Тивной политической деятельностью, публиковал свои статьи и — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Тивной политической деятельностью, публиковал свои статьи и

2017-11-27 228
Тивной политической деятельностью, публиковал свои статьи и 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

трактаты, главными из которых можно назвать ≪Опыт о человече-

ском разуме≫ (1690), ≪Два трактата о государственном правлении≫

(1690), ≪О воспитании≫ (1693). Однако тяжелая форма астмы под-

Тачивала его силы, ему пришлось покинуть Лондон и поселиться в

Загородном доме своих друзей, где он и скончался в 1704 г.

Медицинский и, главное, педагогический опыт Локка оказал

Существенное влияние на его теоретические воззрения, утвердив

Его в мысли о прижизненном характере понятий и убеждений чело-

Века. Примеры из его собственной практики можно найти в его

Книгах, так же как и отголоски его сложной политической судьбы.

Его странствия, изменение собственного статуса, переживания в

Изгнании наглядно продемонстрировали относительность многих

Нравственных законов, казалось бы незыблемых и абсолютных,

Их связь с конкретной социальной ситуацией и, следовательно, их

Социогенетический характер, а также невозможность до конца по-

Нять окружающее - как других людей, так и ситуацию в целом.

Локк исповедовал опытное происхождение всех знаний чело-

века. Постулат Локка гласил, что ≪в сознании нет ничего, чего бы

не было в ощущениях≫, поэтому исходным пунктом теории Локка

Стала критика концепции врожденных идей. Прежде всего крити-

Ческому анализу Локк подверг утвердившиеся в науке критерии

Врожденного знания, такие, как его первичность по отношению к

Остальному, неврожденному знанию и всеобщее согласие людей в

Отношении его истинности. Доказательство отсутствия какого-

Либо врожденного знания Локк построил на данных этнографии,

Медицины, детской психологии. Он говорил о том, что, если бы

Врожденные идеи существовали, они были бы известны и ребенку,

И взрослому, и идиоту, и представителям народов, стоящих на

Низкой ступени развития. Эти знания осознавались бы ими раньше

Других истин с особой легкостью и ясностью. Но каждый, кто за-

Нимается воспитанием и обучением детей, на собственном опыте

Убедился в том, что процесс овладения знаниями у детей сопряжен

С большими трудностями. Логические и теоретические истины,

Которыми пользуется взрослый человек, остаются за гранью их

Понимания ребенком или идиотом.

Локк доказывал, что не существует не только общих врожден-

Ных теоретических и логических знаний, но и общих практических

Истин. У разных народов разные языки, разные политические и мо-

Ральные убеждения, законы и представления о добре и зле, которые

Могут быть иногда прямо противоположными. Более того, мораль-

Ные представления различны и у разных слоев населения, и у отдель-

Ных лиц. Идея Бога, которую Декарт считал одной из основных

Врожденных идей, по мнению Локка, также не является врожденной,

Что подтверждается разницей вероисповедания у разных народов

В различных странах мира, стоящих на разных ступенях культур-

Ного развития. Критика теории врожденных идей стала у Локка

Основой для построения сенсуалистической теории познания.

Если врожденных идей в сознании нет, как нет и врожденных

Принципов и предрасположенности к определенному знанию, о ко-

Торой писали рационалисты (Декарт, Лейбниц, Мальбранш), то

Что же тогда представляет собой сознание человека? Локк считал,

Что психика, сознание человека при рождении - это чистая доска,

≪tabula rasa≫, которую жизнь заполняет собственными письменами.

Иногда он также проводил сравнение с чистым листом бумаги или

С пустой комнатой. Обращаясь к идее о происхождении человече-

Ского знания, Локк утверждал, что наше знание (логическое, теоре-

Тическое, этическое) проистекает из опыта, из наших ощущений,

Которые и составляют основу разума.

Единственным источником нашего знания Локк считал чувст-

Венный опыт человека. Он выделял два вида опыта - внешний,

Или ощущения, и внутренний, или рефлексию. Внутренний опыт,

Или рефлексия, дает человеку знание о самом себе, о различных

Процессах сознания и понятии об этих процессах. Важно подчерк-

Нуть, что рефлексия в теории Локка - это тоже опытное, а не рацио-

Нальное знание, как у Декарта или Спинозы.

Ощущения дают нам знания об окружающем мире. Являясь

Начальным этапом познания, ощущения поставляют информацию

О конкретных свойствах окружающих нас предметов, которые че-

Ловек получает с помощью различных органов чувств. При этом


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.