Научная гипотеза и ее роль в исследованиях — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Научная гипотеза и ее роль в исследованиях

2017-11-27 180
Научная гипотеза и ее роль в исследованиях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гипотеза — (греческое слово — основание, предположение), термин многозначен. Гипотезой называется: предположение о существовании явлений, о причинах их возникновения и характере развития; процесс мысли, заключающейся в определенных предположениях и его доказательство; теория, в которой идея обоснована только до уровня предположения значительной степени вероятности.

Научная гипотеза определяется как обоснованное и доказанное предположение либо о непосредственно не наблюдаемом факте, ли6o о закономерном порядке, объясняющем какую-либо совокупность явлений. Необходимость возникновения гипотез детерминирована прогрессом науки — открытием новых данных, которые не охватываются имеющимся объяснением фактов, относящихся к той же самой группе. С этого момента возникает потребность в новых способах объяснения, опирающегося вначале только на ограниченное количество фактов и наблюдений. Гипотеза — форма развития теории. Схема возникновения и становления гипотезы следующая:

Описание фактов
Анализ известных законов и теорий

 

 

Выдвижение догадки, связанной с интуицией

 

Формирование рабочей гипотезы и ее проверка

 

Не выполняется

 

выполняется

 

Отказ от данной гипотезы, выдвижение новой

 

Проверка гипотезы

 

Формулировка научной гипотезы

 

выполняется

 

Не выполняется

 

Новые теории, законы, закономерности

 

Описание фактов осуществляется средствами естественного языка, статистическими методами (таблицы, ряды динамики и пр.) или графически (графики, диаграммы и т.п.).

Специфическими признаками гипотезы являются: адекватность и обоснованность (должна объяснять как можно больший круг установленных ранее и вновь выявленных фактов и по возможности не противоречить установленным ранее положениям науки - противоречия должны быть конкретно и детально проанализированы и объяснены); принципиальная проверяемость (логическая, с помощью эксперимента, на основе практики); полнота, т.е. возможность приложения гипотезы не только к тем явлениям, с которыми была связана потребность в гипотезе, но и к другим — уже известным, но не объясненным в других областях исследования; простота; достоверность.

Гипотезы бывают:

а) описательные (предполагается существование какого-либо явления). Например: система управления должна содержать ….;

б) объяснительные (вскрывающие причины явления). Например: если заменить управляющего, то доходность фирмы увеличится;

в) описательно-объяснительные.

К гипотезе предъявляются определенные требования: она не должна включать в себя слишком много положений (как правило, одно основное, редко больше); в нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем; при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений; требуется безупречное стилистическое оформле­ние, логическая простота, соблюдение преемственности.

Гипотеза является формой предположения или допущения, в которой содержащееся знание носит вероятностный характер, но пригодный для рас­суждения о непонятном, неясном, ставшем пред­метом исследования.

Основные процедуры построения гипотез: выдвижение гипотез; формулировка (разработка) гипотез; проверка гипотез.

Выдвижение гипотез. Выдвижение гипотез есть основной вид научно­го творчества, связанный с объективной потреб­ностью в новом знании, которое выступает средст­вом поиска нового способа объяснения еще не известных фактов, имеющихся в конкретных усло­виях и с определенной вероятностью влияющих на изучаемые явления.

В исследовательском проекте выдвижение гипотез является промежуточным зве­ном между теоретической частью программы и последующими эмпирическими познавательными действиями, направленными на достижение истин­ного результата, на практическое разрешение проблемы и обогащение научно-технического знания.

Источником гипотез выступают новые факты, в которых предметная область включается в научно-практическое исследование: когда для объяснения новых фактов недоста­точно имеющихся теоретических знаний; когда для объяснения новых фактов непри­годны общие имеющиеся знания. В случае, когда нет достаточного материала, чтобы выдвинуть гипотезу, проводят разведыватель­ные исследования.

Цель выдвижения гипотез: сузить массу возможных предложений и до­гадок при решении поставленной проблемы; обеспечить ориентацию движения исследова­тельского поиска к желаемому результату.

Требования к выдвижению гипотезы: выдвигаемая гипотеза должна быть доста­точно теоретически надежна: преемственной с предшествующим знанием; не противоречить фактам науки; оспариваться могут положения и выводы; выдвигаемая гипотеза должна быть одноз­начно логически согласована с проблемой и целью; выдвигаемая гипотеза должна заключать понятия, получившие предварительное уточнение и интерпретацию; выдвигаемая гипотеза должна быть приложима к данным, заключенным в предварительном описании предмета исследования, и заключать возможность эмпирической проверки (верификации) с помощью предметно-методических средств познания, которая обеспечивает пе­реход от нее к теории и закону.

Отвечающие данным требованием гипотезы назы­ваются рабочими (работающими в данном исследова­нии); это предварительное (предположительное) объ­яснение явления, достаточное для дальнейшего эмпирического изучения проблемы исследования.

Формулировка гипотез. Объяснительная функция гипотезы обуслав­ливает ее формулировку в виде утверждающих и обобщающих суждений. В силу того, что проблема заключает в себе поиск желаемого результата (цель), а гипотеза выступает как предварительный проект решения проблемы, то проблема – цель - гипотеза до­лжны иметь общие понятия и высказывания о ситуации, подлежащей объяснению.

В процессе формулировки гипотетических утверждений и обобщений, необходимо соотносить их с отобранными индикаторами, чтобы собранные в последующем данные обеспечи­вали эмпирическую проверку гипотез.

Выдвинутые, сформулированные, отобранные и сгруппированные гипотезы включают проблемные вопросы для дальнейшей исследовательской рабо­ты, связанной с превращением вероятности в раз­решении проблемной ситуации в уверенность или опровержение.

Проверка гипотез. Доказательство достоверности гипотез становится главной задачей последующего эмпирического ис­следования, так как цель любого научно-исследо­вательского поиска составляет не их формулиров­ка, а получение новых научно-практических знаний, которые обогащают науку знанием принципиально новых фактов и вырабатывают пути и средства целенаправленного воздействия на про­блемную ситуацию, и ее разрешения.

Подтвердившиеся гипотезы становятся теорией и законом и используются для внедрения в прак­тику. Не подтвердившиеся либо отбрасываются, либо становятся основой для выдвижения новых гипотез и новых направлений в исследовании про­блемной ситуации.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.