Пользовании тех видов эксперимента, которые предложил Вундт, — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Пользовании тех видов эксперимента, которые предложил Вундт,

2017-11-27 180
Пользовании тех видов эксперимента, которые предложил Вундт, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Можно изучить лишь результат, но не сам психический акт, Брен-

Тано решительно отвергал принятую в лабораториях эксперимен-

Тальной психологии процедуру анализа, считая, что она извраща-

Ет реальные психические процессы и феномены, которые следует

Изучать путем тщательного внутреннего наблюдения за их естест-

Венным течением. Скептически относился он и к возможности

Объективного наблюдения, лишь ограниченно допуская этот ме-

Тод в психологию, так как безусловно очевидными считал только

Психические феномены, данные во внутреннем опыте. Он подчер-

Кивал, что знание о внешнем мире носит вероятный характер.

Уроки Брентано, поставившего задачей описать, как работает

Сознание, оказали большое влияние на формирующиеся в то вре-

Мя психологические направления. У него учились и под прямым

Воздействием его идей находились многие исследователи. В числе

Обучавшихся у Брентано был и З.Фрейд, отмечавший, что это был

Единственный курс, не связанный напрямую с медициной, который

Он полностью прослушал за время обучения в Вене. Основатель

Философского направления феноменологии Э.Гуссерль, который

Также был учеником Брентано, подчеркивал, что в отличие от фи-

Лософии, изучающей феномены сознания (как сенсорные, так и

Представляемые в виде форм, ценностей, понятий), психология

Изучает процессы, акты сознания.

Утвердив принцип активности сознания, Брентано стал пионе-

Ром европейского функционализма, разработка которого была про-

Должена в трудах К.Штумпфа (1848-1936). Штумпф был профес-

Сором кафедры философии в Праге, Галле и Мюнхене. С 1894 г. он

работал в Берлинском университете, где организовал психологиче-

Скую лабораторию. Под влиянием Брентано он также пришел к вы-

Воду, что предметом психологии должно стать исследование психо-

логических функций или актов (≪воспринимания≫, понимания, хо-

Тения и др.). Так, исследованию подлежит не цвет объекта (кото-

Рый представляет собой, согласно Штумпфу, феномен, а не функ-

Цию сознания), а акт (или действие) субъекта, благодаря которому

Человек осознает этот цвет в его отличии от других. Среди функций

Штумпф различал две категории: интеллектуальные и эмотивные

(или аффективные). Эмотивные функции состоят из противополож-

Ных пар: радость и печаль, желание и отвержение, стремление и

Избегание. Эмоциональный оттенок могут приобрести и некоторые

явления, которые были названы ≪чувственными ощущениями≫.

С детства увлекаясь музыкой, Штумпф в большинстве своих

Экспериментальных работ сосредоточился на изучении восприятия

Музыкальных тонов. Эти работы были обобщены в его двухтомном

труде ≪Психология тонов≫ (1883-1890), внесшем самый крупный

После Гельмгольца вклад в исследование психологической акусти-

Ки. Полемизируя с Вундтом, Штумпф считал противоестествен-

Ным расчленение показаний интроспекции на отдельные элементы.

Результатам тех опытов, которые проводились натренированными

В интроспективном анализе сознания психологами вундтовской

Школы, Штумпф противопоставил в качестве заслуживающих боль-

Шего доверия свидетельства экспертов-музыкантов.

Важным моментом в исследованиях Штумпфа было то, что он

Рассматривал музыку как феномен культуры. Он создал архив

Фонограмм с 10 тысячами фонографических записей примитивной

Музыки различных народов. Его исследование психологии про-

странственных представлений, изложенное в работе ≪О психоло-

гическом происхождении пространственных представлений≫ (1881),

Стало настольной книгой для многих ученых, занимавшихся впо-

Следствии этой проблемой. Он принимал участие в исследованиях

по детской психологии, организовав немецкое ≪Общество детской

психологии≫, а также по зоопсихологии, доказав, в частности, при

обсуждении нашумевшего феномена ≪умного Ганса≫ (лошади, ко-

торая выстукивала копытом ≪решение≫ арифметических задач), что

Животное реагировало на еле заметные движения дрессировщика.

Штумпф был не только замечательным ученым, но и хорошим

Педагогом, многие из его учеников стали впоследствии известными

Психологами, в том числе и один из основателей гештальтпсихоло-

Гии - В. Келер, которому он оказал содействие при организации по-

Ездки в Африку для изучения поведения человекообразных обезьян.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.