От темпа усвоения знания. Однако у этих программ был и сущест- — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

От темпа усвоения знания. Однако у этих программ был и сущест-

2017-11-27 178
От темпа усвоения знания. Однако у этих программ был и сущест- 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Венный недостаток, так как экстериоризация, играющая положи-

Тельную роль в начале обучения, тормозит развитие свернутых,

Умственных действий. Постоянная необходимость повторять про-

Межуточные, давно усвоенные учеником этапы решения мешает

Интериоризации и свертыванию развернутой педагогом схемы ре-

Шения задачи. Это может на определенном этапе снизить мотива-

Цию учащихся. В современных развивающих программах, в том

Числе и разработанных в нашей стране, этот недостаток програм-

Мированного обучения Скиннера был преодолен.

Оперантным научением в своей книге ≪Вербальное поведение≫

(1957) объяснял Скиннер и развитие речи. Он доказывал, что чело-

Веческая речь является особой - вербальной формой поведения и,

Следовательно, подчиняется тем же законам, что и другие его формы.

Иными словами, произносимые нами звуки представляют собой

Разновидность реакции говорящего, которая подкрепляется отве-

Тами или мимикой слушающего. При этом собеседник может на-

Правлять речевые реакции говорящего, изменяя подкрепление. Та-

Ким образом, улыбка или одобрение может закрепить употребление

Данного слова, а несогласие или наказание - замедлить или заста-

Вить заменить одно слово другим. Так реакции родителей помога-

Ют развитию речи детей, определенным формам обращения и т.д.

Против теории вербального поведения выступил известный

Американский лингвист Н. Хомски. Отрицая отождествление языка

С поведением, он выдвинул свою теорию, ключевым понятием ко-

торой стало представление о порождающей грамматике. Изучая,

Каким образом человек способен производить и понимать уникаль-

Ные грамматические конструкции, Хомски пришел к выводу о том,

Что человек обладает неким доопытным механизмом усвоения

Языка, который детерминирует процесс формирования речи. Этим

И объясняется тот факт, что дети во всем мире усваивают язык с

Одинаковой скоростью, проходя при этом сходные последователь-

Ности этапов.

Продуктивная, с точки зрения лингвистики, концепция Хомски

Обладала существенным недостатком, который роднил ее с позици-

Ей Скиннера, - игнорированием культурной детерминанты, веду-

Щей при развитии языка. Хотя теория Скиннера и не получила ши-

Рокого научного признания, она была частично использована при

Обучении языку, особенно в школах для умственно отсталых детей.

В последующие годы Скиннер обратился к проблеме социали-

зации человека, изучал возможность обучения ≪нормативному по-

ведению≫. Разработанный им метод бихевиоральной терапии также

Основан на научении методом проб и ошибок. Однако при этом

Скиннер основывался не только на идеях оперантного подхода,

Но и на взглядах Фрейда. Он был убежден в том, что главным от-

Крытием Фрейда являлись не комплексы вины, а сохранение моде-

Лей поведения, усвоенных в детстве.

Изложению позиции ученого по этим вопросам посвящены

книги ≪По ту сторону свободы и достоинства≫ (1971), ≪Размыш-

ления о бихевиоризме и обществе≫ (1978). Если скиннеровские

Программы обучения детей были встречены с энтузиазмом и полу-

Чили повсеместное распространение, то его подход к программи-

Рованию поведения и так называемые жетонные программы, кото-

Рые были разработаны с целью коррекции отклоняющегося поведе-

Ния (у малолетних преступников, психически больных людей), под-

Верглись обоснованной критике. Прежде всего речь шла о недопус-

Тимости тотального контроля за поведением, без которого невоз-

Можно применение этих программ, так как речь идет о постоянном

Положительном подкреплении желательного поведения и отрица-

Тельном подкреплении (или игнорировании) нежелательного. Кро-

Ме того, возникал вопрос о награде за определенное число набран-

Ных жетонов и особенно о наказании за их недостаточное количе-

Ство. Проблема заключалась в том, что такое наказание должно

Быть достаточно эффективно, т. е. значимо для ребенка, но в то же

Время при этом не должны нарушаться основные права детей и не

Должна происходить фрустрация их основных потребностей.

Однако, несмотря на эти недостатки, подход Скиннера дал ре-

Альную возможность корректировать и направлять процесс обуче-

Ния, процесс формирования новых форм поведения. Он оказал ог-

Ромное влияние на психологию, и в современной американской


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.