Дование развития мышления привело Брунера к созданию теории — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Дование развития мышления привело Брунера к созданию теории

2017-11-27 221
Дование развития мышления привело Брунера к созданию теории 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Перцептивных гипотез. С его точки зрения, все познавательные

Процессы представляют собой процессы категоризации, т. е. пред-

Меты окружающего мира объединяются друг с другом на основе

Усвоенных детьми правил объединения (категорий). В процессе

Объединения последовательно возникают гипотезы о том, какие

Качества являются основой для объединения данных предметов и

Все ли предметы имеют эти качества. Таким образом, овладение

Понятийным мышление происходит как обучение тому, какие свой-

Ства среды наиболее значимы для группировки объектов в опреде-

Ленные классы.

На основе проведенных кросскультурных исследований Брунер

Дал определение интеллекта как результата усвоения ребенком вы-

работанных в данной культуре ≪усилителей≫, т. е. способов, знаков,

Операций, помогающих ребенку справиться с решением возникаю-

Щих перед ним задач. Успешность повышается за счет искусствен-

Ного усиления двигательных, сенсорных и мыслительных возмож-

ностей человека. Эти ≪усилители≫ могут быть как реальными, тех-

Ническими, так и символическими, причем разные культуры выра-

батывают разные ≪усилители≫.

Проведенное Брунером кросскультурное исследование фено-

Менов Пиаже показало, что они по-разному проявляются в разных

Культурах. Поэтому он предложил трактовать феномены Пиаже и

Переход от конкретных операций к формальным как процесс усвое-

ния ребенком тех требований, которые предъявляются ему общест-

Вом, в соответствии с тем, на какой стадии развития он находится.

Брунер также разработал методику формирования искусственных

Понятий, которая была опробована на разных детях. На основании

Этих данных Брунер доказывал, что каждый ребенок при адекват-

Ном подходе к его обучению может овладеть любым предметом,

Так как всем детям присущи любопытство и желание научиться ре-

Шать учебные задачи. Снижение познавательной активности детей

Происходит из-за столкновения со слишком сложными задачами,

В результате чего возникает и повторяется ситуация неуспеха и

Появляется чувство скуки. Эти исследования Брунера оказали суще-

ственное влияние на систему американского образования.

Когнитивная психология

Работы Пиаже и Брунера во многом способствовали появлению

Нового направления, появившегося уже в 60-х годах XX в., - когни-

Тивной психологии. Труды Пиаже, посвященные целостному харак-

Теру интеллекта, его роли в развитии психики, нашли отражение

Во многих трудах этой школы. Брунер же не только подал новые

Идеи, но и принимал непосредственное участие в изучении некото-

Рых вопросов совместно со своими коллегами, принадлежавшими

К новому направлению.

В когнитивной психологии психика рассматривается как сис-

Тема когнитивных реакций и постулируется связь этих реакций не

Только с внешними стимулами, но и с внутренними переменными,

например с самосознанием, когнитивными стратегиями, селек-

Тивностью внимания и т.д. Главным принципом, на основании

Которого рассматривается когнитивная система человека, являет-

Ся аналогия с компьютером, т.е. психика трактуется как система,

Предназначенная для переработки информации.

Методом анализа функционирования этой системы стал мик-

Роструктурный анализ психических процессов. Серьезное досто-

Инство когнитивной психологии - точность и конкретность полу-

Ченных данных, что частично приближает психологию к тому не-

Досягаемому идеалу объективной науки, к которому она стреми-

Лась много веков. Однако в данном случае, как и в других анало-

Гичных, точность достигается за счет упрощения и игнорирования

Неоднозначности человеческой психики.

Это направление появилось в американской науке в 60-х годах

Как альтернатива доминированию бихевиоральных концепций,

Отрицавших роль сознания и подходивших к интеллекту в основ-

Ном как к способности научаться путем проб и ошибок. Тот факт,

Что попытки пересмотреть такую интерпретацию когнитивных

Процессов Толменом не нашли отклика в 40-50-е годы, доказывает,

Что в то время методология бихевиоризма еще себя не исчерпала,

А сама эта школа еще плодотворно развивалась (достаточно вспом-

Нить теории Скиннера, Бандуры, Долларда, о которых говорилось

Выше). Но к 60-м годам ситуация изменилась, стало ясно (особенно

Для психологии США), что невозможно и непродуктивно игнори-


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.