Основные этапы развития психологии — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Основные этапы развития психологии

2017-11-27 198
Основные этапы развития психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Этап и

Время

Донаучный,

до VIIVI

вв. до н.э.

Философ-

ский, VII— VI вв. до

н.э. - конец

XVIII-на-

чало XIX в.

Ассоциани-

стическая

психология,

конец

XVIII-на-

чало XIX в. -

середина

XIX в.

Предмет психоло-

гии, его содержание

Душа - без раскры-

тия ее конкретного

содержания и

функций

Антич-

ная

психо-

логия

Психо-

логия

Средне-

вековья

Психо-

логия

Возрож-

дения и

Нового

времени

Душа-

источник

активности

тела, обла-

дает функ-

циями по-

знания и

регуляции

поведения

Душа, ис-

следование

видов ак-

тивности

тела и осо-

бенностей

познания,

прежде все-

го чувствен-

ного позна-

ния мира

Сознание -

его содер-

жание и

пути его

формиро-

вания

Сознание, состоя-

щее из ощущений,

представлений и

чувств. Таким обра-

зом, предмет психо-

логии - прежде все-

го познавательные

процессы, а также

(в конце этого пе-

риода) поведение

Методы исследо-

Вания психики

Нет

Специальных ме-

тодов нет, исполь-

зуются методы

других наук - фи-

лософии, медици-

ны, математики -

при исследовании

содержания и

функций души

Появление собст-

венно психологи-

ческого метода -

интроспекции

Интроспекция и

частично логика -

методы индукции,

дедукции,анализа

и т. д.

Интроспекция,

логика, начало ис-

пользования мето-

дов естественных

наук, в частности

метода проб и

ошибок (при фор-

мировании пове-

дения)

Основные

Достижения

Общее представле-

ние об охранитель-

ной и активной роли

души

Определение основ-

ных проблем психо-

логии, связанных с

исследованием по-

знания, активности

тела, способов регу-

ляции поведения и

пределов свободы

человека

Развитие психофи-

зических исследова-

ний и первых работ

по психологии масс

Развитие рационали-

стического и сенсуа-

листического (эмпи-

рического) подхода

к психике, появление

первых теорий эмо-

ций и теории рефлек-

са, а также первой

попытки ввести в

предмет психологии

бессознательное

Появление первой

психологической шко-

лы, новых подходов к

предмету и методам

психологии, концеп-

ции об адаптацион-

ной функции психи-

ки, развитие теории

рефлекса, естественно-

научного подхода к

изучению психики,

дальнейшее развитие

концепций бессозна-

тельного

Продолжение таблицы

Этап и

Время

Эксперимен-

тальная

психология,

середина

XIX - нача-

ло XX в.

Методоло-

гический

кризис и

разделение

психологии

на отдель-

ные школы,

10-30-е го-

ды XX в.

Дальнейшее

развитие

психоло-

гических

школ, 40-

60-е годы

XX в.

Предмет психоло-

гии, его содержание

Элементы психики,

отождествляемой

главным образом с

сознанием, их связи

и законы

Появление несколь-

ких предметов пси-

хологии. Вначале -

элементы психики

(структурализм),

функции психики,

≪поток сознания≫

(функционализм).

Затем - глубинные

структуры психики

(глубинная психо-

логия), поведение

(бихевиоризм),

структуры психики

(гештальтпсихоло-

гия), высшие психи-

ческие функции и

деятельность (со-

ветская психология)

Появление новых

направлений, для

которых предмет

психологии связы-

вается с внутренней

сущностью лично-

сти (гуманистиче-

ская, экзистенци-

альная психология),

познавательными

процессами, разви-

тием интеллекта и

этапов переработки

информации (гене-

тическая и когни-

тивная психология)

Методы исследо-

Вания психики

Эксперименталь-

ный метод, а также

интроспекция и

анализ результатов

творческой дея-

тельности как че-

ловека, так и на-

рода в целом,по-

явление первых

тестов

Появление новых

методов, важней-

шие из которых -

психоанализ и

проективные мето-

ды (глубинная

психология), экспе-

риментальное изу-

чение процесса

научения, формиро-

вание связи между

стимулом и реак-

цией (бихевиоризм),

экспериментальное

исследование по-

знавательных про-

цессов и потреб-

ностей (гештальт-

психология), инст-

рументальный ме-

тод (советская пси-

хология)

Появление опрос-

ников, новых экс-

периментальных

методов изучения

интеллекта, в том

числе и искусст-

венного интеллекта

Основные

Достижения

Появление экспери-

ментальной психо-

логии, первых тео-

рий ≪психологии на-

родов≫, новых дан-

ных о психических

процессах (прежде

всего памяти). По-

явление новых под-

ходов к психологии,

первых симптомов

методологического

кризиса

Появление первых

концепций лично-

сти, теории созна-

ния, в том числе и

измененного созна-

ния, теорий науче-

ния и развивающего

обучения, творче-

ского мышления.

