Важным моментом в работах ученого было и резкое осуждение — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Важным моментом в работах ученого было и резкое осуждение

2017-11-27 186
Важным моментом в работах ученого было и резкое осуждение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Насилия над ребенком, стремления взрослых жестко управлять его

Поведением и направлять его интересы. Августин утверждал, что

Волевая активность направляется только Богом, причем это

Управление производится при помощи самосознания, т. е. осозна-

Ния человеком своих возможностей и стремлений.

Такой путь саморазвития был описан и самим Августином в

его ≪Исповеди≫, полной глубоких размышлений об отношении

Личности к другим людям. Эта работа стала путеводной нитью

Для интроспективной психологии последующих веков, так как в

Ней впервые говорилось о познавательной активности души, не-

Зависимой от тела, но использующей его в качестве орудия, и до-

Казывалась непогрешимость внутреннего опыта. Показав колли-

Зии становления личности, Августин в этой работе создал в евро-

пейской культуре традицию ≪исповедей≫ как сочинений, воссоз-

Дающих процесс осмысления индивидом своей жизни и стремле-

Ния к самосовершенствованию.

Исследование вопроса о взаимоотношении веры и разума в

Душе человека было продолжено в работах Иоанна Скота Эриу-

Гены (810-877).

Отстаивая значение разума, Эриугена в своем трактате ≪О бо-

жественном предопределении≫ доказывал, что знание, добытое че-

Ловеком, наука, является не менее важным авторитетом, чем боже-

Ственное откровение. На этом основании и построены его доказа-

Тельства свободы, обретаемой человеком в процессе научной дея-

Тельности. Этот трактат, так же как и последующие работы Эриу-

Гены, был осужден церковными соборами, однако получил из-

Вестность и послужил отправной точкой для последующих поко-

Лений ученых.

Доказывая тот факт, что общее предшествует единичному,

Эриугена фактически воспроизвел аргументацию Платона и за-

Ложил основы дискуссии о происхождении универсалий. С его

точки зрения, так как ≪общее≫ предшествует вещам, то, следова-

тельно, оно содержит их сущность, предназначение. ≪Общее≫ Эриу-

гены - это ≪душа≫ Платона или общее понятие в языке. Именно

Поэтому его позиция считается одной из первых концепций реа-

Лизма в науке.

Большое значение, которое придавал Эриугена разуму, нашло

Отражение и в его концепции развития человека. Он писал о том,

Что человек как особый мир в своем становлении проходит те же

Стадии, что и мир большой. Однако в отличие от биогенетического

Закона, устанавливавшего соответствие природного в мире и чело-

Веке, Эриугена связывает три ступени в развитии человека с эта-

пами развития познания, называя их разум, рассудок, внутреннее

Чувство.

Значительное влияние на развитие науки того времени оказал и

Известный французский ученый Пьер Абеляр (1079-1142). Он учил-

ся и преподавал в Парижском университете, а впоследствии в силу

Личных причин стал аббатом крупного монастыря, соединив та-

Ким образом в своей теории концептуализма достижения и ограни-

Ченность как светской, так и религиозной мысли своего времени.

О его жизни, учении у Росцелина и Гильома, его любви к Элоизе и

становлении как мыслителя рассказано в книге ≪История моих бед-

ствий≫, ставшей одной из первых светских книг-размышлений.

Большое значение для развития схоластики и логики имела ра-

бота Абеляра ≪Да и нет≫, в которой он развертывал картину диа-

Лектического суждения, логически обосновывая и опровергая раз-

Личные суждения.

В теории концептуализма Абеляр возвратился к забытой в то

Время идее о значении слова, указав, что в слове необходимо раз-

Личать его физическую сущность (звук) и значение, которое, в от-

Личие от звука, не пропадает, не является дуновением, но сохраня-

Ется в мыслях людей. Он склоняется к идее реализма Платона о

том, что это значение - концепт слова - есть сущность предмета и

Существовало до него в божественном уме как образец для реаль-

Ности.

Интерес представляет и концепция развития нравственности и

Самопознания человека, в которой Абеляр доказывал, что крите-

Рий нравственности - это согласие с собственной совестью. Зна-

Чит, этот критерий субъективен, а потому внешней оценки дейст-

Вий человека быть не может, во всяком случае, она не важнее, чем

Его оценка самого себя. В этих вопросах позиция Абеляра сходна

Со взглядами Эпикура и Лукреция, которые также отстаивали

Субъективный, личностный критерий нравственности. Различие в


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.