Да об отделении души от разума. Он доказывал, что мышление - — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Да об отделении души от разума. Он доказывал, что мышление -

2017-11-27 216
Да об отделении души от разума. Он доказывал, что мышление - 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

это имманентное, главное свойство души, без него душа не сущест-

Вует, а потому невозможно говорить о смерти души и бессмертии

Разума. Таким образом, он отстаивал идею вечности души, а также

Невозможность объяснить все ее законы без опоры на теологию.

С точки зрения Ф. Аквинского, душа человека не просто разумна,

Но сознательна и этим отличается от бессознательной души живот-

Ных. Осознанность характерна не только для разума, но и для дру-

Гих проявлений человеческой души, т. е. это общее свойство души

Человека. Поэтому после томизма в психологии появилась новая

Характеристика духовной активности - сознательность, которая

Противопоставлялась бессознательным проявлениям душевной жиз-

Ни других живых существ и телесной организации.

Важным моментом был и сенсуализм, который Ф. Аквинский

Вслед за Аристотелем и в отличие от большинства психологов то-

Го времени рассматривал в качестве главного пути познания. Он

Писал, что для ощущения необходимо тело, органы восприятия.

Разум, хотя и не пользуется непосредственно органами чувств, не

Может нормально работать без их данных, без образов окружаю-

Щего. Поэтому телесное расстройство неизбежно ведет и к рас-

Стройству умственному. Ф. Аквинский подчеркивал, что образы

Не создаются самим индивидом вне зависимости от окружающего.

Они связаны с внешним миром, а осознаются, актуализируются в

Качестве собственных при помощи специальной операции созна-

ния, получившей название интенции - направленности сознания и

Воли на какой-либо предмет. В XIX в. понятие интенции, введен-

Ное томизмом, будет подхвачено феноменологией и станет осно-

Вополагающим в концепции Ф. Брентано.

Исходя из своего подхода к познанию, Ф. Аквинский примирял

И позиции номинализма и реализма, говоря о том, что универса-

Лии есть и в вещах (как проявление общего), и до них - в уме у Бо-

Га, и после них - в разуме человека.

Хотя концепция Ф.Аквинского и получила широкое распрост-

Ранение, однако к концу XIII в. недостатки схоластики стали на-

Столько очевидны, что все большее число ученых начали рассмат-

Ривать ее (и богословие в целом) как тормоз на пути дальнейшего

Развития науки.

Роджер Бэкон (1214-1292) схоластическим методам противопо-

Ставлял науки, которые приносят людям непосредственную поль-

Зу в отличие от бесплодных рассуждений. В своих трудах он под-

Черкивал, что наиболее опасны для человечества не ошибки, но

Невежество, погружающее мир во мрак, прогнать который может

Только знание. Он ратовал за развитие объективного знания, до-

Марципкоискяя У7

Казывал, что опыт, эксперимент и математика должны быть поло-

Жены в основу всех наук. Опираясь на взгляды Аристотеля, Р. Бэ-

Кон доказывал, что ощущения являются ведущим психическим

Процессом, материалом, из которого рождается знание, а потому

Чисто вербальные методы, схоластические рассуждения не отве-

Чают задаче развития интеллекта. Ему же принадлежит известный

тезис: ≪Знание - сила≫, доказывавшийся безграничность способ-

Ностей и возможностей человеческого ума.

Сходные мысли о необходимости преодолевать ложные поня-

Тия и учиться мыслить развивал и Дуне Скот (1270-1308). Он так-

Же писал о том, что материальная основа психики объединяет лю-

Дей в общую группу, так как материя и есть то общее, что сущест-

вует в вещах, в природе. Отличия же объектам придает форма;

Так, специфическая форма человеческого тела выделяет его из ок-

Ружающего мира.

Отсюда и познание должно быть направлено на познание ин-

Дивидуального, конкретного в каждой вещи. Такое знание осно-

Вывается на чувственном опыте, причем познавательный процесс,

Подчеркивал Д. Скот, это процесс активный. Душа, познавая, не

Только определяется предметом, но и определяет его собственной

Деятельностью. Разум, продолжая процесс постижения окружаю-

Щего, обобщает эти данные и связывает их в понятия. Считая, что

Бытие совпадает с сущностью, ученый доказывал, что все понятия

Душа черпает из своего активного взаимодействия с внешним ми-

Ром, так как, постигая бытие предметов, мы постигаем и их сущ-

Ность. В то же время из этого следовало и то, что все отличаю-

Щиеся друг от друга предметы отличаются и своей сущностью.

Таким образом, Д. Скот ввел в психологию важное положение об

Активном характере ощущений и их связи с деятельностью. Свя-


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.