Поисковые модели обучения: основные черты — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поисковые модели обучения: основные черты

2017-11-27 335
Поисковые модели обучения: основные черты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наметим характерные черты поисковых моделей обучения. Основа обучения — его связь с непосредственным опытом учащихся, который выступает как отправной момент и важнейший источник учебного познания, носит социальный характер. Учитель видит дидактическую цель в организации учебного исследования, освоении детьми нового опыта. Для учащихся учебная задача выступает как исследовательская в контексте значимой для них проблемной ситуации. Условия обучения, характер учебного взаимодействия трансформируются, подчиняясь требованиям обстановки сов­местного исследовательского поиска.

В качестве предметно-содержательного материала исследования наряду со специально подготовленным учебным материалом может выступать также дополнительный материал, собираемый и привле­каемый самими учащимися. Специальное место может занимать освоение самой процессуальной стороны исследовательской дея­тельности.

В учебной деятельности присутствует мотив решения значимых проблем, освоения нового жизненного опыта, расширения познава­тельных возможностей, элемент состязательности (в том числе с самим собой). Важным признаком и составной частью поискового обучения является его социальный (социально-психологический) характер; особое значение приобретает связанная с учебным поис­ком коммуникативно-диалоговая деятельность, общение учащихся друг с другом и с учителем.

Значимость обучения обеспечивается прежде всего его связью с индивидуальным опытом учащихся, соотнесенностью с жизнен­ным контекстом. Особое значение для соответствующих дидакти­ческих поисков приобретает использование моделирования жизнен­ной реальности в учебной обстановке (предметная и ролевая имитация).

Важнейшими видами деятельности, с которыми связаны дидак­тические поиски в рамках поисковой ориентации, являются: систе­матическое (логически выстроенное) исследование-решение проб­лем, дискуссионная (коммуникативно-диалоговая) деятельность, игровая имитация и моделирование.

Наряду с предметно-содержательными учебными результатами (предметные знания, умения, конкретные решения проблем и т.д.) особым результатом обучения становится рефлексивно осмысляе­мый опыт поисковой деятельности.

Надпредметная поисковая учебная деятельность, т.е. деятельность по организации учащимися собственного познания в инноваци­онных дидактических поисках, выдвигается на первый план в качестве самоценной, определяющей содержание обучения. Осво­ение процедур поисковой деятельности становится самостоятельной дидактической целью. В соответствующих моделях процесс поиско­вой учебной деятельности представляет собой важнейшее, а в ряде случаев основное содержание обучения.

Далее мы обратимся к разработкам, связанным с исследователь­ским освоением предметно-содержательного учебного материала. Среди ведущих моделей обучения мы выделим организацию твор­ческого поиска на основе систематического решения проблем, Дискуссии и игрового моделирования, рассмотрим примеры соот­ветствующих частных моделей.

 

13. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагоги­ческих поисках. М., 1994. - Гл.3-6.

14. Dewey J. Progressive education and the science of education. - Wash., 1928. P.13.

15. Педоцентризм — направление в мировой философии воспитания, которое исходит из приоритета интересов и потребностей ребенка, видит основную задачу воспитателя и учителя в том, чтобы создать условия для самораскрытия и развития интересов и самодеятельности детей. Истори­чески идеи педоцентризма были сформулированы Ж.-Ж. Руссо, в XX веке педоцентризм определил развитие практики «нового воспитания» в Европе и Америке.

16. Taba H. Curriculum development: Theory and practice, - N.Y., 1962.

17. Taba H. Curriculum development: Theory and practice. - N.Y., 1962. 16

18. Брунер Д. Указ.соч., 1962. - С. 17.

19. Брунер Д. Там же.; Bruner J.S. On knowing: Essays for the left hand. -Cambridge, 1962; Bruner J.S. Process of education reconsidered //Phi Delta Kappan. - 1971.- Vol. 53.- N 1.- P.18-21.

20. Developing minds: A resource book for teaching thinking /Ed.by A.L. Costa.-Alexandria, 1985; Driver R., Bell B. Student's thinking and the learning of sci­ence: A constructivist view //Science in science education. - 1986. - Vol. 13.-P.443-455 - as quot.in: Kreitzberg P. The legitimation of educational aims: para­digms and metaphors. - Lund, 1993. - P. 151.

21. LarkinJ.A. Research on science education //Computers in education: Realiz­ing the potential (Report of a Research Conference) /Ed.by A.M.Secgold, F.Reif-Wash, 1983; GreenoJ.G. Forms of understanding in mathematical problem solving //Learning and motivation in the classroom /Ed.by S.G.Paris, G.Olson, H.M.Stevenson. - Hillsdale, 1983.

