Урок, как основная форма организации учебного процесса в школе. Виды и типы уроков — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Урок, как основная форма организации учебного процесса в школе. Виды и типы уроков

2017-11-27 424
Урок, как основная форма организации учебного процесса в школе. Виды и типы уроков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Урок – это коллективная форма обучения, в рамках которой происходит совместная деят-сть между педагогом и учащимися, регламентируемая временем, объемом учебного материала, тематикой, учебными задачами.

Иные особенности: постоянный состав учащихся; приблизительно одинаковый возраст; руководство над деятельностью учащихся с учетом особенностей каждого из них; посещение урока обязательно; используются различные методы; на уроке организуются массовые, индивидуальные, групповые формы организации работы; урок обладает воспитательным и образовательным характером; урок формирует познавательные формы (интерес, активность, самостоятельность).

Функции 1. Образовательная 2. Воспитательная 3. Психологическая.

Важно, чтобы на каждом уроке была определенная цель, задача. Задачи: каждый урок должен включать как дидактические (усвоение основного понятия, материала; научиться применять знания на практике), так и воспитательные (умение работать в коллективе; поддерживать дисциплину; развивать нравственные качества), развивающие (развитие умственной деятельности; выполнение домашних заданий) цели, задачи. Все эти задачи должны быть взаимосвязаны. Структура урока изменчива, гибка, подвижна в зависимости от задач и целей содержания. Все части структуры взаимосвязаны и дополняют друг друга и должны представлять единое целое.

Структура урока: объяснить; опросить; закрепить; дать домашнее задание; позже стала добавляться творческая деятельность.

Типы: выделяются от того, какие взяты признаки за основу. Всего типов насчитывают от 4 до 18.

1. Если в основе лежат методы обучения, то по типу урок будет лекция, экскурсия.

2. По характеру познавательной деятельности: урок первичного восприятия материала; урок образования понятия; контрольный урок.

3. На основе цели организации знания Махмутов выделяет 5 типов: 1) изучение нового материала (форма работы: лекция, самостоятельная работа с учебником 2) урок формирования ЗУН, совершенствование ЗУН, урок закрепления изученного материала, урок повторения. Они проводятся во всех классах после изучения отдельных тем или разделов. Задача урока - повторение, закрепление, систематизация, применение знаний на практике. Виды уроков этого типа: урок самостоятельных работ, урок лабораторных работ, урок-экскурсия, урок семинар. Структура урока может быть: либо одно повторение (например: перед контрольной), или повторение, применение знаний на практике, закрепление, совершенствование знаний. 3)Уроки обобщения и систематизации. Они обычно проводятся в конце учебного года, когда пройден весь материал, или изучен за четверть, полгода или год. Виды уроков: их специфика то, что урок заранее обозначает вопросы, источники, могут быть обзорные лекции, проводимые консультации. В старших классах это могут быть проблемная дискуссия, урок-семинар (там глубже рассматривается проблема вопроса), урок конференции. 4)Комбинированый урок. Наиболее распрастраненный. Решает все вышеперечисленные задачи урока. Структура: проверка домашнего задания и опрос учащихся, новый материал, первичная проверка усвоенного материала, закрепление на упражнениях, проверка и оценка знаний. 5)Урок контроля, коррекции ЗУН (работа над ошибками). Обычно проводится после изучения крупных тем или разделов, чтобы узнать уровень усвоения изученного материала. Виды уроков: устный опрос (может быть индивидуальный, групповой, фронтальный), письменный опрос, диктанты, изложенения, решения задач, зачет, лабораторная работа, контрольные, экзамен (это высшая форма). После проводится специальный урок по анализу и выявления типичных ошибок, недостатков, делаются выводы. Эти все типы редко встречаются в чистом виде.

4. По характеру деятельности учителя и учащихся: урок-лекция; урок-беседа; киноурок; комбинированный урок и.т.д

Требования: реализация всех дидактических принципов и правил, обеспечение необходимых условий для продуктивной деятельности учащихся, связь с ранее изученным, мотивация и активизация параллельно всех сфер личости, эффективное использование педагогических средств, формирование практических ЗУНов, формирование потребностити учиться, тщательное планирование каждого урока.

27.Основные требования к современному уроку. Планирование и подготовка к уроку

Требования к уроку

Современный урок - четко организованная форма воспитательно-образовательной работы, включающая разнообразные занятия под руководством педагога с целью сознательного, активного, прочного усвоения учебного материала, развития творческого мышления.

