Ласти математики, Лейбниц представлял сознание не в виде суммы — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Ласти математики, Лейбниц представлял сознание не в виде суммы

2017-11-27 175
Ласти математики, Лейбниц представлял сознание не в виде суммы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Элементов, а в виде интеграла. Поскольку элементы психической

Жизни различаются по степени осознанности, Лейбниц выделил

так называемые малые перцепции, или неосознаваемые восприятия.

Интегрируясь, эти ≪малые восприятия≫, переходят на новый уро-

вень психической жизни, становясь осознанными. Апперцепция, или

Осознание, становится возможной благодаря вниманию и памяти.

Таким образом, величайшей заслугой Лейбница в области развития

психологического знания является разработка понятия о бессозна-

тельном. Теория Лейбница доказала, что психические процессы

Протекают реально, безотносительно к их осознаваемости субъек-

Том. Важное место в различных теориях о структуре сознания заня-

Ло в дальнейшем и введенное Лейбницем понятие об апперцепции.

Лейбниц в своей теории предпринял и попытку показать дина-

Мику развития сознательной жизни из бессознательной посредст-

Вом активности души. Согласно его воззрениям, первоначально

Внимание определяется силой впечатления - апперцептируются те

Восприятия, которые обладают достаточной величиной, или не-

Сколько слабых или средних восприятий, которые, суммируясь, до-

Стигают необходимой силы. Фактически Лейбниц высказал идею,

Которая впоследствии получила свое воплощение в теории статики

и динамики представлений Гербарта: ≪...сильное представление,

поражающее и волнующее... происходит или от величины, или от

Множества предшествовавших восприятий. Ибо сильное впечатле-

Ние часто сразу производит действие долгой привычки или множе-

ства повторенных умеренных восприятий≫. Доказав существование

Бессознательных образов и показав динамику соотношений между

Осознаваемым и бессознательным, основное внимание Лейбниц

Уделял именно ясно осознаваемым идеям, с которыми он связывал

Поведение человека.

Разделяя содержание души по степени осознанности знания,

Лейбниц выделил в душе-монаде три области - ясного, отчетли-

Вого знания, смутного знания и бессознательного. В своих воззре-

Ниях на проблемы познания он стоял на позициях рационализма.

Как и все представители этого направления, Лейбниц выделял три

Ступени познания, или три вида идей. Первая ступень - это чувст-

Венное познание или понятия, которые мы образуем на основе дан-

Ных наших органов чувств. Таким образом человек получает зна-

Ние об отдельных качествах предметов, таких, как цвет, звук, запах,

Вкус и осязаемые качества. Но данные наших органов чувств не

Дают нам знания сущности познаваемых качеств, и мы пользуемся

ими, ≪как слепой своей палкой≫. Вторая ступень - это одновремен-

Но чувственные и умопостигаемые понятия, которые открывают

Связи и отношения и строятся на основе обобщений данных орга-

Нов чувств. Третья ступень - умопостигаемые понятия или знания,

Которые выводятся из разума и не нуждаются в опоре на чувствен-

Ное восприятие. Это знание о всеобщем и необходимом. Чувствен-

Ное познание Лейбниц трактовал как низшую ступень и смутное

Знание, вторая и третья ступени дают нам идеи понятные и отчет-

Ливые. Он не отрицал чувственного познания как такового, но

Познание всеобщих и необходимых истин связывал именно с ра-

Марципкоиекая j 29

Зумом. Лейбниц сравнивал чувства с воздухом, который необходим

Человеку для жизни, но жизнь есть нечто иное, чем воздух. Так и

чувства доставляют материал для размышления, хотя ≪размышле-

ние требует еще иного, нежели чувственное≫.

Высшей ступенью Лейбниц считал умопостигаемые знания и

Идеи, которые содержатся в области апперцепции. Они открыва-

Ются человеку путем рациональной интуиции и являются самыми

Достоверными, ясными и обобщенными. Развивая идея Декарта о

Роли интуиции в процессе познания, Лейбниц окончательно раз-

Делил ее на два вида, говоря о сущностной и опытной интуиции.

Он также подчеркивал, что бессознательную часть души можно по-

Знать только интуицией, а не логическим мышлением, которое в

Этом бессильно. Таким образом, частично была введена та связь

Между интуицией и мистикой, которая затем заняла доминирующее

Место в отечественной психологии.

Направляя сущностную интуицию на постижение внутреннего

Мира души-монады, Лейбниц связывал ее с постижением сути идей,

Но не самого человека, последнее отдавалось опытной интуиции.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.