Ощущения не только начальный этап познания, но и единствен- — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Ощущения не только начальный этап познания, но и единствен-

2017-11-27 169
Ощущения не только начальный этап познания, но и единствен- 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ный путь приобретения знаний о внешнем мире, единственный

Канал, связывающий с ним человека. Однако, доказывая осново-

Полагающую роль ощущений, Локк рассматривал их как пассив-

Ный процесс, в результате которого появляется более или менее

Точная копия (идея) вещи. Отрицание активности ощущений и

Привело Локка, как будет показано ниже, к отрицанию их объек-

Тивности и мнению о невозможности познать окружающее.

Идеи, которые человек получает из двух источников опыта -

Ощущений и рефлексии, Локк охарактеризовал как простые идеи.

Они являются основой нашего знания. Справедливо отмечая, что

Наши органы чувств дают нам исчерпывающие данные о свойст-

Вах конкретных, окружающих человека, предметов, Локк доказы-

Вал, что и знания о классах предметов, общих законах природы,

Нравственности есть результат логических операций, обобщений

Тех единичных знаний, которые поставляются опытом. Если чув-

Ства - источник знаний, то разум - его руководитель, судья, сис-

Тематизирующий данные чувства. Такое понимание роли разума

Объясняет и внимание Локка к логическим операциям, при помо-

Щи которых происходят систематизация знаний и превращение их

В общие понятия. Однако слабая сторона теории Локка как раз и

проявляется в его попытке раскрыть механизм преобразования

Чувственных, эмпирических сведений о мире в рациональное зна-

Ние о нем.

В результате различных логических операций и способности к

Абстрагированию из простых идей образуются сложные идеи, об-

Щие понятия, которые не могут возникнуть непосредственно из

Ощущений и рефлексии. Рассматривая процесс познания как ре-

Зультат взаимодействия между человеком и природой, Локк под-

Черкивал, что это взаимодействие приводит к реальному знанию,

Которое представляет собой соответствие между идеями и предме-

Тами природы. Если такое соответствие достигнуто, человек при-

Ходит к истинному знанию. Однако это соответствие, по мнению

Локка, практически недостижимо, так как субъективность ощу-

Щений он отрицал, а полной объективности в данных органов

Чувств, как показали его исследования, не существует. Так он при-

Шел к выводу о том, что внешний мир, в отличие от мира внут-

Реннего, полностью не познаваем. Он писал, что, изучая жизнь

природы, люди убеждаются в том, что в ней имеются ≪границы

Темной и освещенной половины мира - познаваемой и непозна-

ваемой≫. Поскольку скрытая часть природы не может быть впол-

Не познана, люди устремились на освещенную часть, которая по-

Знается через опыт, эксперимент, наблюдение, позволяющие вос-

Принимать природу непосредственно в чувственном опыте.

Таким образом, доказывая неограниченные возможности опыт-

Ного знания, Локк недооценил значение активности человеческого

Познания, о которой писал Лейбниц. Поэтому он, вслед за грече-

Ским ученым Демокритом, пришел к выводу о существовании пер-

Вичных и вторичных качеств предметов. Первичные качества нахо-

Дятся в самих вещах и являются их реальными качествами. К ним

Локк относил протяженность, плотность, движение, покой, форму,

Число. Они всегда объективны и не зависят от восприятия челове-

Ка. Вторичные качества не находятся в предметах, их возникнове-

Ние связано со спецификой органов чувств. Это цвет, запах, вкус,

Т. е. качества, которые существуют только в сознании человека и

Которыми он наделяет предметы. Кроме первичных и вторичных

Локк выделял третичные качества, которые рассматривал как ре-

зультат взаимодействия предметов и называл ≪способностями≫,

или ≪силами≫. Примерами третичных качеств являются способ-

Ность солнца делать воск белым, способность огня делать свинец

Жидким. Таким образом, хотя человек и располагает средствами,

Достаточными для практической ориентации в вещах, возможно-

Стей для истинного познания мира у него недостаточно. Во внеш-

Нем мире человек способен объективно познать только предметы в

Их первичных качествах, идеи которых представляют собой точную

Копию реально существующего. Идеи других качеств, так же как

Сложные идеи (субстанция, душа, этика и т.п.), лишь частично по-

Добны своим оригиналам, поэтому знание приоткрывают нам лишь

Небольшую часть свойств окружающих предметов.

Эти размышления привели Локка к выводу о том, что в стро-


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.