Проблема развития и формирования асимметрий. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Проблема развития и формирования асимметрий.

2017-11-27 215
Проблема развития и формирования асимметрий. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Основные вопросы:

1. Развиваются ли асимметрии постепенно в онтогенезе или они уже есть при рождении ребенка.

2. Предрасположены ли асимметрии генетически или они формируются в ходе воздействия внешней среды.

3. Могут ли меняться асимметрии.

 

Здесь тоже нет единой точки зрения. Одна из них такова, что до 2-3 лет полушария эквипотенциальны, то есть равнозначны. Затем начинается постепенная латерализация, которая завершается в период полового созревания. (Невозможно выучить иностранный язык как родной после периода полового созревания).

Приводятся различные данные. Например, исследования младенцев. Электрическая активность неодинаковая в разных полушариях, т.е. уже у новорожденного два полушария работаю по-разному.

Зарегистрированы и анатомические различия у погибших детей на мозге, были даже обнаружены различия правого и левого полушария у недоношенного плода. Но это еще не основание, т.к. мы не можем у младенца зарегистрировать функциональную асимметрию.

 

Проблема левшества.

Существуют разные теории, которые пытаются выяснить причину.

1. Генетическая теория. Согласно этой теории левшество передается генетически. То есть обусловлено генными механизмами, и более того, левшшество может проявляться в морфологических строениях мозга.

2. Социо-культурная теория. Формирование праворукости связано с культурно-историческими условиями, то есть в основе формирования праворукости лежит не морфология, а социальное давление и тренировка. Ребенок рождается, ему сразу начинают вкладывать в правую руку и т.д.

3. Патологическая теория. Левшество - результат травмы на разных этапах преднатальной и постнатальной жизни. Пример: родовая травма.

Очевидно, что истина лежит где-то посередине, в каждой теории есть достоверная часть.

С точки зрения нейропсихологии интересно следующее: левши являются специфической группой населения, для левшей характерно специфическое протекание психических процессов. Факты:

Нет прямой зависимости между рукой и речевой доминантностью. Брока ранее говорил, что речь располагается в том полушарии, противоположном ведущей руке. Современные исследования показали, сто нет такой прямой зависимости. Речь нарушается как при поражении правого полушария, так и при поражении левого полушария. Афазия (нарушение речи) у левшей наблюдается при поражении левого полушария в 40%, правого полушария в 20% и латерально в 40% случаев. У правшей эти нарушения протекают сложней имеют меньшую скорость обратного развития, чем у левшей.

У левшей, в других исследованиях, наблюдается неспецифический характер расстройства этих функций. То есть нет такого четкого соотнесения с локализацией поражения как у правшей. Поражение может находится в одном месте, а симптомы будут такими, как у правшей при поражении другого участка.

В целом правши составляют 90% популяции. Левши от 8%. В возрастном аспекте динамика правшества и левшести выглядит следующим образом.

до 1 года 52% правши, 47% левши.

до 2 лет - 70% правшей 25% левшей

к 7 годам 85% правши 12% левшей

То есть как бы динамика меняется.

В связи с проблемой левшества возникает проблема обучения левшей: нужно ли переучивать леворуких детей?. Нет нельзя, если ребенок самостоятельно не проявляет такой инициативы. Если у ребенка складывается функциональная система, где ведущей становится левая рука, то переучивание означает ломку функциональной системы - неполноценное развитие функциональной системы плюс стрессовая ситуация, которая возникает у ребенка.

Проблема правостороннего мира.

Наш мир приспособлен для праворуких людей. Начиная от открывания двери, заканчивая письмом - контроль регуляция деятельности письма (ребенок не видит, что он пишет).

Проблема расщепленного мозга.

Впервые, когда был исследован мозг с рассеченным мозолистым телом был открыт способ исследования функций левого и правого полушарий, то есть предъявление информации раздельно в левое и правое полушарие. Синдром расщепленного мозга, который был исследован на основании этой методики распадается на два основных синдрома. Синдром аномии (нарушение номинации), и синдром дископии-дисгрофии (копирование и графика). Синдром аномии - невозможность называть стимулов поступающих в правое полушарие. То есть при предъявление стимула в левое полуполе зрения или в левую руку.

 

 

14) Проблема межполушарной ассиметрии и межполушарного взаимодействия

Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия – одна из актуальных проблем современного естествознания.

В настоящее время получено большое количество данных о неравнозначности левого правого полушарий головного мозга. К ним относятся и анатомические и физиологические данные и материалы наблюдений за больными, имеющими сходные поражения левого и правого полушарий.

Клинические наблюдения за больными с локальными поражениями левого и правого полушарий мозга дают богатый материал о функциональной неравномерности полушарий.

В данный момент можно считать установленными несколько основных положений, касающихся функциональной асимметрии

Функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга, понимаемая как различное по характеру и неравномерное по значению участие левого и правого полушария в осуществлении психической функции, имеет не глобальный, а парциальный характер. В различных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков. Как известно, выделяют моторные, сенсорные и «психические» асимметрии, причем каждая из этих асимметрий подразделяется на множество более парциальных видов. Внутри моторной асимметрии могут быть выделены ручная (мануальная), ножная, оральная, глазодвигательная и др. Ведущей среди моторных асимметрий считается ручная, однако другие виды моторных асимметрий и их связь с ручной изучены недостаточно. К сенсорным формам асимметрии относятся зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная и др. В «психическом» – асимметрия мозговой организации речевых и других высших психических функций (перцептивных, мнестических, интеллектуальных).

