Ния, т. е. возникновения восприятия, процесса познания в целом. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Ния, т. е. возникновения восприятия, процесса познания в целом.

2017-11-27 201
Ния, т. е. возникновения восприятия, процесса познания в целом. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Изучая этот вопрос, Кондильяк пришел к выводу, что вся психи-

Ческая деятельность есть преобразованные ощущения. Душа име-

Ет только одну первичную способность - способность ощущения,

А все прочие свойства, и теоретические (память, мышление и т.д.),

И практические, развиваются позднее на ее основе.

Для доказательства этого положения Кондильяк использовал

Модель статуи. Неодушевленную статую он предлагал наделить

Единственной способностью - ощущать. При этом сначала возника-

Ет обоняние, затем постепенно другие ощущения - вкус, слух, зре-

Ние и, наконец, осязание. Через восприятие плотности у статуи воз-

Никает представление о внешнем мире, формируется сознание, а

затем и самосознание, она оживает. В ≪Трактате об ощущениях≫

(1754) он доказывал, что ощущение, которое повторяется, стано-

Вится памятью, разные ощущения вызывают сравнение, усмотрение

Их отношений превращается в суждение. Так же появляются и дру-

Гие операции мышления. Внезапное появление нового ощущения вы-

Зывает внимание. Так появляются ведущие психические процессы.

Различные ощущения вызывают чувства удовольствия и неудо-

Вольствия, которые соотносятся с определенными действиями.

Припоминание прежних впечатлений, связанных с удовольствием,

Превращается в потребность, которая начинает руководить пове-

Дением. Впоследствии возникают аффекты, воля, речь для обозна-

Чения своих потребностей, формируется сознание. Превосходство

Человека над животными объясняется, по мнению Кондильяка,

Большим совершенством его ощущений, разнообразием потребно-

Стей и идей, а также наличием речи. Таким образом, все духовное

Берет начало в ощущениях, но при своем развитии у человека ощу-

Щения освобождаются при помощи речи от чувственного опыта,

Обобщаются посредством мышления и становятся общими поня-

Тиями, моралью, основой духовного совершенства и сознания себя.

Сходные идеи развивал и Ш.Бонне (1720-1793), оказавший зна-

Чительное влияние на развитие ассоциативной психологии. Он, как

И Кондильяк, считал, что все психические процессы возникают из

ощущений. В своих работах ≪Опыт психологии≫ (1754) и ≪Опыт

анализа способностей души≫ (1760) он писал о том, что ощущения

Являются реакцией души на чувственные раздражения, при этом в

Центре его внимания было изучение физиологических коррелятов

Ощущений. Рассмотрев связь между определенными мозговыми и

Психическими процессами, Бонне пришел к выводу о том, что ка-

Ждому ощущению соответствует вибрация нервного волокна. По-

этому связи (ассоциации) ощущений и идей представляют собой на

Самом деле связи нервных волокон. Говоря о том, что ассоциации

Обеспечивают развитие и трансформацию ощущений, Бонне пред-

Лагал свое объяснение психического развития, видя в себялюбии

Мотив, а в счастье - конечную цель всякого стремления. Говоря о

Зависимости души от тела, он также утверждал, что существует не-

Уничтожимое эфирное тело, благодаря которому душа может иметь

В загробной жизни воспоминание о жизни земной и приобретать

После уничтожения (смерти) одного тела новое существование в но-

Вом материальном теле.

Наиболее развернутое исследование процесса познания дал

Д.Дидро (1713-1784). В своих работах ≪Мысли об объяснении при-

роды≫ (1754), ≪Разговор Даламбера с Дидро≫ (1769) и других про-

Изведениях он писал о единстве материального мира, высказывал

Гипотезу о родственности всех видов органической жизни, проис-

Ходящих из одного источника - живых молекул, которые рассеяны

По всей материи. Эти молекулы способны ощущать и образуют в

Процессе своего развития все более сложные организмы, составляя

Непрерывную цепь живых существ - от простейших до человека.

Говоря о познании, Дидро подчеркивал, что основой всех поня-

тий являются ощущения. Он писал о том, что человек есть ≪инстру-

Мент, одаренный способностью ощущать и памятью. Наши чувст-

ва - клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа...≫

Таким образом, внешний мир порождает ощущения, которые

Обобщает наш разум, формируя суждения и понятия. В то же время

Дидро не мог не видеть, что ощущения не только субъективны, но

Часто и не совсем точны. Поэтому он настаивал на необходимости

Проверять данные органов чувств измерениями и опытом, который

Связывает наше сознание с внешним миром. Постепенно обобщая


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.