Ся и мыслит. Так, исследуя психологические основы самосознания, — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Ся и мыслит. Так, исследуя психологические основы самосознания,

2017-11-27 222
Ся и мыслит. Так, исследуя психологические основы самосознания, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Декарт открыл, что утверждение ≪Я мыслю, следовательно, я суще-

ствую≫ является единственным неоспоримым и достоверным. Он

Сделал вывод о том, что познание духа легче, чем познание тела и

Окружающего мира, т. е. нет ничего более легкого для познания,

чем дух. Утверждение ≪Я мыслю, следовательно, я существую≫ ста-

Ло тем интуитивным, самоочевидным принципом, опираясь на ко-

Торый Декарт построил систему своей науки.

Декарт писал, что существуют две независимые, самостоятель-

Ные субстанции - душа и тело. Такая философская позиция полу-

чила название дуализм. Основным атрибутом, или свойством, души

Он считал мышление, а основным свойством тела - протяжение,

Или распространенность. Иначе говоря, основным инструментом

Познания, согласно его воззрениям, является душа.

Под мышлением Декарт понимал не только мыслительные про-

Цессы, но и ощущения, представления, чувства, т.е. все, что осоз-

Нается человеком. Поскольку мы осознаем все, что происходит у

Нас в душе, психику Декарт отождествлял с сознанием. Значит, и

Интроспекцию можно рассматривать как объективный метод по-

Знания психики, хотя ее данные, как и данные органов чувств,

Должны проверяться сомнением. Эта точка зрения утвердилась в

Психологии на долгое время. Важно отметить, что идея Августина

о ≪внутреннем опыте≫, о рефлексии была переработана Декартом,

Освобождена от религиозно-мистического содержания и стала

Светской, направленной на познание объективных истин.

В содержании сознания Декарт выделял три вида идей, или по-

Нятий, - порожденные самим человеком, приобретенные и врож-

Денные. Идеи, порожденные человеком, основываются на его соб-

Ственном опыте и являются обобщением данных органов чувств.

Это знания, полученные опытным путем и с помощью индукции

(энумерации, как называет ее Декарт). Декарт не отрицает путь

Познания, предложенный Бэконом, но подчеркивает, что идеи,

Образованные таким образом, не могут привести человека к по-

Знанию объективных законов, а дают лишь знания об отдельных

Предметах и явлениях. Приобретенные идеи есть результат обуче-

Ния, общения с другими людьми и чтения книг. Идеи этого рода

Более полные и совершенные, чем идеи первого вида, поскольку

Являются обобщением опыта разных людей, а не одного человека,

Но все же и с их помощью человек не в состоянии познать сущ-

Ность окружающего мира и себя.

Только врожденные идеи, содержащиеся в разуме, открывают

Человеку истину. Эти знания настолько ясные, что открываются

Человеку сразу, полностью и не нуждаются в опоре на данные ор-

Ганов чувств или логические обобщения. Такой подход к пробле-

Ме познания назвали, как мы помним, рационализмом, а способ,

при помощи которого человек открывает содержание врожден-

ных идей, -рациональной интуицией. К главным врожденным иде-

ям, по мнению Декарта, относятся идеи Бога, ≪Я≫ и числа.

Рационалистическая позиция Декарта проявляется и в выборе

Метода познания. Таким методом, как говорилось выше, он считал

рациональную интуицию, или ≪свет разума≫. Декарт ввел понятие

Рациональной интуиции уже в первых своих работах в отличие от

Понятий страсти, рефлекса, которые им были разработаны уже к

Концу жизни. Понятие интуиции впервые появилось в работе 20-

летнего Декарта ≪Правила для руководства ума≫. В этой же рабо-

Те он дал наиболее ясное и четкое определение интуиции, которое

было только дополнено и уточнено в трудах ≪Рассуждения о ме-

тоде≫, ≪Метафизические размышления≫, ≪Начала философии≫.

Под интуицией он понимал ≪не зыбкое свидетельство чувств и

Не обманчивое суждение неправильного воображения, а понимание

Ясного и внимательного ума, настолько легкое и отчетливое, что

Не остается совершенно никакого сомнения относительно того, что

мы разумеем≫. Таким образом, критерий истинности интуитивного

Знания Декарт видел в нем самом, в его легкости и отчетливости,

Что и делает его надличностным. Декарт подчеркивал, что глав-

Ное - хоть однажды использовать интуицию, а один раз придя к

Истине, мы и в дальнейшем ее улавливаем всегда сходным образом,

Разница лишь в длине пути, если истина сложная. Таким образом,

Интуитивному познанию можно научиться упражнением, хотя есть

Люди более и менее одаренные.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.