Обретения свободы и разумности поведения), Аристотель пришел — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Обретения свободы и разумности поведения), Аристотель пришел

2017-11-27 204
Обретения свободы и разумности поведения), Аристотель пришел 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

к очень важному для психологии выводу о роли катарсиса (очище-

Ния). Он писал, что аффект нельзя победить в том случае, если он

Уже наступил, но можно предупредить его, очиститься от аффекта,

Т. е. от накопившегося эмоционального напряжения. Это очищение,

Разрядку можно вызвать специально, и роль искусства как раз и

Заключается в подобном катарсисе. При чтении книги или особен-

Но при восприятии пьесы зрители идентифицируют себя с ее героя-

Ми, переживая вместе с ними их проблемы, страдая и радуясь вме-

Сте с ними. Это и является катарсисом, так как собственные пере-

Живания сливаются с переживаниями героев и переносятся на них.

Так, эмоциональное напряжение человека снижается при слезах

Радости или печали, вызываемых пьесой. Роль драматического ис-

Кусства при этом, по мнению Аристотеля, особенно высока, так как

Актеры, играющие на сцене, вызывают дополнительные (к самой

Фабуле пьесы и словам) переживания, помогая появлению эмоцио-

Нального контакта. Фактически в этих исследованиях Аристотеля

Впервые прозвучали мысли о психотерапевтической роли искусст-

Ва, а также об особой роли театра как наиболее синтетического

Искусства, влияющего на эмоциональное состояние зрителей.

В работах Аристотеля эмоции, переживания, связанные с конк-

Ретной ситуацией, впервые соотносились с мотивацией поведения

Человека. Он считал, что поступок всегда сопряжен с аффектом,

Причем каждой ситуации соответствует оптимальная аффективная

Реакция на нее. Когда она избыточна либо недостаточна, люди

Поступают дурно. Соотнося мотивацию с нравственной оценкой

Поступка, Аристотель писал, что всякий может гневаться или тра-

тить деньги, но не всегда это соответствует ситуации. Например,

Если аффект (эмоциональное состояние) и действие адекватны си-

Туации, то расходование денег принято называть щедростью, если

Не адекватны (дурные, порочные), то либо расточительством, ли-

Бо скупостью. Правильный способ реагирования необходимо вы-

Рабатывать опытом, изучением других и самого себя, упорным тру-

Дом. При этом ученый опять возвращается к идее о том, что разум-

Ная регуляция, практическое мышление дают возможность, поняв

Собственные чувства, выработать в себе определенные правила по-

Ведения, воспитать себя собственными поступками.

Таким образом, теория Аристотеля охватывала широкий круг

Проблем, наиболее актуальных, как оказалось впоследствии, не

Только для психологии того времени. Часть из них отошла на вто-

рой план в период эллинизма, однако взгляды Платона и Аристо-

Теля наложили несомненный отпечаток на все последующие кон-

Цепции психики.

Психологические концепции эллинизма

После появления наиболее полных и разносторонних психоло-

Гических теорий Платона и Аристотеля античная психология в

Период эллинизма была ориентирована на исследование более ло-

Кальных проблем, часто имеющих не столько общетеоретическое,

Сколько практическое значение. Одной из наиболее важных в это

Время становится проблема развития нравственности, формиро-

Вания нравственного поведения. Как уже говорилось выше, суще-

ствовало несколько точек зрения на эти вопросы.

Школа киников (циников) исходила из того, что каждый чело-

Век самодостаточен, т.е. имеет все необходимое для духовной

Жизни в себе самом. Однако, как подчеркивал один из ведущих

Ученых этой школы - Диоген Синопский (ок. 400-325 гг. до н.э.),

Не каждый человек способен понять себя, прийти к самому себе и

Довольствоваться только тем, что он имеет в себе самом. Люди

Привыкли к помощи общества, других людей, к комфорту.

Поэтому единственный путь для нравственного самосовершен-

Ствования - это путь к себе, путь, ограничивающий контакты и

Зависимость от внешнего мира. Путь нравственного развития и

Обучения киников состоял из трех ступеней - аскезы, ападейкии и

Автаркии. Первый этап состоял в отказе от комфорта и благ, ко-

Торые дает общество. Киники, как правило, ходили в ветхой оде-

Жде, лохмотьях в любую погоду, даже в дождь и холод не призна-

Вали теплых вещей, очень мало и плохо ели, не имели постоянно-

Го жилья, могли спать и под открытым небом, не мыться. Они от-

Рицали все достижения культуры, стремясь почти к анекдотиче-

Скому опрощению. Таким образом, с их точки зрения, преодолева-


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.