Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-11-27 | 139 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В XVIII в. происходит ослабление позиций метафизики в системе философского знания. Этому способствовали следующие исторические обстоятельства.
Во-первых, развитие эмпирического естествознания, связанное с именами И. Ньютона, Р. Бойля, Р. Гука и др., привело к отказу от тех умозрительных метафизических спекуляций, с помощью которых творцы великих метафизических систем XVII в. Декарт, Гоббс, Спиноза, Лейбниц пытались обосновать методологию и основные принципы нового естествознания. Если в XVII в. эти системы сыграли важную роль в развитии естествознания и научной мысли в целом, защитив скромные ростки новой науки от нападок схоластической метафизики томизма и поборников религиозного обскурантизма, то в XVIII в. такие принципы новых метафизических концепций, как принципы близкодействия, сведение материи к протяженности, приоритет дедуктивно-аксиоматического и игнорирование роли эмпирического метода научного исследования стали достаточно серьезными препятствиями на пути развития нового естествознания. Все популярнее становится в среде естествоиспытателей высказывание, приписываемое И. Ньютону: «Физика, бойся метафизики!».
Во-вторых, основываясь на постулатах сенсуализма и эмпиризма, Д. Юм беспощадно критикует основоположения метафизических учений XVIII в. -концепции субстанции и причинности. Сведение Юмом принципов субстанциональности и причинности к привычкам познающего разума вызвало, по словам И. Канта, скандал в философии.
В-третьих, критика Ж.-Ж. Руссо одного из основоположений рационалистической мысли Просвещения о решающей роли науки в моральном развитии человеческого общества, привела французского мыслителя к идеям о том, что не эгоистический разум, а врожденное чувство сострадания к другому является основой общественных отношений. Эта критика и эти идеи также подрывали позиции метафизического рационализма в области обшествознания, рассматривающего социальную теорию как аналог теории математического естествознания. Возможно, поэтому автор «коперниканского переворота» в философии и сторонник ньютонианства в естествознании И. Кант считал, что именно идеи Д. Юма и Ж.-Ж. Руссо пробудили его от «догматической спячки».
|
Конец XVIII в. ознаменовался двумя великими историческими событиями, поставившими европейское общество на рельсы техногенного развития: Великой французской революцией и Великим промышленным переворотом в Англии. Эти события свидетельствовали о колоссальном ускорении общественного развития, что, казалось бы, навсегда подрывало притязания метафизики на поиск и нахождение вечных, абсолютных и неизменных основ бытия, в том числе бытия и социального.
4. Как в XIX в. в результате распада метафизики формируются основные философские дисциплины?
Закономерным ответом на ослабление позиций метафизики в системе философского знания и явилась критическая философия И. Канта. Впрочем, И. Кант не считал невозможным создание принципиально иной метафизики, нежели та метафизика, которая до сих пор господствовала в философии. Однако свою роль И. Кант видел в пропедевтике к такой метафизике в виде критического анализа человеческого познания в области науки (критика чистого разума), морали (критика практического разума) и искусства (критика способности суждения). Без такого анализа познавательных способностей разума Кант не считал возможным создание сколь-нибудь обоснованных метафизических учений. Поэтому после Канта гносеология получает статус основной философской дисциплины, концепции которой должны предшествовать любым учениям о бытии - онтологиям.
Однако ученики Канта - основные представители немецкой классической философии - Фихте, Шеллинг, Гегель, опираясь на пропедевтику своего учителя в виде критического анализа познавательной деятельности человеческого разума, пытаются каждый по-своему осуществить главную задачу своего учителя - создать новую метафизическую концепцию. Науко-УчениеИ.Г. Фихте, система трансцендентального идеализма Ф.В. Шеллинга и, наконец, концепция абсолютного идеализма и диалектической логики Г.В.Ф. Гегеля были в сущности последними грандиозными попытками, с учетом критики всей предшествующей метафизики Кантом, дать окончательный ответ на вечные философские вопросы, т.е. построить метафизические концепции об основаниях бытия.
|
Невозможность создания таких строго обоснованных метафизических концепций, которая выразилась в том, что философия позднего Фихте, Шеллинга и даже Гегеля приобретает некий иррационально-теологический характер, означала завершение классической европейской философии, главная задача которой и заключалась в окончательных и рационально обоснованных ответах на вечные философские вопросы — Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу рассчитывать в будущем? Кто такой человек и в чем заключается смысл бытия?
