Тема 1Философия, ее предмет и место в системе гуманитарного знания — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тема 1Философия, ее предмет и место в системе гуманитарного знания

2017-11-27 389
Тема 1Философия, ее предмет и место в системе гуманитарного знания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель и основные задачи изучения философии. Предмет и объект философского знания. Философия и мифология. Философия и религия. Философия и искусство. Философия и наука Этимология термина «философия».Философия как любовь к мудрости. Особенности фундаментального философского вопрошания. Характер предельных вопросов.

Тема 2 Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии. Возникновение философии. Периодизация философии. Культурно-исторические типы философии. Отличие истории философии от истории других наук. Античная философия. Средневековая философия. Философия нового времени. Возможности классификации философского знания.

Тема 3 Онтология. Проблема бытия в истории философии. Бытие и Сущее Бытия и нечто. Материальное и идеальное в свете проблем бытия. Монистические и плюралистические концепции бытия. Единое и многое. Концепции единого в греческой натурфилософии. Концепции Единого в учениях Платона и Аристотеля. Учение об идеях Платона и учение о перводвигателе Аристотеля. Единое ум и Душа в учениях неоплатоников. Духовное как единое во многом. Материальное как многое в едином. Четыре ступени пневмы и стоиков. Человеческий дух как частный случай мирового духа. Духовное как качественное оформление сущего. Нус и пневма в античной философии. Рационализация духа в европейской философии нового времени. Философия духа Г.В.Ф. Гегеля. Представление о материи в античной философии. Представление о материи в философии нового времени. Тело как материя в действительности. Тело как индивидуальный носитель духа. Тело как плоть и тело как храм духа. Учение о бытии вещей в схоластике. Проблема универсалий. Полемика номиналистов и реалистов. Позиция А Великого и Ф Аквинского. Проблема бытия в философии нового времени. ГВ.Ф Лейбниц и его учение о монадах. Бытие и мышление в немецкой классической философии. Субъективный трансцендентализм И Канта. Бытие в наукоучениии И.Г Фихте. Бытие в трансцендентальной философии Шеллинга. Бытие Абсолютной Идеи и Абсолютного Духа Г.ВФ Гегеля. Бытие в экзистенциальной философии М Хайдеггера и К Ясперса.

Тема 4 Гносеология Проблема познаваемости мира в истории философии. Аргументы в пользу познаваемости и непознаваемости мира в Античной Философии. Знание и мнение в досократической философии. Знание как добродетель в философии Сократа. Различие между знанием и мнением в диалоге Платона «Теэтет». Знание в «Метафизике» и «Логике» Аристотеля. Сходства и различия гносеологических концепций стоиков, скептиков и эпикурейцев. Скептицизм Секста-Эмпирика и его аргументы в пользу непознаваемости мира. Знание в метафизических системах Плотина и Прокла. Знание о Боге в системах Августина и Фомы Аквината. Теория истины Ф Аквината. Теория познания в новое Время. Субъективное и объективное знание. Критика Ф Бэконом и Р РДекартом схоластических концепций познания. Картезианский метод и его особенности. Эмпиризм и рационализм в познании. Теория познания Дж Локка. Критика платонического учения об идеях в «Опыте о человеческом разумении» Разум как «чистая доска» у Дж Локка. Гносеология И Канта. Особенности человеческого знания по мысли И Канта. Синтетические и аналитические суждения у И Канта. Априорные и апостериорные знания. Явление и вещь в себе. Знание мнение и вера в гносеологии И Канта. Соотношение чувственного и интеллектуального познания у И Канта. Нормативный и критический характер познания в философии Нового времени.

Тема 5 Социальная философия. Социальная философия как философия общественного бытия человека. Человек как социальное животное. Особенности социальной философии в античной традиции. Общественное бытие человека как религиозно-историческое бытие в средневековой социальной философии. Три стадии общественного бытия человека в философии нового времени. Естественно-правовое, экономическое и культурно-историческое бытие человека в социальной философии. Социальная философия Г.В.Ф. Гегеля. Социальная философия К. Маркса. Общество как совокупность способов взаимодействия и форм объединения людей, в которой сохраняется возможность свободного волеизъявления. Способы социального взаимодействия людей и основные разделы социальной философии. Общественное развитие и его особенности. Общество как организм. Законы природы и законы общества. Действия человека как факт социальной действительности.

Тема 6Философская антропология. Человек как объект философского знания. Проблема человека в Античной философии. Софисты и Сократ Антропоцентризм Сократа. Особенности понимания человека у Платона и Аристотеля. Человек в понимании мыслителей эпохи раннего эллинизма. Представления о человеке в патристической философии. Исповедь блаженного Августина как опыт интроспекции. Различные концепции взаимодействия тела, духа и души. Личность и индивидуальность. Немецкая классическая философская антропология. Физическая и прагматическая антропология И Канта. Антропология М Шелера. «Три круга» представлений о человеке» Становление антропологического знания в истории философии. Человеческая природа как объект изучения: сложность задач философской антропологии. В чем слабость попыток опреде­лить человека через ведущее свойство и функцию? Сомнение в определимости человеческой при­роды (экзистенциальная философия). Ценность и действительность у Ж.П. Сартра. Техника и культура как средства исторического самосозидания человека (X. Ортега-и-Гассет).Косвенные пути постижения специфики человека через соотнесения с другими онтическими сферами. Человек и животное: проблема поиска качественной границы. "Происхождение видов и половой отбор" Ч. Дарвина - количественно-эволюционная модель соотнесения. Критика В. Со­ловьевым дарвиновской концепции. Способность критически оценивать свою телесность - отли­чительная черта человека. Специфика "положения человека в космосе" по М. Шелеру (опредмечи­вающее познание, самосознание). Философское понимание духа (акт идеации и его основания). Человек как свободное и ответственное существо.Соотнесение человека с высшей реальностью. Проблема превосхождения человеческой при­роды в религиозной и атеистической трактовках (христианская концепция "феозиса" (обожения), буддийские представления о нирване, учение о сверхчеловеке Ф. Ницше). Устойчивая структура учений о самопреодолении человека: выявление человеческой природы, ее негативная оценка, ука­зание на пути превосхождения природного в человеке. Суть человека в его переходности.

Тема 7Философия образования. Философские предпосылки идеи образования. Г.В.Ф. Гегель о необходимости индивидуальности человека в единство с его духовной всеобщностью как цели и смысле образования. Образованность как господство в человеке всеобщего духовного начала. Образование как единство образа, образца и прообраза в стремлении ко всеобщему. Пути приближения ко Всеобщему- Интеллектуальное (теоретическое) и моральное (практическое) образование. Образование и воспитание. Взаимодействие образования и воспитания в культуре как противопоставление, соподчинение и тождество. Противоречие между знанием и добродетелью как основание критики образовательных теорий. Образование как часть воспитательного процесса в философии немецкого просвещения. Сакральный смысл тождества образования и воспитания. С.И. Гессен о воспитании. Современные парадигмы образования и воспитания.

 

5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине.

 

Грядовой, Д. И. Философия: Структурированный учебник (для вузов): учебник / Д. И. Грядовой. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 385 с. - ISBN 5-238-00371-4: URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118575

История философии: учебное пособие / А.В. Перцев {и др.]. - Екатеринбург: Урал. ун - т, 2014. - 325 с. - ISBN 978-5-7996-1177-4: URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=275719 URL http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=143089

Каплун, В. Л. Зачем философия: введение в философию для студентов, специализирующихся по социальным и гуманитарным наукам.: учебное пособие / В. Л. Каплун. - СПб: Алетейя, 2013. - 200 с. - ISBN978-5-91419-824-1.URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=138936

 

 

 


 

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы представлен в таблице пункта 1 рабочей программы.

Формирование компетенции «Способностью использовать основы философских знаний в формировании мировоззренческой позиции»(ОК-1) осуществляется в течение двух этапов освоения основной образовательной программы

Формирование компетенции «Способностью понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики»(ОПК-8) осуществляется в течение трех этапов освоения основной образовательной программы.

 

6.2. Описание показателей, критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания

Дескриптор компетенций Показатели оценивания Критерии оценивания
Знания(ОК-1) ü основные теоретические парадигмы в области философского знания, современной философской картины мира;   Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент в целом за семестр набрал от 41до 60 баллов (при условии, что на экзамене набрано не менее 10 баллов и не более 30 баллов). Оценка «хорошо» выставляется, если студент в целом за семестр набрал от 61 до 80 баллов (при условии, что на экзамене набрано не менее 10 баллов и не более 30 баллов). Оценка «отлично» выставляется, если студент в целом за семестр набрал от 81 до 100 баллов (при условии, что на экзамене набрано не менее 10 баллов и не более 30 баллов).    
Умения(ОК-1) анализировать мировоззренческие проблемы на основе категориального аппарата философского знания и применять эти знания в научных исследованиях и профессиональной деятельности;
Навыки и опыт деятельности(ОК-1)     . культурой мышления, использования философских знаний как методологии творческой и научной работы по профилю направления подготовки.
Знания(ОПК-8) законы развития современной социальной и культурной среды, необходимые в процессе коммуникации в обществе, в профессиональной деятельности. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент в целом за семестр набрал от 41до 60 баллов (при условии, что на экзамене набрано не менее 10 баллов и не более 30 баллов). Оценка «хорошо» выставляется, если студент в целом за семестр набрал от 61 до 80 баллов (при условии, что на экзамене набрано не менее 10 баллов и не более 30 баллов). Оценка «отлично» выставляется, если студент в целом за семестр набрал от 81 до 100 баллов (при условии, что на экзамене набрано не менее 10 баллов и не более 30 баллов).  
Умения(ОПК-8)     применять знания моральных норм и основ нравственного поведения в практике коммуникации (в том числе межкультурной); Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент в целом за семестр набрал от 41до 60 баллов (при условии, что на экзамене набрано не менее 10 баллов и не более 30 баллов). Оценка «хорошо» выставляется, если студент в целом за семестр набрал от 61 до 80 баллов (при условии, что на экзамене набрано не менее 10 баллов и не более 30 баллов). Оценка «отлично» выставляется, если студент в целом за семестр набрал от 81 до 100 баллов (при условии, что на экзамене набрано не менее 10 баллов и не более 30 баллов).  
Навыки и опыт деятельности(ОПК-8)   навыками использовать знания в области системы моральной регуляции в профессиональной деятельности, практике коммуникации; терминологией и методологией философского знания в области изучения социальных и культурных потребностей и навыками использовать их в своей профессиональной деятельности.   Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент в целом за семестр набрал от 41до 60 баллов (при условии, что на экзамене набрано не менее 10 баллов и не более 30 баллов). Оценка «хорошо» выставляется, если студент в целом за семестр набрал от 61 до 80 баллов (при условии, что на экзамене набрано не менее 10 баллов и не более 30 баллов). Оценка «отлично» выставляется, если студент в целом за семестр набрал от 81 до 100 баллов (при условии, что на экзамене набрано не менее 10 баллов и не более 30 баллов).  

 

 

Критерии оценивания компетенций формируются на основе балльно-рейтинговой системы с помощью всего комплекса методических материалов, определяющих процедуры оценивания знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих данный этап формирования компетенций.

Баллы, набранные студентом в течение семестра Баллы за промежуточную аттестацию (экзамен) Общая сумма баллов за модуль в семестр Отметка
41-60 10--30 41-60 Удовлетворительно
61-80 10-30 61-80 Хорошо
81-100 10-30 81-100 Отлично

 

Оценка «отлично» ставится, если студент освоил программный материал всех разделов, последователен в изложении программного материала, достаточно последовательно и логически стройно его излагает, умеет увязывать теорию с практикой, успешно прошел текущий контроль успеваемости по дисциплине, продемонстрировал индивидуальные знания, умениями и навыки практической работы.

Оценка «хорошо» ставится, если студент освоил программный материал всех разделов, последователен в изложении программного материала, но не достаточно последовательно и логически стройно его излагает, не может ясно связать теорию с практикой.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, непоследователен в его изложении, не прошел текущий контроль успеваемости, не в полной мере владеет необходимыми знаниями, умениями и навыками при выполнении практических заданий, то есть студент не может продолжить обучение без дополнительной подготовки по соответствующей дисциплине.

6.3. Типовые контрольные задания и иные материалы, характеризующие этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

 

Типовые тестовые задания:

 

1.Подберите синоним к понятию «любомудрие а)теософия б)антропософия в)философия г)историософия д)правильного ответа нет

2. Первым понятие «философ» в отношении мудреца использовал а)Платон б)Пифагор в)Гераклит г)Фалес д)Сенека

3.Философия принимает в культуре форму а)знания б)откровения в)интуиции г)понимания д)всего перечисленного

4.Отличается ли история философии от истории других наук? А)не отличается б)отличается в)частично отличается г)правильного ответа нет

5.Отдельным культурно-историческим типом не является а)античная философия б)индийская философия в)китайская философия г)римская философия

6.Момент зарождения основных философских и религиозных идей в истории человечества называется а)осевое время б)время роста в)время конца г)время

7.Каковы особенности развития философии? А)философия развивается прогрессивно б)философия развивается регрессивно в)философия не развивается г)правильного ответа нет.

8. Кто из названных мыслителей считал философию абсолютным знанием, синтезирующим результаты наук? А)Платон б)Г.ВФ. Гегель в)В.С. Соловьев г)В. Вундт д)К. Ясперс.

9.Философию как познание вечного и непреходящего определял а)Платон б)Плотин в)Аристотель г)Фалес д)Прокл

10.Философию как учение о первых причинах определял а)Платонб)Аристотель в)И.Кант г)И.Г. Фихте д)Лактанций

11.Термин «философия» впервые был введен в а)четвертом веке до н. э. б)пятом веке до н.э. в)шестом веке до н.э г)седьмом веке до н.э. д)восьмом веке до н.э.

12.Тезис «мир познаваем» и антитезис «мир непознаваем» является а)противоречием б)дихотомией в)антиномией г)правильного ответа нет

13.А.Ф. Лосев определил как «порождающую модель» а)эйдос б)логос в)идею г)материю д)схему

14. Высказывание «Человек есть мера вещей» принадлежит представителю античной школы а)софистов б)скептиков в)стоиков г)сократиков д)киников

15.Понятие «предельное вопрошание» связано с именем а)К. Ясперса б)М. Хайдеггера в)И. Канта г)К.Маркса д)Ф. Энгельса.

16. Какое из названных состояний не является фундаментальным философским настроением? А)ужасания б)тоски в)страха г)ни одно из названных

17.Первым античным философом считается а)Гераклит б)Эмпедокл в)Федр г)Лисий д)Фалес

18.Первой по времени возникновения школой античной философии является а)элейская б)милетская в)неоплатоническая г)стоическая д)скептическая

19.Дайте определение истины, получившее распространение в античной философии а)соответствие понятия и предмета б)антиномия в)жизнь г)мышление д)сознание

20.Система какого из этих мыслителей определила развитие идеалистической философии а)Плотина б)Парменида в)Аристотеля г)Платона д)Прокла

21.А.Ф. Лосев определял как порождающую модель … а)логос б)эйдос в)идею г)материю д)дух

22.Первой из школ античной философии считается а)милетская б)пифагорейская в)сократическая г)ионийская д)платоническая

23.Вставьте вместо пропуска недостающий член античной триады… Единое Ум и … а)сознание б)тело в)интеллект г)рассудок д)душа

24.Сочинения философов досократиков, как правило, были посвящены изучению а)природы б)материи в)ума г)души д)человека

25.Философию как мыслящее рассмотрение вещей определил.. а)И.Кант б)Г.В.Ф. Гегель в)О.Конт г)Х. Вольф д)И.Г.Фихте

26.Из названных мыслителей объективным идеалистом был а)С. Кьеркегор б)Д.Локк в)Б. Паскаль г)Р. Декарт д) Г.В.Ф.Гегель

27.Из перечисленных мыслителей историю философии как трагедию определял… а)П.А. Флоренский б)А.Ф. Лосев в)В.С. Соловьев г)С.Н. Булгаков д)В.Ф. Эрн.

28.Д. Локк считал источником знаний о внешнем и внутреннем мире а)разум б)чувство в)опыт г)интуицию д)все названное

29.Из названных мыслителей позицию наивного материализма поддерживал а)Н.Г.Чернышевский б)Эпикур в)Л.Фейербах г)Г.В.Плеханов д)правильного ответа нет

30.Из названных мыслителей на позициях деизма стоял а)Ансельм Кентерберийский б)Николай Кузанский в)Мартин Лютер г)Фома Аквинский д)Б. Спиноза

31.Утверждение «сознание есть материя» определяет позицию а)вульгарного материализма б)диалектического материализма в)наивного материализма г)антропологического материализма д)механистического материализма

32.Приверженцем субъективного идеализма был а)Платон б)Э.Беркли в)Т. Гоббс г)Н.А. Бердяев д)Фома Аквинский

33.Какое из философских течений стало одним из ведущих в 20 веке? а)томизм б)позитивизм в)эмпиризм г)экзистенциализм д)догматизм

34.А. Шопенгауэр выделяет наряду с догматизмом и скептицизмом в качестве позиции философского исследования а)эмпиризм б)критицизм в)обскурантизм г)фидеизм д)синкретизм

35.Какое из этих понятий является ключевым для философии экзистенциализма? а)сущность б)материя в)идея г)форма д)существование

36.Учение о внутренней связи потустороннего и посюстороннего миров носит название а)диалектика б)логика в)метафизика г)мифология д)космология

37. Кто из названных мыслителей выдвинул классификацию типов личности вфилософа? а)М. Хайдеггер б)К. Ясперс в)И. Кант г)И.Г.Фихте д)Г.В.Ф.Гегель

38.Кто из названных мыслителей был сторонником дуализма идеи и вещи? А)Платон б)К. Маркс в)И. Кант г)В. С. Соловьев д)Ф. Ницше

39.Развитие науки в Новое время происходило под эгидой философии а)идеализма б)позитивизма в)структурализма г)материализма д)правильного ответа нет

40.Аргументы о непознаваемости мира, выдвинутые античным мыслителем Секстом Эмпириком, носили название а)схем б)тропов в)дилемм г)проблем д)тем

 

 

Примерные темы индивидуальных проектных заданий

1. Сопоставление материалистических и идеалистических учений в различных культурно-исторических типах философии

2. Взаимосвязь философии, истории и культуры на определенном этапе развития общества

3. Личность философа и ее место в культуре

Темы презентаций

1. Основные проблемы античной философии

2. Основные проблемы средневековой философии

3. Основные проблемы философии нового времени.

 

Темы эссе

1. Философия и религия

2. Философия и наука

3. Философия и искусство

4. Проблемы истории философии

 

Контрольная работа (в виде развернутых ответов на вопросы)

1. В чем сходство и различие конкретных подходов к определению философии а) философия как любовь к мудрости б)философия как метанаука, интегрирующая результаты исследований отдельных наук. в) философия как особое личностное знание человека о самом себе.

2. История философии и ее особенности. Историчность философского знания и ее характер.

3. Онтология в античной средневековой и новоевропейской философии. Гипотезы «Парменида» Платона и их рецепция в мировой философии. Одно, Единое, Иное, Многое, Бытие и ничто.

4. Гносеология в античной, средневековой и новоевропейской философии. Познаваемость как условие бытия. Характеристика источников знания. Знание как правильное мнение. Мышление как познание через понятия. Субъективная, объективная и абсолютная достоверность в философии.

 

 

Вопросы к экзамену:

1. Определение и предмет философии. Проблемное поле философии. Философия как любовь к мудрости. Структура философского знания: основные разделы философии.

2. Сократовский метод исследования человеческой мудрости (Платон «Апология Сократа»).

3. Философия как особый вид знания. Отличие философии от религии, искусства, науки.

4. Специфика философского мышления: понятие фундаментального философского настроения, философия и философствование. Предельное (метафизическое) вопрошание и предельное противоречие (антиномия).

5. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм.

6. Цель и назначение философии. Отношение философии к действительности, связь философии с жизнью (И.А. Ильин «Религиозный смысл философии»).

7. Философия и метафизика (М. Хайдеггер «Основные понятия метафизики»)

8. Предмет и метод истории философии. Соотношение философии и истории философии. Соотношение истории философии с историей других областей знания.

9. Многообразие философских учений: их взаимопротиворечивость и взаимоопровергаемость. Мировая философская мысль и национальные философии.

10. Гегель о начале философии и ее истории (Г.В.Ф. Гегель «Лекции по истории философии»).

11. Особенность восточной (древнеиндийской и древнекитайской) философии в сравнении с западной (древнегреческой) философией.

12. Основные культурно-исторические типы философии и вытекающие из них философские школы и направления.

13. Общепринятая периодизация истории философии.

14. Основные принципы типологизации философских учений: марксистский принцип, типологизация В.С. Соловьёва, классификация Н.А. Бердяева, типология С.Н. Булгакова.

15. Фундаментальные проблемы античной философии.

16. Проблема общих понятий (универсалий) как центральная философская проблема средневековой философии (схоластики).

17. Основные направления философии Нового времени.

18. Специфика русской философии, ее характерные черты и особенности. Славянофилы и западники о проблемах бытия, познания, исторических судьбах России.

19. Немецкая классическая философия: основной круг проблем и основные представители.

20. Западноевропейская философия XIX-XX вв.: основные направления.

21. Понятие онтологии. Предмет онтологии. Базовые категории онтологии.

22. Количественные и качественные характеристики бытия. Единое и многое: их соотношение. Духовное и материальное начала бытия.

23. Понятия «материя» и «тело». Особенности человеческой телесности.

24. Соотношение понятий «дух», «душа», «ум».

25. Проблема бытия в истории философии (античная, средневековая и философия нового времени).

26. Предмет и задачи гносеологии. Понятие знания. Ценностные характеристики знания.

27. Соотношении знания, мнения и веры (И. Кант «Критика чистого разума»).

28. Истоки и смысл процесса познания. Основные уровни и формы познания. Две точки зрения на процесс познания: гностицизм и агностицизм.

29. Знание и познание. Структура познавательного акта: субъект – объект – интенция (Н.О. Лосский «Обоснование интуитивизма»).

30. Проблема источника и методов познания в истории философии. Эмпиризм (сенсуализм) и рационализм как основные направления в теории познания.

31. Социальная философия

32. Законы природы и законы общества

33. Методы философии

34. Философия образования

 

Составляющие эссе   Критерии для оценивания Максимальное количество балов
Постановка проблемы представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы  
Творческий характер текста   раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и с обоснованиями) или бытовом уровне, с корректным использованием или без использования философских понятий в контексте ответа; аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт, философские и культурологические работы  
     
     
Ответы на вопросы   степень владения темой; ясность аргументации взглядов студента четкость и лаконичность ответов на вопросы.  

 

Составляющие презентации   Критерии для оценивания Максимальное количество балов
Структура Последовательность изложения материала, дизайнерские требования, наличие глоссария и списка литературы.  
Содержание   Новизна текста: а) актуальность темы исследования; б) новизна и самостоятельность в по-становке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных); в) умение работать с исследова-ниями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал; г) выраженность авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений; д) стилевое единство текста, единство жанровых черт. Обоснованность выбора источников: а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.). Степень раскрытия сущности вопроса: а) соответствие плана теме реферата; б) соответ-ствие содержания теме и плану реферата; в) полнота и глубина знаний по теме; г) обоснованность способов и методов работы с материалом; е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять раз-личные точки зрения по одному вопросу (проблеме).    
     
     
Ответы на вопросы   степень владения темой; ясность аргументации взглядов студента, презентующего результаты выполнения проекта; четкость и лаконичность ответов на вопросы.  

 

 

Составляющие индивидуального проектного задания   Критерии для оценивания Максимальное количество балов
Оформление : а) насколько верно оформлены ссылки на ис-пользуемую литературу, список литературы; б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; в) со-блюдение требований к объёму учебного проекта.    
Содержание   Новизна текста: а) актуальность темы исследования; б) новизна и самостоятельность в по-становке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных); в) умение работать с исследова-ниями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал; г) выраженность авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений; д) стилевое единство текста, единство жанровых черт. Обоснованность выбора источников: а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.). Степень раскрытия сущности вопроса: а) соответствие плана теме реферата; б) соответ-ствие содержания теме и плану реферата; в) полнота и глубина знаний по теме; г) обоснованность способов и методов работы с материалом; е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять раз-личные точки зрения по одному вопросу (проблеме).  
     
     
Ответы на вопросы   · степень владения темой; · ясность аргументации взглядов студента, презентующего результаты выполнения проекта; четкость и лаконичность ответов на вопросы.  

 

 

6.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и/или опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций

1. Описание балльно-рейтинговой системы по дисциплине.

Итоговая рейтинговая оценка по дисциплине «Философия» складывается из следующих составляющих:

1) За каждый укрупненный блок тем студент может максимально получить 12 баллов, которые включают в себя:

I. подготовленный вопрос для ответа на семинарском занятии - до 6 баллов, требования – раскрытый ответ на вопрос, знание материала при устном ответе;

II. ответ-сообщение по теме доклада из семинарского занятия, в том числе с применением презентации, презентация по персоналии, основным понятиям, хронологии, трудам и авторам в рамках тематики семинарских занятий - до 30 баллов

III. решение теста, работа по таблице из раздела для самостоятельной работы - до 6 баллов;

IV. написание эссе, подготовка презентации или выполнение индивидуального проектного задания - до 30 баллов;

2) Обязательной формой текущей аттестации знаний является коллоквиум (либо срезовая контрольная работа). Максимальная оценка на коллоквиуме (срезовой контрольной работе) может составить 10 баллов.

3) Студентам, желающим повысить свой рейтинг, предлагаются задания повышенной сложности (творческие задания), которые максимально могут быть оценены в 10 баллов.

4) На экзамене ответ студента может быть максимально оценен в 30 баллов.

2. Оценочная таблица

3. № п/п Критерии оценивания Максимальное количество баллов Баллы, полученные студентом
1. Устный ответ    
  Тестирование    
  Эссе    
4. Презентация    
  Индивидуальное проектное задание    
  Творческие задания      
  Контрольная работа    
Итого      

 

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

7.1. Основная литература по дисциплине:

Барковская, А. В. Философия. Ответы на экзаменационные вопросы: учебное пособие / А. В. Барковская, Е. В. Хомич. - Минск: ТетраСистемс, 2013. - 174 с. - ISBN 978-985-536-388-1: URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=78560/

 

 

7.2. Дополнительная литература по дисциплине:

Беляев, Г. Г. Альбом схем по философии: учебное пособие / Г.Г. Беляев, Н.П. Котляр. - М.: Альтаир - МГАВТ, 2014. - 108 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=430312 История философии: учебное пособие / А.В. Перцев {и др.]. - Екатеринбург: Урал. ун - т, 2014. - 325 с. - ISBN 978-5-7996-1174URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=275719 URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=143089

Каплун, В. Л. Зачем философия: введение в философию для студентов, специализирующихся по социальным и гуманитарным наукам.: учебное пособие / В. Л. Каплун. - СПб: Алетейя, 2013. - 200 с. - ISBN 978-5-91419-824-1: URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=138936

Лященко, М. Н. Онтология и теория познания: вопросы и задания: практикум: учебное пособие / М.Н. Лященко, П.В. Ляшенко. - Оренбург: ОГУ, 2015. - 101 с. - ISBN 978-5-7410-1263-5: URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=364835

Минеев, В. В. Введение в историю и философию науки: учебник / В. В. Минеев. - М.- Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 639 с. - ISBN 978-5-4458-7511-: URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=242013

Павлов, А. В. Логика и методология науки. Современное гуманитарное познание и его перспективы: учеб. пособие для аспирантов, бакалавров, магистров / А. В. Павлов; ГОУ ВПО Тюменский государственный университет. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 344 с. - ISBN 978-5-9765-0894-1:
URL: http://www.biblioclub.ru/book/54575/

Пивоев, В. М Философия культуры [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. М Пивоев. - М: Директ-Медиа, 2013. - 429 с. - ISBN 978-5-4458-3487-8:
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210654

 


8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

 

Библиотека Гумер - Гуманитарные науки [Электронный ресурс]: сайт. - Б.м.: [s. n.], Б. г. - Загл. с титул. экрана. -. URL: http://www.gumer.info/

philosophy.ru [Электронный ресурс]: философский портал / НСМИИ РАН; ИНФРАН. - М.: [б. и.], 2007. - Загл. с титул. экрана
http://www.philosophy.ru

Российское образование [эл. ресурс]: федеральный портал / ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». – М.: [б.ц.], 2002. – Загл. с титул. экрана. –. URL: http://www.edu.ru (режим доступа свободный).

Руконт [эл. ресурс]: национальный цифровой ресурс / ООО «Агентство Книга-Сервис». – М.: [б.и.], 2011. – Загл. с титул. экрана. –. URL: www.rucont.ru

Университетская библиотека Online [эл. ресурс]: электронная библиотечная система / ООО «Директ-медиа». – М.: [б.и.], 2006. – Загл. с титул. экрана. – Б.ц. URL: www.biblioclub.ru

 

 

 
 

 

 

 

9Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В результате изучения дисциплины должно быть сформировано понимание, осознание и способность к критической оценке деятельности и применения теоретических и практических знаний в профессиональной деятельности выпускника.

При выполнении текущей (внеаудиторной) самостоятельной работы необходимо придер-живаться следующего алгоритма:

Чтение конспекта лекции по дисциплине;

. Ознакомление с соответствующим разделом курса в системе Moodle;

Выполнение соответствующих заданий.

Критерии оценки учебного проекта следующие: новизна текста; обоснованность выбора источника; степень раскрытия сущности вопроса; соблюдения требований к оформлению.

 

Новизна текста: а) актуальность темы исследования; б) новизна и самостоятельность в по-становке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных); в) умение работать с исследова-ниями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал; г) выраженность авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений; д) стилевое единство текста, единство жанровых черт.

Обоснованность выбора источников: а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.).

Степень раскрытия сущности вопроса: а) соответствие плана теме реферата; б) соответ-ствие содержания теме и плану реферата; в) полнота и глубина знаний по теме; г) обосн<


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.144 с.