Человека уникальным и неповторимым. Обладая способностью — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Человека уникальным и неповторимым. Обладая способностью

2017-11-27 165
Человека уникальным и неповторимым. Обладая способностью 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

внутреннего самоопределения, монада всегда остается неизменной

И независимой, замкнутой единицей, которая, по определению

Лейбница, ≪не имеет окон≫. Это положение, с точки зрения учено-

Го, доказывало невозможность внешнего влияния на самоопреде-

Ление человека, в том числе и со стороны другого лица. Оно стало

Одним из самых дискутируемых в ходе развития социально-психо-

Логических исследований, поскольку такое понимание сущности

Личности не объясняет роль культуры в ее саморазвитии, роль

Другой личности в формировании самосознания и мировоззрения

Человека. В то же время представители феноменологии (а в даль-

нейшем частично и экзистенциализма), вспоминая эту мысль Лейб-

ница, доказывали, что отсутствие ≪окон≫ характерно именно для

процесса личностного самоопределения, развития экзистенции,

Которая является замкнутой и не поддается воздействию. Если в

Работах зарубежных ученых (Зигварта, Гуссерля и др.) идея Лейб-

ница сопоставлялась с замкнутым пространством, ≪одиночными

клетками≫, из которых человек стремится выйти к другим людям,

К культуре, то в российской духовной философии и психологии

(Лосский, Франк) эта проблема разрешалась с помощью все той же

Интуиции. Именно интуитивное познание, озарение, является, по

мысли этих ученых, тем механизмом, который распахивает ≪окна

души-монады≫, раскрывая ее навстречу другим душам и абсолют-

Ной истине.

Вместе с тем и сам Лейбниц не отрицал связь монады с окру-

Жающей действительностью, говоря о том, что она представляет

собой ≪живое зеркало Вселенной≫. Основой этой связи является

Восприятие, которое активно и субъективно, так как каждой мона-

Де присущи стремление (активность) и индивидуальность. Одним

Из важнейших открытий Лейбница было положение о том, что

Субъективность познания есть результат не пассивного усвоения

Материала, но активного его постижения. Поэтому собственная

Точка зрения естественна для человеческих понятий и не противоре-

Чит их истинности, как это считали большинство психологов, на-

Чиная с Демокрита.

Лейбниц писал, что каждый человек воспринимает окружаю-

Щий мир по-своему, исходя из своих собственных представлений и

Опыта. Не существует первичных или вторичных качеств предме-

Тов, о которых говорили Демокрит и (в Новое время) Д. Локк, так

Как даже на начальной стадии познания человек не может пассив-

Но воспринимать сигналы окружающей действительности. Полу-

Чаемый в результате такого восприятия образ окружающего мира

Необходимо включает в себя как свои собственные свойства (пер-

вичные качества), так и свойства, привнесенные субъектом (вторич-

ные качества), и их невозможно разграничить. Таким образом,

Каждый человек создает свою картину мира, но вместе с тем эти

Представления по сути своей тождественны и в отражении главных

Свойств и качеств окружающей действительности совпадают. Лейб-

Ниц сравнивал эту особенность человеческого познания с воспри-

ятием города, на который разные люди смотрят с разных точек:

≪...как один и тот же город, если смотреть на него с разных сторон,

кажется совершенно иным и как бы перспективно умноженным...≫;

Точно так же образов окружающего мира существует столько,

сколько людей. Однако все эти индивидуальные образы ≪суть толь-

Ко перспективы одного и того же соответственно различным точ-

кам зрения...≫ Именно в этой тождественности, соответствии

Свойств вещей природы идеям разума Лейбниц видит критерий

истинности знания: ≪Природа единообразна в том, что касается

Сути вещей, хотя и допускает разницу степеней большего и мень-

шего, а также степеней совершенства≫. Таким образом, субъектив-

Ность человеческого познания, по Лейбницу, является следствием

Активности и не противоречит объективности полученных знаний.

Это позволило Лейбницу сделать вывод о принципиальной по-

Знаваемости мира.

Душа-монада обладает единством и целостностью, организуя по

Этому принципу всю психическую жизнь человека. Лейбниц опи-

Сывал ее как непрерывный процесс, охватывающий сознательное

И бессознательное, все моменты которого объединены между собой

Таким образом, что новые элементы входят в органическую связь

С предшествующими и изменяют их. Используя достижения в об-


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.