Категориально - понятийный аппарат современной педагогики. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Категориально - понятийный аппарат современной педагогики.

2017-11-27 247
Категориально - понятийный аппарат современной педагогики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Категориальный аппарат педагогики;

Уделяя главное внимание в анализе вопроса об объекте педагогической науки определению самой изучаемой реальности, мы вовсе не имели в виду, что понятийный состав нашей науки не заслуживает специального и осно­вательного рассмотрения. В этом разделе пришлось в хо­де как раз такого анализа привести характеристики важ­нейших для понимания задач педагогики понятий: «соци­ализация», «воспитание», «образование». Теперь рассмотрим категориальный аппарат педагогики в целом, выделяя в их взаимосвязи те педагогические понятия, о которых в предыдущем разделе специально не говорилось. Какими же категориями и понятиями оперирует пе­дагогика? В понятиях, которыми пользуется каждая наука, отражаются накопленные знания. Все научные поня­тия делятся на две основные группы: философские и частно-научные, т.е. специфические для данной науки. Кроме того, стало возможным выделение особой группы понятий — общенаучных. Педагогика пользуется понятиями, принадлежащими всем этим группам.

Философские категории в педагогике.

Слова, принадлежащие философии, отражают наиболее общие черты и связи, стороны и свойства действительности, помогают понять и отобразить закономерности и тенденции развития самой педа­гогики и той части действительности, которую она изуча­ет. Нельзя рассуждать об объекте педагогики, не пользу­ясь словом «социализация», или — о теории, обходясь без понятий «сущность» и «явление», «общее» и «единичное». К числу таких категорий относятся также: «противоречие», «причина и следствие», «возможность и действительность», «качество и количество», «бытие», «соз­нание», «практика» и др.

Собственные понятия педагогики.

К ним относятся: «педагогика», «воспитание», «педагогическая деятельность», «педагогическая действительность», «педагогическое взаимодействие», «педагогическая система», «образовательный процесс», «преподавание и учение», «учебный предмет», «учебный материал», «учебная ситуация», «метод обуче­ния», «прием обучения», «учитель», «ученик», «урок» и др. Все эти понятия находятся во взаимосвязи, они под­вижны и гибки, как те явления действительности, кото­рые в них отражаются. Их содержание переосмысливает­ся, обогащается в ходе научной и практической работы.
Руководствуясь определением образования, приве­денным выше и фиксированным в Законе РФ об образо­вании, уточним представление о воспитании и обучении — двух главных составляющих образовательного процесса. Будем исходить из определения объекта педагогики как целостности, объединяющей воспитание и обучение. Об­щая цель того и другого — приобщение человеческих су­ществ к жизни общества, то есть, как было показано вы­ше, целенаправленная социализация человека. Предста­вим себе, что весь этот процесс состоит из двух составляющих частей, или этапов. Первая часть — обучение как деятельность по подготовке школьников (или любых обучающихся) к жизни путем передачи им социального опы­та, а вторая — воспитание как непосредственное включение тех, кого мы обучаем и воспитываем, в жизнь. В реаль­ности, в образовательном процессе, оба эти вида деятель­ности объединяются, сливаются, однако не так и не на­столько, чтобы отпал вопрос о необходимости специаль­ной работы по обеспечению их единства. Этим обуслов­лено различение, с одной стороны, методов обучения, готовящих ученика к жизни, а с другой стороны — методов воспитания, непосредственно вводящих их в жизнь. Перед педагогической наукой воспитание и обучение выступают как два аспекта единой учебно-воспитательной деятельности. Однако единство реализуется через различия. