Репродуктивные методы. Их дидактическое значение и особенности применения их в преподавании психологии — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Репродуктивные методы. Их дидактическое значение и особенности применения их в преподавании психологии

2017-11-27 677
Репродуктивные методы. Их дидактическое значение и особенности применения их в преподавании психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Метод обучения - э то упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения (Подласый). Метод обучения предполагает взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого учитель организует деятельность ученика над объектом изучения и в результате этой деятельности реализуется процесс усвоения учеником содержания образования.

Лернер и Скаткин делят методы обучения в зависимости от уровня их включенности в продуктивную, творческую деятельность на 2 группы: 1-репродуктивные, 2-прдуктивные методы.

Репродуктивные методы включают в себя объяснительно- иллюстративные методы обучения и собственно репродуктивные.

1.Объяснительно–иллюстративный метод. Основная цель этой гуппы методов-организация усвоения информации учащимися. Сущность выраж-ся в признаках: 1-Учитель дает знания в готовом виде, 2-Учитель организует разные способы восприятия этих знаний. 3.-школьник осуществляет восприятие и осмысливает знания, фиксирует их в своей памяти. Учитель предъявляет информацию с помощью: устных слов (беседа, рассказ, лекция, обьяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (карты, схема, кино, др изобразительные средства), практического показа способов деятельности (решение задач, доказательство теорем, способы составления плана). В результате использования этих методов учащиеся выполняют действия, необходимые для первого уровня усвоения з наний, т.е. они: слушают, смотрят, манипулируют предметами и знаниями, ощущают, читают, наблюдают,приобретают новую информацию, соотносят ее с ранее усвоенной, запоминает.

В педагогической литературе выделяют три уровня усвоения знаний: первый уровень осознанного восприятия и запоминания, который внешне проявляется в точном или близком воспроизведении. Второй уровень применения знаний по образцу или сходной ситуации. Третий уровень творческого применения знаний, т.е. в новой, ранее ученику не знакомой ситуации.

Объяснительно–иллюстративный метод - один из наиболее экономических способов передачи. Метод беседы. Под беседой мы понимаем вопросно-ответный (диалогический) метод изложения знаний. Беседа может быть построена тремя путями: 1-индуктивный - от частного к общему, 2-дедуктивный - от общего к частному, 3-эвристический - путем открытия. Учитель излогает новый материал методом беседы, то вопросы, которые она может задать им, должны обладать логическою последовательностью, не должны содержать ошибок, должны быть четкими не громоздкими, количество должно быть 5-6. А если учитель ведет беседу для закрепления материала, то вопросы могут задаваться не обязательно в логической последовательности, и могут содержать специально допущенные ошибки (даты, имя и пр.). Ответы должны быть полными, доказательными. Если беседа по излоганию новых знаний, то ученики отвечают только по желанию, сидя или стоя. Метод школьной лекции .Требования: четкая постановка цели, содержание лекции должно решать поставленные цели и задачи, должны быть эмоции, повторять в лекции основные выводы, понятия, положения 2-3раза, лекции можно проверять, лекции можно разнообразить схемами и тд. План лекции: 1 -вводная часть, 2-изложение нового материала, 3-заключение. Метод объяснения -это трактовка определенных понятий, категорий, правил, законов, устрйств, приборов и пр. Этот метод присут всегда при изложении нового материала, но его одного не достаточно. Метод рассказ - это монологическое изложение нового материала, авторский текст учителя. Рассказ является подготовительным этапом к лекции. Требования такие же что и к лекции, может предполагать частичную запись.

2 Собственно репродуктивный метод: Воспроизведение и повторение способа деятельности по заданию учителя является главным признаком репродуктивного метода. Определенную роль при осуществлении этого метода может играть алгоритмизация, т.е. учителем предъявляется алгоритм, в результате выполнения которого ученик учится распознавать объект, выясняет его наличие и одновременно осуществляет определенный порядок действий. Т.о. характеристики: 1)знания предъявляются в готовом виде; 2)ученик не только сообщает знание но и объясняет их; 3)ученик сознательно усваивает знания, понимает их и запоминает.; 4)прочность усвоения знаний из-за многократного повторения. Учитель составляет и предъявляет задания на воспроизведение знаний и способов умственной и практической деятельности. Руководство и контроль за выполнением: как воспроизводят знания и способы действий по образцу (из учебника или учителя).

Сюда относят: *метод програмированого обучения - предполагает обучать шаг за шагом, не допуская разрывов в логике предъявления учебного материала. Существует машиное и безмашиное програмирование обучения. Безмашиное: контурные карты, прописи, дневники наблюдения (положительный результат достигается тем, что нет переписывания, нет потери времени), карточки для учащихся, специальные пособия и учебники. Машиное: с применением компьютера: *Методы семинарских занятий и лабораторных работ).

Цель семинарских занятий - способствовать углубленному усвоению учащимися наиболее сложных вопросов, побудить их к коллективному творческому обсуждению. К семинарским занятиям дается план, список литературы, разные указания. Семинарские занятия должны соответствовать возрасту, уровню развития учащихся, характеру изучаемого материала. Они дают возможность проявить свои способности, знание каждому ученику.

Общие черты семинарских занятий и лабораторных работ: заранее вопросы, список литературы, консультации, в конце учитель подводит итог и ставит оценку только выступающим (в отличие от лабораторных работ по точным наукам, где оценка ставится всем). Отличия: 1) лабораторную работу проводят по теме конкретного урока, семинарское занятие - итоговый урок темы, вопросы к лабораторной работе даются не более чем за неделю, а к семинарскому занятию за несколько недель. 2) на семинарском занятии задается вопрос и отвечает тот, кто знает, на лабораторной - учащиеся разбиваются на группы (по своему желанию, желанию учителя), каждой группе даютя вопросы, 10мин на обсуждение, выступает один из группы, другая группа задает вопросы, дополнения, опровержения, спорят. Группы выступают по очереди. 3)рефераты и доклады только на семинарских занятиях. Плюсы этих методов - экономность, они обеспечивают возможность передачи большего обьема знаний, умений за минимальное время и небольшие затраты усилий. Прочность знаний из-за многократного повторения. Репродуктивный метод должен сочетаться с другими.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.