Развитие европейской философии первой половины XIX в. было связано с критикой попыток построить всеобъемлющую метафизическую концепцию бытия в лице представителей немецкой классической философии.
Критикуя панлогизм Г. Гегеля, сводившего всю активность человека и общества к мышлению и пытавшегося построить метафизическую концепцию бытия, опираясь на диалектику понятий, ученики Гегеля - Л. Фейербах и С. Кьеркегор - отмечают, что, помимо мышления, человеку свойственны и другие характеристики - вера, любовь, надежда. Поэтому, с их точки зрения, прежде чем анализировать сам процесс мышления и познавательной деятельности человека, необходимо ответить на вопрос, кто такой человек со всеми его качествами и характеристиками. И хотя Л. Фейербах и С. Кьеркегор демонстрируют принципиально разные подходы к разработке ответов на эти вопросы, Л. Фейербах - натурализм и атеизм, а С. Кьеркегор - экзистенциальный теизм - именно благодаря работам этих мыслителей, особый и автономный статус, наряду с онтологией и гносеологией, приобретает такая философская дисциплина, как антропология.
|
В свою очередь, отталкиваясь от материалистической антропологии Л. Фейербаха и пытаясь синтезировать эту антропологию с историческим подходом к анализу мышления Г. Гегеля, К. Маркс в знаменитых тезисах о Фейербахе высказывает мысль о том, что сам человек с его особыми характеристиками является продуктом общественного развития. Поэтому прежде чем говорить о сущности человека, необходимо рассмотреть сущность и закономерности развития самого общества. Таким образом, закладываются основы социальной философии.
Конт ставит перед социальными теоретиками задачу создания новой научной дисциплины - социологии. Социология, по мысли французского мыслителя, как позитивная наука об обществе должна сыграть такую же роль в обществознании, какую в свою время сыграла физика и механика в области естествознания.
Хотя К. Маркс и О. Конт категорически расходятся в понимании общества и в принципах методологии обществознания (как Л. Фейербах и С. Кьеркегор в понимании сущности человека), но усилиями этих двух мыслителей закладываются основы новой философской дисциплины - социальной философии, которая также претендует на лидерство в системе философского знания.
5. В чем заключается смысл дискуссий в философии XX в. о субординации философских дисциплин?
В XX в. на основе разработки проблем самостоятельно оформившихся философских дисциплин — онтологии, гносеологии, антропологии и социальной философии — в европейской философии возникают ее основные направления:
- онтолого-натуралистическое (философия жизни, классический фрейдизм, разновидности материализма);
- гносеолого-методологическое (неокантианство, позитивизм, аналитическая философия);
- феноменолого-экзистенциальное (феноменология, экзистенциализм, персонализм, герменевтика);
- социально-критическое (классический марксизм, франкфуртская школа, постструктурализм, современная критическая социология).
При этом на определенном этапе развития техногенного общества и европейской философии как самосознания этого общества доминировало именно то направление философской мысли (в свою очередь, базирующейся на определенной философской дисциплине), которое наиболее адекватно выражало основные характеристики социально-экономической, политической и духовной жизни именно этого этапа развития техногенной цивилизации.
|
Так, период второй половины XIX - начала XX в., когда техногенная цивилизация находилась на подъеме, характеризуется доминированием в философской мысли гносеолого-методологического направления. Опираясь на критическую философию И. Канта, с одной стороны, и идеи позитивной философии О. Конта, с другой, представители этого направления видели главную задачу философии в решении проблем теории познания, которая должна была стать основой развития методологии науки. С их точки зрения, само развитие науки и базирующиеся на научном познании технология и экономика должны были решить все социальные проблемы их собственной эпохи.
Развитие науки должно было привести общество если и не к раю на Земле, то, по крайней мере, к достижению всеобщего благосостояния и индивидуального развития каждого человека. Наиболее радикальные последователи этого направления отказывались от самой постановки так называемых вечных философских вопросов, объявляя эти вопросы псевдопроблемами, пережитками господства метафизики в теоретическом мышлении.
Ярким примером такого типа философского мышления был ранний период философской деятельности Л. Витгенштейна, пожалуй, наиболее выдающегося представителя неопозитивистской и аналитической философии XX в.
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!