Появление первых

экспериментальных

исследований лич-

ности, введение в ее

исследование куль-

туры и социального

окружения как но-

вых парадигм. Раз-

витие отраслей пси-

хологии

Дальнейшее разви-

тие теоретических

концепций в русле

основных проблем

психологии,разви-

тие и совершенство-

вание психотерапев-

тических технологий

Окончание таблицы

Этап и

Время

Современная

психология,

60-е годы -

конец XX в.

Предмет психоло-

гии, его содержание

Развитие предмета

психологии в рам-

ках отдельных пси-

хологических школ

Методы исследо-

Вания психики

Совершенствование

методов экспери-

ментального иссле-

дования психики,

появление разно-

образных диагно-

стических методик

Основные

Достижения

Появление тенден-

ции к объединению,

синтезу наиболее

значительных до-

стижений отдельных

школ

В Новое время психология, как и другие науки, избавлялась от

диктата богословия. Наука стремилась снова, как и в период ан-

тичности, стать объективной, рациональной, а не сакральной, т. е.

основанной на доказательствах, на разуме, а не на вере. Проблема

предмета психологии снова встала со всей актуальностью. В это

время еще было невозможно полностью отказаться от богословско-

го подхода к пониманию души. Поэтому психология меняет свой

предмет, становясь наукой о сознании, т.е. о содержании сознания и

путях его формирования. Это позволило отделить предмет психо-

логии от предмета богословия в исследованиях души и ее функций.

Однако этот переход привел к тому, что уже к XVIII в. факти-

ческим предметом психологии стали познавательные процессы, в

то время как поведение, а также эмоциональные процессы, лич-

ность и ее развитие не вошли в этот предмет. Такое ограничение

области исследования на первых порах имело и положительное

значение, так как давало психологии, как уже говорилось, возмож-

ность избавиться от сакральности, стать объективной, а позднее и

экспериментальной наукой. Это также позволяло ей выделиться в

самостоятельную науку, отделив свой предмет, свою область иссле-

дования от предмета философии. С другой стороны, такой подход

начинал препятствовать развитию психологии, поэтому уже к се-

редине XIX в. он был пересмотрен.

Благодаря развитию биологии, в том числе теории эволюции

Ч.Дарвина, работам Г.Спенсера и других исследователей, психо-

логия не только отошла от философии, идентифицировав себя с

естественными дисциплинами, но и расширила свой предмет, вы-

ведя его, как сказал И. М. Сеченов, ≪из поля сознания в поле пове-

дения≫. Таким образом, кроме познавательных процессов в пред-

мет психологии были включены поведение и эмоциональные про-

цессы. Важно, что стремление стать объективной наукой не при-

вело еще к появлению новых методов исследования психики, так

как до 80-х годов XIX в. ведущей остается интроспекция.

Важнейший этап в развитии психологии связан с появлением

экспериментальной лаборатории В.Вундта, сделавшего психоло-

гию не только самостоятельной, но и объективной, эксперимен-

тальной наукой. Однако ассоцианистический подход, на базе кото-

рого и выстраивал свою модель психологии В.Вундт, не мог уже

объяснить новые факты душевной жизни, не мог быть распростра-

нен на изучение структуры личности, эмоциональных переживаний,

творческой активности человека. Ограниченным было и приме-

нение тех экспериментов и тестов, которые существовали в психо-

логии в начале XX в.

Это заставило ученых искать новый предмет и новые методы

исследования психики. Первые школы, зародившиеся в то время

(структурализм, функционализм, Вюрцбургская школа), просуще-

ствовали недолго. Однако они показали, что среди психологов не

существует уже единого мнения о том, что и как должна изучать

психология. Так начался период исканий психологии, адекватной

новой ситуации и требованиям времени, который получил назва-

ние периода методологического кризиса (см. табл. 1).

Невозможность прийти к единой точке зрения привела к тому,

что уже в 10-30-х годах XX в. психология разделилась на не-

сколько направлений, в каждом из которых был свой предмет и

свой метод исследования того, что понималось данным психоло-

гическим направлением под психикой. Так, в психологии появля-

ются: глубинная психология, бихевиоризм, гештальтпсихология,

марксистская психология, а также такие школы, как французская

социологическая, или понимающая, психология (см. табл. 1).

Во второй половине XX в. возникают новые школы и направ-

ления - гуманистическая психология, генетическая (или эпистемо-

логическая) психология, а также когнитивная психология, которая

сформировалась уже в 60-е годы. Это последняя из появившихся в

XX в. психологическая школа (см. табл. 1). Таким образом, мож-

но сказать, что с середины XX в. психология вступила в совре-

менный нам этап своего развития, для которого характерно уже

не дробление на все новые школы, а тенденция к объединению.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.