческого общежития не как объекта административного воздействия, норматив­ного регулирования и функциональной координации, но как области самопроизвольных и слабо скоординированных процессов; а также об из­бавлении такой трактовки теории, согласно которой она должна заранее определять то, что могут определить только человеческие действия.

Пора перестать искать и мнимо связные, будто бы системные псевдоцелостности типа «культуры», которую сегодня мы склонны рассматривать как поле творчества и коммуникации, производства и чтения знаков непрерывных и никогда не повторяющихся -процессов их преобразования, самоопределения и трансцендирования. Культура - это поле, где все мы авторы и актеры...

Следует также подвергнуть основательной ревизии Понятие системы, или способа, при помощи которого Разнородные элементы людского множества, будь то различные элементы действия, элементы жизненного процесса, различные понятия или регулятивные представ­ления вступают в связь и взаимодействие. Надо признать, что «систем­ность» системы не сводится к взаимному уравновешиванию и приспособ­лению элементов, к воспроизводству образцов этого уравновешивания и успешному подавлению отклонений от образцов, но складывается на манер калейдоскопических узоров из игры взаимных напряжений, противоречий и амбивалентностей, переговоров и торгов, понимании и непонимании, так что недоопределенность и многозначность общаю­щихся элементов - не проявление какой-то болезни, патологии системы, а условие ее жизнеспособности.

4. Какова роль социальной философии на современном этапе истори­ческого развития?

Призвание философов и социологов - в оглашении, выговаривании умолчаний, в том, чтобы выявить неочевидное, уловить то, что выскальзывает, либо до чего руки не доходят или чего не хотят трогать На долю философов и социологов выпало разоблачать ложь обещаний успокоительной уверенности и навсегда устроенного порядка, которыми заманивают в тоталитарные ямы миражом освобождения от груза проблем высмеивать чванство продавцов единственного патентованного смысла. Написал недавно Тадэуш Школут рушить всякие «священные истины», разоблачать их репрессивный характер и тем минимизировать несправед­ливость по отношению к тем, кто отказывается участвовать в «языковой игре», навязанной господствующим большинством. Этот акцент на критической функции современной философии отнюдь не означает, что философская мысль не должна исходить из определенных фундаментальных принципов. Первым из них должен стать принцип су­ществования человечества как единой социальной системы. Как существо­вание всех других ценностей культуры человечества, так и существование, и развитие философии теряет всякий смысл, коль скоро человечество может исчезнуть с лица Земли.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.