Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-11-27 | 164 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Ной) интуиции.
Согласно воззрениям Спинозы, ≪познание второго и третьего
рода необходимо истинно≫, только с его помощью мы можем от-
Личить истинное от ложного. Это адекватное познание рассматри-
Вает вещи не в отдельности, а в их необходимой связи, открывая
Законы мира, субстанции.
Как и все представители рационализма, Спиноза утверждал
Приоритет именно интуитивного знания, интуиции, связывал с ней
Безграничные возможности познания человеком себя и окружаю-
Щего мира. Поскольку законы души и тела одни и те же, познавая
себя, человек познает природу, и наоборот: ≪дух тем лучше пони-
мает себя, чем больше он понимает природу≫, ≪идея находится в
таком же положении объективно, в каком ее содержание находится
реально≫. Критерий истинности и достоверности знания Спиноза,
Как и Декарт, видел в самом разуме. Таким образом, то, что истин-
Но и достоверно, одновременно являлось для Спинозы и объектив-
ным: ≪Разум заключает в себе достоверность...≫
Большой вклад внес Спиноза в изучение проблем свободы воли
И природы человеческих чувств. Постановка указанных вопросов
И подходы к их решению в работах Спинозы неразрывно связаны
С его теорией познания. Все писавшие до него о страстях человека де-
Лали их предметом насмешки или сожаления. В отличие от них Спи-
Ноза не хотел ни осуждать, ни высмеивать человеческие поступки и
Страсти, но стремился понять их на основании законов природы.
Он рассматривал ненависть, гнев, зависть и другие аффекты не
Как недостатки, а как тягостные, но неотъемлемые свойства чело-
|
Веческой природы. Под аффектами Спиноза понимал состояния
Тела и идеи этих состояний, которые увеличивают или уменьшают
Активность человека. Он выделял три вида аффектов - влечение или
Желание как проявление сущности человеческой природы и стрем-
Ления к самосохранению. Желание отличается от влечения своей
осознанностью: ≪Желание есть влечение с осознанием его≫, хотя
Принципиальной разницы между ними Спиноза не отмечал, по-
Скольку влечение остается одним и тем же, вне зависимости от того,
Осознается оно человеком или нет. Второй и третий виды аффек-
Тов - это аффекты удовольствия и неудовольствия (радость и пе-
Чаль). Удовольствие увеличивает способность человека к действию,
Неудовольствие уменьшает.
Кроме этих трех, Спиноза не признавал других аффектов, считая
Все остальные производными от них. Он утверждал, что видов аф-
Фектов столько, сколько существует видов объектов, со стороны
Которых мы подвергаемся воздействию. Отсюда аффект (как и
Страсть), в понимании Спинозы, это пассивное, страдательное со-
Стояние, связанное с неадекватными или смутными идеями. Разни-
Цу между страстью и аффектом он видел в степени их интенсивно-
Сти. Поскольку все, что способствует самосохранению, необходимо
Вызывает удовольствие, полезно и не может быть не нравственно,
То все радостные чувства облегчают человеческое существование, в
То время как огорчения и страдания затрудняют его. Отсюда Спи-
Ноза делал вывод: человек активен и естественным образом стре-
Мится к тому, что вызывает удовольствие, и отвращается от всего,
Что причиняет ему страдание.
Помимо пассивных, природных страстей Спиноза выделял аф-
Фекты удовольствия и желания, связанные с активным состоянием
|
Души, ее стремлением к познанию истинных или адекватных идей.
Поскольку ограничение способности души к мышлению или позна-
Нию вызывает неудовольствие, то познание как проявление актив-
Ности души связано только с аффектами удовольствия и желания.
Таким образом, результатом взаимодействия человека с объек-
Тами окружающего мира становятся, с одной стороны, знание об
Этих объектах, с другой - отношение к ним. Эта эмоционально-ра-
Циональная двойственность свойственна всем нашим страстям - и
Активным, и пассивным. Разница в том, что стимулом в развитии
Пассивных аффектов становятся события внешнего мира, а знания о
Них остаются смутными и неадекватными. В активных же аффектах
Стимулом для их возникновения является сама душа, которая в
Результате приобретает отчетливые понятия.
Согласно учению Спинозы, человек подвержен аффектам, по-
Скольку он - часть природы. Он не может не подчиняться ее по-
Рядкам и законам и бессилен перед ними. Спиноза подчеркивал
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!