Современные требования: 1. Повышение научно-технического уровня урока, т.е. усовершенствование. Использование современных научно- технических средств обучения (это вызывает интерес). Например: компьютерное обучение, демонстрация оборудования. 2. Развитие познавательной активности учащихся в ходе урока. Способы: игра; упражнения; беседа; творческие задания. 3. Поэлементное усвоение знаний (т.к. материал очень большой, его необходимо разбить на блоки, которые будет взаимосвязаны, в логической последовательности). 4. Поисковый путь усвоения знаний (использование на уроке элементов исследования, поиска, нахождения ответа). 5. Активизация процесса закрепления знаний (т.е. развитие самостоятельности школьников). Приемы: опрос темы, заданной на самостоятельное обучение; рефераты, доклады; выступления; сравнение. 6. Многообразие видов деятельности на уроке (частая смена деятельности, активности школьников на уроке). 7. Целевая установка урока и его общая организационная четкость; разнообразие способов организационного построения и проведения уроков; рациональное использование учебно-наглядных пособий и технических средств. 8. Соблюдение принципов обучения: четкая постановка задач и их последовательное решение; оптимальный отбор содержания, выбор форм учебной работы, методов, приемов и средств, направленных на развитие познавательной активности и самостоятельности приобретение знаний под руководством учителя.

Каждый урок - это законченный отрезок учебной работы. Подготовка учителя к уроку складывается из двух органически связанных между собой этапов: планирование системы уроков по теме и конкретизация этого планирования применительно к каждому уроку, продумывание и составление планов отделельных уроков.

Тематическое планирование предназначено для определения оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функций. Успех тематического планирования зависит главным образом от того, насколько четко учитель представляет себе, что должны учащиеся усвоить, с чем познакомится. Поэтому тематическое планирование начинается с тщательного: изучения учителем учебной программы по предмету, образовательных стандартов, выделения основных воспитательных целей и целей развития учащихся в рамках изучения предмета в целом и в ракурсе решения дидактических задач по данной теме. Поскольку результаты воспитания и развития учащихся проявляются не сразу после проведения того или иного урока, планировать эти задачи надо на более длительный период, т.е. по курсу в целом (что определено программой), и по целой теме или разделу. Пример: 1. Название темы 2.Формирование новых понятий и способов действий 3.Применение (формирование умений и навыков) 4.Домашнее задание.

В основу приведенной схемы тематического планирования М.И. Махмутов положил дидактическую структуру урока, компоненты которой содержат элементы знаний (понятия) и способов действий, типы самостоятельных работ, т.е. содержание и способы обучения. Приступая к планированию системы уроков по очередной теме, учитель должен ясно представлять, какими опорными ЗУН уже овладели учащиеся, какие виды преемственных связей (внутрипредметные, межпредметные) могут и должны на их основе актуализироваться. В программе перечисляются основные понятия и закономерности, которые вводятся по данной теме (или изучаются неизвестные признаки ранее введенных понятий), важнейшие сведения об изучаемых явлениях, процессах, событиях и т.д.; характеризуюся типы задач, которые учащиеся должны научится решать, а также предлагаемые приращения в знаниях, умениях и навыках учащхся, которые должны произойти в результате изучения темы. Одновременно учитель планирует формирование у учащихся умений учебно-исследовательной деятельности, намечает основные задачи воспитания ответственного отношения учащихся к изучаемому содержанию темы, к тем видам деятельности, который предстоит школьникам выполнять в ходе изучения данной темы.

Планирование урока (поурочное планирование.) Непосредственная подготовка учителя к уроку - это планирование урока, конкретизация тематического планирования применительно к каждому отдельно взятому уроку, продумывание и составление плана и конспекта урока после того, как определены основное содержание и направленность урока.

План урока В нем отражается тема урока и класс, в котором он проводится, цель урока с конкретизацией его дидактических задач, краткое содержание материала, изучаемого на уроке, определяется форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методы, средства обучения, система заданий и задач.

Подготовка к уроку 1. Отбор фактического материала, выяснение новых достижений науки по проблеме; подбор методических приемов, отбор пособий 2. Выделение глав, основные идеи, основные проблемы, отбор основных методов (в зависимости от класса, темы и т.д.). 3. Анализ результатов занятий. 4. Окончательное определение типа и структуры урока. 5. Подбор материалов и методов к отдельным частям урока. 6. Определение содержания работы с отдельными учащимися (индивидуальные задания, кого спросить и т.д.). 7. Подготовка раздаточного материала и пособий к уроку.8. Составление плана урока.

Составляется план на основе тематического плана, содержания программы, а также уровня подготовки учеников.

В планировании урока и разработке технологии его проведения выделяются две взаимосвязанные части: 1) обдумывание цели урока, каждого его шага; 2) запись в специальной тетради в той или иной форме плана урока.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.