Приятие цвета. Вначале дети воспринимают окружающее только — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Приятие цвета. Вначале дети воспринимают окружающее только

2017-11-27 181
Приятие цвета. Вначале дети воспринимают окружающее только 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как окрашенное или неокрашенное, без различения цветов. При

Этом неокрашенное воспринимается как фон, а окрашенное - как

Фигура. Постепенно окрашенное делится на теплое и холодное, а

в окружающем дети выделяют уже несколько наборов фигура-фон:

Неокрашенное - окрашенное теплое, неокрашенное - окрашенное

Холодное. Они воспринимаются как несколько разных образов, на-

пример: окрашенное холодное (фон) - окрашенное теплое (фигура)

или окрашенное теплое (фон) - окрашенное холодное (фигура).

Таким образом, единый прежде гештальт превращается в четыре,

Уже более точно отражающие цвет. Со временем и эти образы

дробятся, например, в теплом выделяются желтый и красный цвета,

А в холодном - зеленый и синий. Этот процесс происходит в течение

Длительного времени, пока наконец ребенок не начинает правильно

Воспринимать все цвета. На основании этих экспериментальных

Данных Коффка пришел к выводу о том, что в развитии восприятия

Большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демон-

Стрируется данный предмет.

Он доказывал, что развитие цветового зрения основано на

Восприятии сочетания фигура-фон, на их контрасте. Позже дан-

ный закон, получивший название закона транспозиции, был доказан

И Келером. Этот закон гласил, что люди воспринимают не сами

Цвета, но их отношения. Так, в опыте Коффки детям предлагалось

Найти конфетку, которая была в одной из двух прикрытых цветной

Картонкой чашек. Конфетка всегда лежала в чашке, которая была

Закрыта темно-серой картонкой, в то время как под черной кон-

Фетки никогда не было. В контрольном эксперименте детям надо

Было выбрать не между черной и темно-серой крышками, как они

Привыкли, а между темно-серой и светло-серой. В том случае, если

Бы они воспринимали чистый цвет, они выбрали бы привычную

Темно-серую крышку, однако дети выбирали светло-серую, так как

Ориентировались не на чистый цвет, но на соотношение цветов,

Выбирая более светлый оттенок. Аналогичный опыт был проведен

И с животными (курами), которые также воспринимали только со-

Четания цветов, а не сам цвет.

Обобщающие результаты своего исследования восприятия Коф-

фка изложил в работе ≪Принципы гештальтпсихологии≫ (1935).

В этой книге анализируется множество феноменов перцепции, ко-

торые относятся к 24 различным ≪законам≫, описываются свойст-

Ва и процесс формирования восприятия, на основании которых он

Сформулировал теорию восприятия, не потерявшую значения и в

Настоящее время.

Исследованием развития восприятия у детей занимался еще один

ученый (представитель Лейпцигской группы гештальтпсихологов) -

Г. Фолькельт. Особое внимание он уделял изучению детских ри-

Сунков. Большой интерес представляют его эксперименты по иссле-

Дованию рисования геометрических фигур детьми разного возра-

Ста. Так, при рисовании конуса 4-5-летние дети рисовали рядом

Круг и треугольник. Фолькельт объяснял это тем, что у них еще нет

Адекватного данной фигуре образа, а потому в рисунке они поль-

Зуются двумя похожими гештальтами. Со временем происходит их

Интеграция и уточнение, благодаря чему дети начинают рисовать

Не только плоскостные, но и объемные фигуры. Фолькельт прово-

Дил сравнительный анализ рисунков тех предметов, которые дети

Видели, и тех, которые они не видели, а только ощупывали. При

этом оказалось, что в том случае, когда дети ощупывали, например,

Закрытый платком кактус, они рисовали только колючки, переда-

Вая свое общее ощущение от предмета, а не его форму. Иными

Словами, происходило, как и доказывали гештальтпсихологи, схва-

тывание целостного образа предмета, его ≪хорошей≫ формы, а за-

тем его ≪просветление≫ и дифференциация. Эти исследования геш-

Тальтпсихологов имели большое значение для отечественных работ

По исследованию зрительного восприятия в школе Запорожца и

привели психологов этой школы (Запорожца, Венгера) к мысли о

Том, что в процессе восприятия существуют определенные образы -

Сенсорные эталоны, которые лежат в основе восприятия и узнава-

Ния предметов.

Такой же переход от схватывания общей ситуации к ее диффе-

Ренциации происходит и в интеллектуальном развитии, доказывал

В.Келер (1887-1967). Свою научную деятельность он начинал в

Берлинском университете, обучаясь у известного психолога, одного


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.