Модель естественнонаучного исследования Дж. Шваба — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Модель естественнонаучного исследования Дж. Шваба

2017-11-27 724
Модель естественнонаучного исследования Дж. Шваба 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эта модель стала результатом многолетних разработок, которые проводились учеными-экспертами в сфере естественных наук методистами, психологами, учителями в 1950-60-е годы, в ходе создания нового поколения учебных программ по естественно­научным дисциплинам в средней, а затем и в начальной школе. В последующие 70-80-е годы эта модель утвердилась в практике преподавания под названием «модель BSCS» (по аббревиатуре курса биологии, в котором она была развернута), или «модель Дж.Шваба» (по имени ее основного автора, известного американского биолога и педагога). В настоящее время она стала одним из классических дидактических ориентиров. Важная черта модели — акцент на исследовательских методах и процедурах — делает ее общезначимой для изучения материала, отражающего основы научных знаний. Наряду с обучением естественнонаучным дисциплинам модель параллельно развивалась в рамках курса общественных наук.

В основе модели лежит ориентация на научное исследование как образец для построения обучения, идея о том, что идеи науки можно полноценно понять лишь в контексте их возникновения и обусловленных ими дальнейших исследований; соответственно в ходе обучения вся научная дисциплина предстает как исследование. Исследовательская ориентация противостоит распространенной в практике преподавания — в начальной, средней и высшей школе манере констатирующего изложения материала, которую Д.Шваб и его единомышленники назвали «риторикой утверждений».

Готовые выводы, предлагаемые для усвоения, — в учебнике или изложении учителя — создают впечатление законченности и неоспоримости знания. Экономное по времени, компактное изложение сведений опускает важнейшую черту знания — его относительный характер, подверженность пересмотру. Такое изложение не дает Учащимся почувствовать и сам процесс добывания знаний на основе данных, получаемых в специально спланированных и поставленных экспериментах. Опускается и то, что обобщения и выводы, в свою очередь, дают начало новым вопросам, постановке новых проблем. Изложение материала, письменное и устное, в рамках иссле­довательского подхода подчеркивает относительность имеющихся знаний; в изложение включена история научных открытий. В качестве заданий выступают проблемы, на которые нет ответов в тексте. Исследовательски строятся и лабораторные работы (см. табл.2.6).

 

Приглашения к исследованию

Учебный процесс пронизывают «Приглашения к открытию» — наряду с ведущими научными идеями они представляют собой смысловой стержень курса и ориентир для хода обучения. Их задача «показать, что интерпретация данных и даже сам их поиск строится на основе исходных представлений и предположений, которые меняются по мере развития наших знаний...» В то же время для изменения знаний имеются серьезные основания; их относитель­ность не отменяет их значения для настоящего времени. «Знания современной науки основаны на наиболее проверенных фактах и представлениях, доступных на сегодняшний день.» Каждое из таких «Приглашений» непосредственно знакомит учащихся с процессом поиска знаний, включает их в этот процесс.

Приведем пример одного из «Приглашений к исследованию». Предметная тема — «Прорастание семян». Исследовательская тема — «Ошибки в интерпретации данных». Дидактическая цель — непо­средственное знакомство учащихся с распространенным вариантом ошибочного истолкования данных и ролью, которую играет поста­новка проблемы в самом характере интерпретации исследователь­ских данных. Учащиеся получают следующую исходную информацию: «Исследователь поставил задачу выяснить условия наилуч­шего прорастания семян. Он поместил несколько зерен на влажную промокательную бумагу в двух стеклянных блюдцах. Одно из блюдец он поместил в темном помещении без доступа света, другое — в хорошо освещенной комнате. Температура в обоих помещениях была одинаковой. Четыре дня спустя исследователь осмотрел зерна и обнаружил, что они проросли на обоих блюдцах.

Вопрос: Какую интерпретацию данных этого опыта вы можете предложить? Ограничьте свои предположения только данными этого эксперимента, не привлекая никаких дополнительных сведений.»

В методических указаниях отмечается, что задача преподавателя не сводится к иллюстрации логики эксперимента, направленного на выяснение роли света в прорастании семян. Дидактические разработки подчеркивают необходимость дать ученикам возмож­ность выдвинуть самые разные предположения — например, пред­положения о том, что опыт показывает необходимость влажности или тепла для прорастания семян. Если предположения не возник­нут, преподаватель может сам выдвинуть их как возможные пути размышлений. В инструкциях преподавателям подчеркивается общая установка на побуждение учеников к любым предполо­жениям.

Моделирование или подробное описание условий исследова­тельских экспериментов сопровождается постановкой заданий, побуждающих самих учащихся к поисковой деятельности, решению проблем. Приведем сводную таблицу (табл. 2.6.) по одной из групп «Приглашений к исследованию».55

Общая последовательность шагов в реализации этой модели такова (см. рис.2.1):

1.Ознакомление учащихся с предметной областью, содержанием

предстоящего исследования, включая сами методы познания.

2.Постановка проблемы, при которой учащиеся сталкиваются с затруднениями в проведении исследования. Затруднения могут касаться поиска данных, их интерпретации, планирования и проведения эксперимента, построения выводов и т.д.

3.Учитель побуждает учеников к поиску возможных реше­ний — так, чтобы они ясно ощутили трудности проведения исследования.

4.Учитель просит учеников наметить способы преодоления этих трудностей, пересматривая свои подходы к исследованию планирование эксперимента, поиск данных, их организацию, построение умозаключений и т.д.

 

Табл.2.6. Приглашения к исследованию. Группа 1. Простые исследования.

Характер и значение общих сведений, данных, экспериментов, контроля над переменными, гипотез и постановки проблем в естественнонаучном исследовании

 

Пригла­шение   Предметная тема   Исследовательская тема  
  Ядро клетки Интерпретация простых данных
  Ядро клетки Интерпретация сложных данных
  Прорастание семян Ошибочная интерпретация данных
  Физиология растений Интерпретация сложных данных
Промежуточный вывод. Знания и опытные данные как их источник
  Измерения Систематические и случайные ошибки
  Питание растений Планирование эксперимента
  Питание растений Контроль за ходом эксперимента
  Хищник — добыча: популяции в природе Вторичные, косвенные данные
  Рост популяций Проблема выбора
  Окружающая среда и заболевания Понятие гипотезы
  Свет и рост растений Построение гипотезы
  Нехватка витаминов Анализ типа «если..., то...»
  Естественный отбор Упражнения на построение гипотез
Промежуточный вывод. Значение гипотез  

Рис.2.1. Структура модели естественнонаучного поиска Дж. Шваба

(«Приглашения к исследованию»)

 

Шаг 1. Учащиеся знакомятся с содержанием предстоящего исследования  
   
Шаг 2. Учащиеся выстраивают свое понимание замысла естественнонаучного исследования  
       
Шаг 3. Учащиеся выделяют трудности научного познания как проблему для своего исследования  
       
Шаг 4. Учащиеся намечают и реализуют свой собственный способ построения исследовательских процедур

 

На протяжении всего учебного процесса учитель побуждает детей к исследованию, доброжелательно и заинтересованно реаги­рует на все высказывания, обращает особое внимание на то, чтобы фактические сведения не заслоняли собой главного — атмосферы познавательного поиска, исследования как инструмента познания мира.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.