Тенденции и перспективы развития педагогики высшей школы. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Тенденции и перспективы развития педагогики высшей школы.

2017-11-27 1179
Тенденции и перспективы развития педагогики высшей школы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Система образования общества должен соответствовать его стратегической задачей. Как отмечается в Национальной доктрине развития образования, образование является стратегическим ресурсом улучшения благосостояния людей, обеспечение национальных интересов, укрепления авторитета и конкурентоспособности государства на международной арене. Однако положение дел в области образования, темпы и глубина преобразований не в полной мере удовлетворяют потребности личности, общества и государства. Глобализация, изменение технологий, переход кинформационно-технологического общества, утверждение приоритетов устойчивого развития, другие присущие современной цивилизации черты предопределяют развитие человека как главную цель, ключевой показатель и основной рычаг современного прогресса, нуждаются в радикальной модернизации отрасли; ставят перед государством, обществом задачу обеспечить приоритетность развития образования и науки, первоочередность решения их насущных проблем.

Как подчеркивает академик В.П. Андрущенко, высшая школа призвана формировать интеллект нации. От этого зависит будущее. Парадигма развития образования в XXI в., в частности высшего, обусловлена качественными характеристиками общества будущего. По прогнозам ученых-футурологов, XXI в. будет характеризоваться следующими основными проявлениями: развитием информационных технологий, общей компьютеризацией и системным программированием всех сфер производства, широким использованием лазерной техники и микропроцессоров, применением телекоммуникаций с обратной связью, использованием новых полимерных материалов, появлением новых источников энергии. Все это изменит ритм и стиль общественной и индивидуальной жизни людей, которые станут интенсивнее, индивидуально ответственными, творческими. Жизнь будет требовать интеллектуально развитой личности, базовым компонентом духовного мира которой будут именно фундаментальные знания и способность к самообразованию в контексте информации, объемы которой постоянно растут.

 

75. Вклад казахстанских ученых-педагогов в развитие педагогики высшей школы. Значительный вклад в развитие педагогических научных школ Казахстана внесли ученые-педагоги КазГУ им. аль-Фараби. Начало интенсивного развития педагогической науки в университете приходится на 40-е годы с открытием кафедры педагогики. Пионером в этом направлении можно назвать доктора педагогических наук, академика АН КазССРТ.Тажибаева. В период с 1948 по 1957 гг. будучи ректором КазГУ, он способствовал открытию очной аспирантуры по подготовке национальных научных кадров по педагогике, истории педагогики и психологии.

Первые исследования кафедры посвящались истории школ и просвещения в дореволюционном Казахстане. Среди этих работ особо следует отметить кандидатскую диссертацию Ш.К. Кокымбаева «Русско-киргизская (казахская) школа», монографии профессора Т.Т. Тажибаева «Развитие просвещения и педагогической мысли во второй половине Х1Х века», «Просвещение и школы Казахстана во второй половине Х1Х века», «Педагогическая мысль в Казахстане во второй половине Х1Х века». Эти исследования ученых положили начало дальнейшей разработке актуальных проблем теории и истории народного образования и педагогической мысли в республике.

Историко-педагогическая тематика исследования неразрывно связана с темой прогрессивного значения передовой русской культуры и общественной мысли для развития просвещения Казахстана. Продолжительной время над этой проблемой работал профессор К.Б. Бержанов. В его монографиях «Русско-казахское содружество в развитии просвещения» и «С братской помощью» подробно освещена история русско-казахского содружества в развитии народного образования в Казахстане, начиная со второй половины ХVШ века. Исследования дореволюционных школ и просвещения Казахстана дополняет кандидатская диссертация А.О.Омарова «Из истории создания учебников и учебно-методической литературы казахской школы (1861-1917 гг.)». Под руководством профессора К.Б. Бержанова 35 человек стали кандидатами педагогических наук.

Основные этапы становления и развития казахской советской школы и народного образования в республике за годы Советской власти нашли отражение в монографии А.И. Сембаева «История развития советской школы в Казахстане», в работах Л.К. Ибрашевой «Возникновение и развитие внешкольных детских учреждений в Казахстане (1917-1941 гг.)», Т.М. Мещитбаева «Деятельность Коммунистической партии Казахстана по подготовке и воспитанию учительских кадров в годы довоенных пятилеток». Под руководством А.И. Сембаева были защищены 15 кандидатских диссертаций.

