Психолого-педагогические основы проблемного обучения — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Психолого-педагогические основы проблемного обучения

2017-11-27 1111
Психолого-педагогические основы проблемного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблемное обучение – такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников. Если знания просто заучены, то они пригодны лишь для воспроизведения, но не для практического руководства к действию. Постановка учащегося в проблемную ситуацию - это и есть создание для него интеллектуальной трудности, справиться с которой он может только с помощью мышления. Основание для внедрения: жизнь состоит из проблем и неординарных решений. Проблемное бучение позволяет формировать навык выделения гипотез, видение альтернатив, сопостовление и анализ полученных результатов, проблемное обучение направлено на развитие творческого опыта. Проблемное обучение – совокупность всех приемов и методов, направленных на решение проблемных задач.

Функции проблмного обучения: 1. Усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности; 2. Развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учящихся; 3. Формирование диалектико-материалистического мышления школьников; 4. Воспитание навыков применения знаний.

Основные педагогические понятия. Проблемная задача - это дидактическое понятие, обозначающее учебную проблему с четкими условиями, задаваемыми преподавателем. Содержание учебной проблемы - проблема задачи выступает противоречие между известным знанием и неизвестным. Поиск неизвестного - это система познавательных, мыслительных действий, логически подводящая к обнаружению скрытых в условии задачи связей и отношений. Проблемный вопрос - это входящий в состав проблемной задачи или отдельно взятый учебный вопрос, требующий ответа на него посредством мышления. Вопросы, стимулирующие мышление, начинаются с таких вопросительных слов, как «почему», «отчего», «как это объяснить», «как доказать» и т. п. Проблемное задание - это учебное задание, составленное преподавателем, методистом, автором учебного пособия в форме проблемной задачи или проблемного вопроса в целях постановки обучаемых в проблемную ситуацию. Проблемность как принцип обучения - это дидактический принцип, который только начинает утверждаться в практичекой методике обучения. Суть: при организации процесса обучения содержание учебного материала не преподносится обучаемым в готовом для запоминания виде, а дается в составе проблемной задачи как неизвестное искомое. Оно может становиться известным и усваиваться обучаемыми только в результате их собственной поисковой мыслительной деятельности по решению проблемной задачи.

Проблемное преподавание – деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложение учебного материала с его объяснением и управление деятельностью учеников, направленной на усвоение новых знаний как традиционным путем, так и путем с самотоятельной постановки учебных проблем и их решения.

Проблемное учение -это учебно-познавательная деятельность учеников по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решения посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения. Проблема - это препятствие, которое требует устранение. Проблемная ситуация -это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия.

Условия создания проблемной ситуации: - Преподаватель дает обучаемым практическое или теоретическое задание, выполняя которое, они должны получить новые знания или способы действий, которые надлежит усвоить по данной теме; - Предлагаемое учащимся проблемное задание должно соответствовть их интеллектуальным возможностям: быть достаточно трудным, но разрешимым; - При предъявлении проблемного задания преподаватель должен учитывать реальный уровень знаний обучаемых; - В качестве проблемного заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания, которые должны ставить учащихся в проблемные ситуации; - Проблемная ситуация по одному и тому же вопросу, подлежащему усвоению, может создаваться разными типами заданий; - Если учащиеся, попав в проблемную ситуацию, оказались не в состоянии из нее выйти, то преподаватель должен сформулировать возникшую проблемную ситуацию и тем самым как бы зафиксировать ее, указать причины невыполнения задания и приступить к объяснению учебного материала, необходимого для его решения.

Методы проблемного обучения: 1) М етод проблемного изложения. Суть: показать образец решения проблемы. Важно не дать ответ в конечном виде, а показать путь поиска доказательств, возможных ошибок, но только не декларировать, а аргументированно корректно доказывать. Т.о это метод обучения способом поиска новых знаний. Педагог сам ставит проблему, сам ее решает, но раскрывает логику решения. Здесь главное - научить мыслить, решать проблему. Ученик следит за логикой доказательства, контролирует ее убедительность. 2) эвристический (частично-поисковый)- проблема делится на подзадачи, решая каждую в отдельности учащиеся продвигаются к общей цели. Это постепенное приближение к самостоятельному решению проблем. Здесь учащиеся учатся выполнять отдельные шаги решения: а) поэтапно видеть проблему, сформировать ее. б) расчленение сложной проблемы на отдельные задачи или подпроблемы, которые учащиеся решают самостоятельно в микрогруппах, и затем выводят общее решение.3) исследовательский- наиболее сложный метод, так как основан на самостоятельной поисковой творческой деятельности учащихся. Учитель консультирует и направляет учащихся. Он организует совокупность заданий, которые обеспечивают творческое получение знаний и умений учащихся. Задания должны быть не по теме изучаемого материала, а творческим. Деятельность учащихся полностью самостоятельна. В основе проблемного обучения лежат: а) проблемные вопросы, б) проблемные ситуации.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.