Говоря о развитии внутренней речи, Блонский подчеркивал, — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Говоря о развитии внутренней речи, Блонский подчеркивал,

2017-11-27 299
Говоря о развитии внутренней речи, Блонский подчеркивал, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Что она возникает, как и внешняя, из слушания других и из внут-

Реннего повторения речи других. Таким образом, Блонский вы-

Двигал теорию подражания как основу возникновения внутренней

Речи и доказывал, что мышление, внешняя и внутренняя речь воз-

Никают одновременно, причем внешняя и внутренняя речь тесно

Связаны с общением.

Если для Блонского главным было исследование динамики ста-

Новления мышления и речи, то для Выготского наиболее важным

Представлялось изучить роль мышления и речи в изменении нату-

ральной психики человека, превращении ее в ≪культурную≫, т. е. в

Высшие психические функции.

Выготский придавал особое значение знаковой природе слова,

Понимая его как особого социокультурного посредника между

индивидом и миром. Трактуя знаки (или стимулы-средства) как

Психические орудия, которые, в отличие от орудий труда, изменяют

Не физический мир, а сознание оперирующего ими субъекта, Вы-

Готский предложил экспериментальную программу изучения того,

Как благодаря этим структурам развивается система высших психи-

Ческих функций. Этот метод и получил название инструментально-

Го. Программа успешно выполнялась им совместно с сотрудника-

Ми, образовавшими школу Выготского. В своих последних работах

Выготский делал упор на исследование значения знака, т.е. на

Сопряженное с ним (преимущественно интеллектуальное) содержа-

Ние. Благодаря новому подходу он, совместно с учениками, разра-

Ботал экспериментально обоснованную теорию умственного раз-

вития ребенка, запечатленную в его главном труде ≪Мышление и

речь≫. В этой работе он доказывал, что мышление и речь имеют

Разные генетические корни. Мышление связано с орудийной дея-

Тельностью, а речь - с эмоциональным заражением посредством

Звукового сигнала. В определенном возрасте у ребенка происходит

Соединение мышления и речи, в результате чего и появляется сло-

Весно-логическое мышление. Соединение двух различных процес-

Сов - становления мышления и становления речи - происходит у

Детей в возрасте полутора лет, считал Выготский. Это возраст,

Который отмечали в качестве переломного и Штерн, и Бюлер, и

Другие ученые, исследовавшие речь детей, характерен резким уве-

Личением словарного запаса детей, появлением вопросов о назва-

нии слов, т.е., как писал Штерн, ≪открытием ребенком значения

слов≫. Выготский объяснял это открытие тем фактом, что речь со-

Единяется с мышлением и, таким образом, ребенок начинает осмыс-

Лять те звуки, которые употребляет взрослый. При этом, с точки

Зрения Выготского, слово является для мышления тем знаком, ко-

Торый и превращает наглядно-действенное мышление в высшую

Психическую функцию.

Как и другие высшие психические функции, словесно-логическое

Мышление проходит стадии внешнего и внутреннего знака, т. е.

Процесс развития мышления, по Выготскому, выглядит следующим

Образом: наглядно-действенное мышление (натуральная стадия) -

эгоцентрическое мышление (стадия внешнего знака) - словесно-

логическое мышление (стадия внутреннего знака). В своих экспе-

Риментах Выготский и его сотрудники доказывали, что внутренняя

Речь, тесно связанная с мышлением, появляется не одновременно

С внешней, а значительно позже, в дошкольном возрасте, благо-

Даря интериоризации эгоцентрической речи. С этой точки зрения,

Эгоцентрические высказывания детей, открытые Пиаже, не исчеза-

ли после 7-8 лет, но переходили во внутренний план.

Эти положения теории Выготского были оспорены Блонским,

Доказывавшим одномоментность происхождения всех видов речи.

При сопоставлении их взглядов необходимо помнить о том, что

Блонский под внутренней речью понимал любые высказывания

Детей, произнесенные про себя. Такая речь, действительно, по-

Является у детей очень рано. Выготский же фактически отождеств-

лял внутреннюю речь с планирующей, а этот вид речи появляется

В дошкольном возрасте, что и было доказано в экспериментах

Выготского.

В своих исследованиях Выготский также изучал этапы форми-

Рования мышления, показав, что оно развивается от синкретиче-

Ского мышления к мышлению в комплексах, а затем к мышлению

В понятиях. При этом им были описаны житейские и научные по-

Нятия и показано, что житейские понятия развиваются от частно-


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.