Наряду с исследованием актуальных проблем истории развития народного образования и педагогической мысли, кафедра педагогики немало усилий прилагала и продолжает прилагать для разработки актуальных вопросов дидактики и теории воспитания. Большой вклад в разработку этой проблемы внес доктор педагогических наук, профессор Х.К. Аргынов. Особо следует отметить его работы, посвященные научно-педагогическим проблемам преподавания родного языка в казахской школе: «Научные основы методики преподавания казахского языка», «Методика преподавания синтаксиса казахского языка», учебное пособие «Дидактические материалы по казахскому языку» для 7 класса, учебники «Казахский язык» для 9 класса и «Родная речь» для 2- го класса. Под руководством Х.К. Аргынова защитили кандидатские диссертации 12 человек.

Специфика развития народного образования советского периода в республике (преобладание сельских школ, интернациональный состав учащихся, недостаточность педагогических кадров и др.) определила главное направление научно-педагогических исследований кафедры «Актуальные педагогические проблемы совершенствования учебно-воспитательной работы сельских школ и подготовка для них учительских кадров». Практическое значение имеют исследования Е.Б. Дайрабаева «Некоторые вопросы методики письменных работ по казахской литературе в старших классах», А.Т. Табылдиева «Методика изучения этнических произведений в казахской средней школе», З.У. Жантекеевой «Проблемы художественного перевода казахской поэзии на русский язык (поэзия С. Сейфуллина и И. Джансугурова)», А.Х. Мухамбаевой «Влияние национальных обычаев и традиций казахского народа на воспитание детей и молодежи», В.И. Копылова «Формирование профессиональных интересов и подготовка учащихся к выбору профессии при изучении курса физики», Л.А. Гордеевой «Проблемы подготовки будущего учителя к осуществлению трудового воспитания учащихся сельской школы», А.Е. Ержанова «Деятельность школьных инспекторов по усовершенствованию учебно-воспитательной и методической работы в школе».

В 80-х годах на кафедре расширяются исследования по новой отрасли педагогической науки - Педагогика высшей школы. Доцентом З.У. Жантекеевой разрабатывается в соавторстве с известными московскими учеными – педагогами Ю.К. Бабанским и Т.А. Ильиной полный теоретический курс и издается первое учебное пособие для студентов «Педагогика высшей школы». Аспирант З.А. Исаева защищает кандидатскую диссертацию на тему «Формирование у студентов университета профессиональной готовности к исследовательской деятельности со школьниками» и издается ее учебное пособие «Подготовка студентов университета к научно-исследовательской работе по педагогике».

Становление суверенной республики Казахстан дало новый импульс коллективу кафедры по изучению и использованию традиций этнопедагогики казахского народа в учебно-воспитательном процессе. Много усилий в этом направлении прилагает доктор педагогических наук, профессор А.Т. Табылдиев. Он является одним из авторитетных ученых, внесший неоценимый вклад в развитие казахской этнопедагогики и внедрения ее идей в обучение и воспитание подрастающего поколения и подготовки педагогических кадров. Его монография «Казахская народная педагогика и воспитание» и многочисленные научные труды, посвящены развитию в республике казахской этнопедагогики как научному направлению и учебной дисциплины.

В настоящее время на кафедре определяются новые направления фундаментальных и прикладных научно-педагогических исследований: «Научные основы развития непрерывного педагогического образования в условиях классического университета», «Теоретико-методологические основы развития модели многоуровневой непрерывной подготовки менеджеров образования», «Научно-методические основы патриотического воспитания студентов». В рамках этих программ, под руководством З.А. Исаевой, были выполнены 2 научно-исследовательских проекта, представленных на конкурс фундаментальных и прикладных исследований в области общественных и гуманитарных наук и рекомендованных МОН РК к финансированию. В последующие годы на кафедре по данным направлениям были выполнены и защищены 5 докторских, 6 кандидатских, 18 магистерских диссертаций, разработаны «Концепция воспитания в КазГУ имени аль-Фараби», «Концепция подготовки преподавателей высшей школы в условиях университета», «Концепция подготовки управленческо-педагогических кадров (менеджеров образования) в структуре университета».


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.