22. Svensson I., Hogfors С. Conceptions as the content of teaching: Improving

23. education in mechanics. //Improving learning/ ed.by U.Ramsden. - L., 1988; Kreitzberg P. The legitimation of educational aims: paradigms and metaphors. -Lund, 1993.

24. The Journal of the Learning Sciences. 1993/94. No.3. P.255. 24 Dimensions of thinking,...1989.

25. Driver R., Bell В. Student's thinking and the learning of science: A constructivist view //Science in science education.- Vol.13.- P.443-455 - as quot.in: Kreitzberg P. Op.cit, 1993.

26. Dewey J. How we think: A restatement of the relation of reflective thinking to the educational process. - Boston, etc., 1933.

27. Lewy A. Planning the school curriculum. - Paris, 1977.

28. A working guide to elementary science curriculum. - S.l.,1971. - P.3.

29. Schwab J.J. Brandwein P.P. The teaching of science. - Cambridge, 1962; Second handbook of research on teaching /Ed.by R.M.W.Travers. - Chicago, 1973; Lewy A. Planning the school curriculum. - Paris, 1977.

30. Lewy A. Op.cit, 1977.

31. Новые взгляды на географическое образование /пер.с англ. - М, 1986.

32. Gluckel H. Vom Unterricht: Lerhbuch der Allgemeinen Didaktik. -Heilbrurm: 1990

33. Kolb D., Fry R. Towards on applied theory of experiential learning //Theories of group Process /Ed.by C.L.Cooper. - N.Y., 1975; Kolb D. Experiential learning.- Englewood Cliffs (N.J.), 1984.

34..Wagemans L., Dochy F. Principles in the use of experiential learning as a sourse of prior learning //Distance Education. - 1992. - Vol. 12. - No. 1.

35. Reflection: Turning experience into learning /Ed. by D.Boud, R.Keogh, D.Walker.-L., 1985.

36. Читатель, знакомый с историей педагогики, несомненно вспомнит здесь дидактические идеи И.-Г.Песталоцци, примененные, однако, в более широком контексте.

37. Keeton M.T., Tate P.J. What next in experiential learning? Learning by experi­ence, what, why, how. //New directions for experiential learning. - No 19. - San Francisco, 1978; BankA. Experience based curriculum //The international encyclo­pedia of education: Research and studies /Ed.by T.Husen, T.N.Postlethwaite.-Oxford, 1985.- Vol.3.- P. 1795; Wagemans L., Dochy F.Principles in the use of experiential learning as a sourse of prior learning //Distance Education. - 1992. -Vol.12. - No.l. - P.85-108.

38. Подробно об этом см.: Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск,

39. //Давыдов В.В.. Соотношение понятий «формирование» и «развитие» психики //Обучение и развитие. Материалы к симпозиуму. М.,1966; Карпей Ж., ван PC Б. Дидактические модели и проблема обучающей дискуссии //Вопросы психологии. 1993. №4. С.23-24 40

40. Lipman M., Philosophy goes to school. Philadelphia, 1988.P.67; Scardamalia M., Bereiter C. Computer support for knowledge-bulding communities //The Journal of the Learning Sciences. 1993/94. No.3. P.270.

41. Koschmann T.D., Myers A.C., Feltovitch P.J., Barrows H.S. Using technol­ogy to assist in realizing effective learning //The Journal of the Learning Sci­ences. 1993/94. No.3. P.255.

42. Seiger-Ehrenberg, 1985 as qout.in: Dimensions of thinking. -Alexandria, 1989. - P.2.

43. Dimensions of thinking. -Alexandria. 1989. - P. 18; GoodladJ.I. What schools are for. -2nd ed. - S.L., 1994.

44. Paul R.W.Critical thinking. Fundamental to education in a free society //Edu-cational Leadership,- 1984,- Vol.42.- P.4-14.

45. Paul R.W. Critical thinking and the critical person //Thinking: Report on research. - Hillsdale, 1987. - P.3-4.

46. Paul R. Op.cit, 1987. - Р.20.

47. Standards and practices for the teaching of thinking developed by the Com­mittee on standards of the Association collaborative for the teaching of think­ing. - S.I., 1989.

48. Paul R.W. Critical thinking and the critical person //Thinking:. Report on research. - Hillsdale, 1987. - P. 12.

49. Ennis R.H. A taxonomy for critical thinking dispositions and abilities //Teaching thinking skills: Theory and practice /Ed.by J.Baron, R.Sternberg. - N.Y., 1987.

50. Dimensions...1989. - Р.23.

51. Shor I, Freire P. A pedagogy for liberation. - South Hadley, 1987. - P. 180.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.