Россия не готова к информационному обществу — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Россия не готова к информационному обществу

2017-11-27 171
Россия не готова к информационному обществу 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По оценкам большинства экспертов, информационные ресурсы нашей страны находятся на низком уровне развития, а потому Россия к информационному обществу еще не готова. Повысить уровень готовности России к информационному обществу должна Федеральная целевая программа «Электронная Россия», принятая правительством РФ на 2002-2010 годы. Но и эта программа пока не даёт декларированных в ней результатов.

Например, уровень информационной грамотности москвичей, не говоря уж о россиянах в целом, является значительно более низким, чем населения Европейского Союза и тем более США. При этом отставание закладывается уже на уровне системы образования, которая не дает необходимой подготовки для жизни и работы в информационном обществе, хотя традиционно её продолжают считать одной из лучших в мире. Россия уже начинает терять накопленные в предыдущие периоды истории преимущества в системе образования, и если эту тенденцию не преломить, то страна за ближайшие десять лет рискует потерять их полностью.

По-прежнему требуют внимания все те же старые проблемы, которые так и не удалось решить за последние годы, несмотря на различные федеральные и региональные программы. Среди них – низкий уровень информатизации музеев, библиотек, поликлиник и других государственных учреждений; отсутствие всеобщего доступа населения к информационно-коммуникационным услугам и социально значимой информации, отсутствие информационной открытости бизнеса, государственного и муниципального управления.

Один из важнейших показателей развития информационной инфраструктуры – телефонная плотность составляет в России 21 телефонный номер на 100 человек. При этом качество телефонных линий, по которым осуществляется коммутируемый доступ в сеть Интернет, в большинстве случаев не обеспечивает работу с приложениями электронного государственного управления. Это так называемая «проблема последней мили», без решения которой большинство граждан оказывается не в состоянии использовать услуги правительства, предоставляемые через сеть Интернет. Кроме того, снижает доступность этих услуг высокая стоимость для большинства граждан подключения к сети Интернет по скоростным выделенным линиям, которым пользуются многие коммерческие структуры.

В качестве другого примера можно привести состояние информационной сферы Москвы, информационно-коммуникационная инфраструктура которой считается лучшей в России и приближается по отдельным показателям к среднеевропейскому уровню:

· при относительно неплохой вооруженности школ компьютерами и телекоммуникациями менее 12% учителей-предметников используют в преподавании компьютерные технологии и менее 5% учителей используют Интернет на занятиях со своими учениками (в ЕС - 68% и 53%, соответственно);

· наблюдением пациентов с использованием сети Интернет, включая переписку по электронной почте, занимается незначительный процент врачей муниципальных учреждений (около 6%), в то время как в среднем по ЕС этот показатель составляет 26,5%, а для Дании - 75,8%;

· реально использует различные формы взаимодействия с органами власти на основе сетевых технологий менее 5% населения столицы, при этом дальше информирования об услуге и предложения для скачивания образцов форм реализация услуг электронного правительства для жителей в Москве практически не продвинулась;

· библиотеки столицы, в целом весьма неплохо оснащенные компьютерным оборудованием, обеспечили оцифровку для электронных каталогов менее 10% фондов (в большинстве стран ЕС этот показатель варьируется от 70% до 100%), а в доступе для читателей через сеть Интернет - 4,5%;

· лишь 3,7% от общего фонда музейных предметов Москвы имеют свое цифровое представление.

Российские граждане имеют невысокую мотивацию к использованию информационно-коммуникационных технологий. Население Москвы заметно более консервативно и намного реже предпочитает использовать информационно-коммуникационные технологии для осуществления взаимодействия с органами власти и совершения покупок, чем население ЕС, больше ориентируясь на традиционные каналы информирования и коммуникации.

В некоторых регионах постепенно накапливается определенный опыт по созданию информационного общества. К ним помимо Москвы можно отнести Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ, по отдельным направлениям другие крупные города, такие как Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Екатеринбург, Иркутск, Калининград и некоторые другие. В этих регионах уже можно отрабатывать типовые решения по созданию информационного общества и тиражировать их в другие регионы.

Пока же Россия по готовности к широкому внедрению информационно-коммуникационных технологий отстаёт не только от США и большинства государств Европы, но и многих стран Азии, Латинской Америки и даже Африки.

Под эгидой ООН в 2002 году было проведено исследование 169 стран-членов ООН, целью которого явилась оценка, на основании объективных данных, уровня развития технологий электронного государственного управления в этих странах. В отчете о результатах исследования приводится интегрированный индекс развития электронного государственного управления, который, по мнению исследователей, может быть полезным инструментом при разработке государственных политик, идентифицируя точку отсчета. Индекс развития электронного государственного управления учитывал наряду с развитием инфраструктуры и человеческого капитала присутствие учреждений и органов государственного управления в сети Интернет – количество и качество предлагаемых ими услуг и информации. Этот Индекс был опубликован в 2003 году в отчёте «Мониторинг и оценка электронного государственного управления». Для России значение этого Индекса составило 1,89. Таким образом, Россию отделяет от более развитых стран так называемое digital divide – цифровое неравенство.

Государства-лидеры по величине Индекса развития электронного государственного управления (по состоянию на 2001 год, чем выше значение индекса – тем выше уровень развития электронных технологий в государственном управлении):

Страна Значение индекса
США 3,11
Австралия 2,60
Новая Зеландия 2,59
Сингапур 2,58
Норвегия 2,55
Канада 2,52
Великобритания 2,52
Голландия 2,51
Дания 2,47
Германия 2,46
Россия 1,89

К сожалению, за прошедшие годы отставание России от развитых в информационной сфере стран не сократилось.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.