Дискуссия, с которой связана целая эпоха в развитии отечественной — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Дискуссия, с которой связана целая эпоха в развитии отечественной

2017-11-27 177
Дискуссия, с которой связана целая эпоха в развитии отечественной 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

психологии прошлого века. Вокруг ≪Вопросов философии и психо-

логии≫ сгруппировались все творческие силы России того времени,

Представлявшие философию и психологию. Общество и журнал

Просуществовали до 1918г., сыграв огромную роль в формирова-

Нии психологии в России.

Таким образом, личные качества Н. Я. Грота, так же как и осо-

Бенности стиля его научной деятельности, привели к появлению

Первого психологического сообщества в России, становлению од-

Ной из первых собственно научных школ. Он стал также одним из

Основателей российской экспериментальной психологии, не только

Заложив основы подхода к психологическому эксперименту и ин-

Терпретации полученных знаний, но и создав оригинальную тео-

Рию эмоционально-нравственного развития человека.

В своей деятельности он заложил основы совместного творчест-

Ва в избранной научной сфере. Эта традиция была поддержана и

Развита учеником Н.Я.Грота-Г.И.Челпановым (1862-1936).

В 1887 г. Челпанов окончил историко-филологический факуль-

тет Новороссийского университета. Огромное влияние на форми-

Рование его научной позиции, прежде всего на возникновение инте-

Реса к экспериментальной психологии, оказал Н. Я. Грот, который

В это время заведовал кафедрой философии. Грота и Вундта Челпа-

Нов считал своими учителями, и именно их принципы психологии,

Их подходы к исследованию душевной жизни он исповедовал в

Своей теоретической концепции и в эмпирических исследованиях.

В 1892 г. он переехал в Киев и стал преподавателем философии

и психологии в Киевском университете св. Владимира, а с 1897 г. -

Профессором и заведующим кафедрой философии Киевского уни-

Верситета. После стажировки в лаборатории В. Вундта в Германии

Челпанов в 1897 г. организовал при университете психологический

семинарий, в котором студенты знакомились с современной пси-

Хологической литературой и методами исследования душевной

Жизни. В этом семинарии начинали свою научную деятельность

Такие известные психологи, как Г.Г.Шпет, В.В.Зеньковский и

П.П.Блонский.

После защиты в 1906 г. докторской диссертации ≪Проблема

Восприятия пространства в связи с учением об априорности и

врожденности≫ он получил предложение возглавить кафедру фило-

софии в Московском университете. В 1907 г. начался почти трид-

Цатилетний московский период его научной деятельности. Челпа-

нов особое внимание уделял подготовке будущих психологов, на-

стаивая на открытии кафедры психологии в университете. Период

До 1923 г. был самым активным и плодотворным в научной и пре-

подавательской жизни Челпанова. Он читал лекции в университете,

научных кружках и сообществах, издал новые книги - ≪Психоло-

гические лекции≫ (1909), ≪Психология и школа≫ (1912), ≪Психо-

логический институт≫ (1914), ≪Введение в экспериментальную пси-

хологию≫ (1915), организовал новый психологический семинарий,

где обучал студентов последним достижениям экспериментальной

Психологии.

Он также принимал живое участие в работе Московского пси-

Хологического общества, был товарищем председателя (председа-

Телем в этот период был Л. М. Лопатин), публиковался в психоло-

Гических и философских журналах.

Делом его жизни стала организация Психологического институ-

Та, который начал строиться в 10-х годах на деньги известного ме-

Цената С. И. Щукина. Для ознакомления с работой психологиче-

Ских институтов и лабораторий Челпанов в 1910-1911 гг. неодно-

Кратно выезжал в США и Германию, по его проектам было заку-

Плено оборудование для института, организованы различные лабо-

Ратории. Именно благодаря Челпанову Московский психологиче-

Ский институт стал в то время одним из лучших в мире по оснащен-

Ности оборудованием, количеству лабораторных исследований и

Применявшихся технологий. Большое значение придавал он и

Подбору кадров, стремясь собрать в институте молодых и талант-

Ливых ученых. Именно он пригласил в Психологический институт

К.Н.Корнилова, П.П.Блонского, Н.А.Рыбникова, В.М.Экземп-

Лярского, Б. Н. Северного и других известных впоследствии пси-

Хологов. После революции были приглашены А.Н.Леонтьев и

А.А.Смирнов. Таким образом, не будет преувеличением сказать,

Что именно Челпанов вырастил плеяду молодых ученых, которые

Стояли у истоков советской психологической школы.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.