Анализируя соотношение лишь трех видов асимметрии (рука, глаз, ухо) А. Чуприков и др. выделили в нормальной популяции 8 вариантов функциональной асимметрии мозга. При учете других видов моторных и сенсорных асимметрий их число должно быть во много раз больше.

Таким образом, существует множество вариантов нормальной функциональной асимметрии больших полушарий при оценке даже только элементарных моторных и сенсорных процессов. Еще большее разнообразие вариантов асимметрии будет выявлено, если будут учтены особенности всех высших психических функций. Представление о правшах (с ведущей правой рукой) как об однородной группе населения неправомерно. Еще более сложными и неоднородными являются группы левшей (с ведущей левой рукой) и амбидестров (с ведущими обеими руками).

Реальная картина асимметрий и их комбинаций в норме по видимому, очень сложна. Профили асимметрий весьма разнообразны.

Каждая конкретная форма функциональной асимметрии характеризуется определенной степенью (мерой). Учитывая количественные показатели, можно говорить о сильной или слабой (моторной или сенсорной) асимметрии. Некоторые авторы пользуются показателем коэффициент асимметрии.

Функциональная асимметрия больших полушарий у взрослого человека – продукт действия биосоциальных механизмов. Как показали исследования, проведенные ни детях основы функциональной специализации полушарий являются врожденными, однако по мере развития ребенка происходит усовершенствование и усложнение механизмов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Эти показатели фиксируются электроэнцефалографом, способным фиксировать и дихотомическим прослушиванием.

В современной нейропсихологии наметились два основных направления в изучении проблемы межполушарных асимметрий мозга.

Первое направление. Это эксперименты изучения специфики нарушения отдельных (вербальных не невербальных) психических функций при поражении симметричных отделов левого и правого полушарий мозга. Сопоставление конкретных форм нарушений высших психических функций при левосторонних и правосторонних очагах поражения позволяет выявить нейропсихологические симптомы характерные для поражения только левого, или только правого полушария. Подобное сопоставление показало, что различные звенья мнестической деятельности связаны с различными полушариями, Так, звено отсроченного воспроизведения связано с работой левого полушария, а непосредственного воспроизведения – с работой правого полушария. Произвольный уровень регуляции психическими функциями реализуется преимущественно структурами левого полушария, а непроизвольным, автоматизированный – структурами правого.

Второе направление изучения проблемы межполушарной асимметрии мозга состоит в сопоставлении целостных нейропсихических синдромов, возникающих при поражении симметрично расположенных структур левого и правого полушарий.

Систематическое изучение нейропсихологических синдромов началось сравнительно недавно.

Различие левополушарных и правополушарных нейропсихологических синдромов очевидна, однако точная качественная квалификация и точная количественная оценка нарушений различных ВПФ, возникающих при поражении тех или иных структур правового полушария, встречаются еще с рядом трудностей, которые связаны с разработкой новых методов, адекватных поставленной проблеме функциональной специфичности правого полушария.

Изучение межполушарной асимметрии и межполушарных различий мозговой организации различных психических функций составляют одну проблему функциональной специализации полушарий. Второй проблемой является проблема межполушарного взаимодействия как основы осуществления различных психических функций. Наибольший интерес представляют данные о расщепленном мозге, т.е. о психических функциях с перерезанными мозолистым телом. Характерными проявлениями этого синдрома является аномия – нарушение способности давать отчет о всех видах сенсорной информации, поступающей в правое полушарие, особые нарушения письма и конструктивной деятельности, которые возникают лишь при их выполнении одной (левой или правой) рукой (синдром дископии – дисграфии)

Модель «расщепленного мозга» впервые показала, что оба полушария представляют собой единый парный орган, и что нормальное функционирование возможно лишь при их взаимодействии.

Симптоматика поражения мозгового тела в целом обнаруживает различия в нарушениях ВПФ. Для всех больных с частичной перегрузкой мозолистого тела характерны явления аномии (невозможность называния предметов, воспринимаемых левой половиной поля зрения или левой половины зрительного пространства, явления дископии – дисграфии. Особенностью последствий частичной перерезки мозолистого тела являются нарушения межполушарного взаимодействия лишь в одной модальности (зрительной, тактильной, слуховой). Модально специфический характер этих нарушений зависит от объема и места перерезки волокон мозолистого тела (передние, средние, задние отделы). При перерезке задних отделов возникает тактильная аномия в виде нарушения называния стимулов при их тактильном восприятии левой рукой (при сохранности называния тех же объектов при ощупывании правой рукой), что объясняет разобщение задних отделов больших полушарий.

При заднем расположении аневризмы нарушения проявляются только в зрительной сфере, что иногда сочетается с правосторонней гомонимной гемианопсией. Называние объектов, инфомация о которых поступает в правое полушарие, невозможно. Больные могут писать только правой, а рисовать – только левой рукой, хотя до операции они могли выполнять обе операции обеими руками (синдром дископии – дисграфии). Нарушение взаимодействия слов, подаваемых в левое ухо (по методике дихотомического прослушивания), что наблюдается при повреждении передних и средних отделов мозолистого тела. При частичном поражении координации движений и запаздывает время переноса кожно-кинестетической информации слева – направо и наоборот при его оценке по методике, разработанной С.Блинковым.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.