Лины стали немецкие ученые М.Лацарус (1824-1903) и X. Штейн- — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Лины стали немецкие ученые М.Лацарус (1824-1903) и X. Штейн-

2017-11-27 234
Лины стали немецкие ученые М.Лацарус (1824-1903) и X. Штейн- 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

таль (1823-1899), которые в 1859 г. приступили к изданию ≪Жур-

нала психологии народов и языкознания≫. В программной статье

≪Мысли о народной психологии≫ необходимость развития психо-

логии народов - новой науки, входящей в состав психологии, - они

Объясняли потребностью исследовать законы душевной жизни не

Только отдельных индивидов, но и целых общностей, в которых

люди действуют ≪как некоторое единство≫, прежде всего народов

(этнических общностей в нашем понимании), так как именно народ

Как нечто историческое является для любого индивида абсолютно

Необходимой и самой существенной из всех общностей, к которым

Он принадлежит.

Все индивиды одного народа имеют ≪сходные чувства, склонно-

сти, желания≫, все они обладают одним и тем же народным духом,

Который немецкие мыслители понимали как психическое сходство

Индивидов, принадлежащих к определенному народу, и одновре-

Менно как их самосознание. По мнению Штейнталя, именно народ-

Ный дух, который проявляется прежде всего в языке, затем в нравах

И обычаях, установлениях и поступках, в традициях и песнопениях,

И призвана изучать психология народов. Основными задачами но-

Вой науки Лацарус и Штейнталь считали: 1) познание психологиче-

ской сущности народного духа; 2) открытие законов, по которым

Совершается внутренняя деятельность народа в жизни, искусстве и

Науке; 3) выявление основных причин возникновения, развития и

Уничтожения особенностей какого-либо народа. Выделение этих

Задач свидетельствует о том, что немецкие мыслители рассматри-

Вали психологию народов как науку объяснительную, сводящую

Общие законы языка, религии, искусства, науки, нравов и других

Элементов духовной культуры к психологической сущности.

Идеи Лацаруса и Штейнталя сразу же нашли отклик в научных

Кругах многонациональной Российской империи: уже в 1859 г. поя-

Вился русский перевод изложения их программной статьи. Во мно-

Гом этот интерес связан с тем, что в России к тому времени уже

Была предпринята попытка сбора этнопсихологических, по сути,

Данных, хотя концептуальной модели новой науки построено не

Было.

В нашей стране рождение этнопсихологии связывают с деятель-

Ностью Русского географического общества, члены которого рас-

сматривали ≪психическую этнографию≫ как один из разделов этно-

Графии. Н. И. Надеждин, предложивший этот термин, полагал,

Что психическая этнография должна изучать духовную сторону

Человеческой природы, умственные и нравственные способности,

Силу воли и характера, чувство человеческого достоинства и т. п.

Как проявление народной психологии рассматривалось Н. И. На-

Деждиным и устное народное творчество - былины, песни, сказки,

Пословицы.

Позднее, в 70-е годы прошлого века, и в России, вслед за Гер-

манией, была предпринята попытка ≪встроить≫ этнопсихологию в

Психологию. Идеи эти возникли у правоведа, историка и философа

К.Д.Кавелина (1818-1885), который в 40-е годы участвовал в осу-

Ществлении программы этнографических исследований Русского

Географического общества. Не удовлетворившись результатами

сбора субъективных описаний ≪умственных и нравственных свойств≫

народов, Кавелин высказал мысль о возможности ≪объективного≫

Метода изучения народной психологии по продуктам духовной

Деятельности - памятникам культуры, обычаям, фольклору, веро-

Ваниям. По его мнению, задача психологии народов - установление

Общих законов психической жизни на основе сравнения однород-

Ных явлений и продуктов духовной жизни у разных народов и у

Одного и того же народа в разные эпохи его исторической жизни.

Однако в России первая попытка создания научной этнопсихоло-

Гии в рамках психологии окончилась неудачей, так как Кавелин

Потерпел поражение в научной дискуссии с основоположником

Естественно-научного направления в российской психологии

И. М. Сеченовым, считавшим невозможным изучение психики по

Продуктам духовной культуры.

Рубеж XIX-XX вв. отмечен несколькими вариантами целостных

этнопсихологических концепций и первыми примерами эмпири-

Ческих исследований. Прежде всего следует вспомнить немецкого

психолога В.Вундта (1832-1920), создателя психологии народов

Как одной из первых форм социально-психологического знания.

Первую этнопсихологическую статью Вундт напечатал в 1886 г., а


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.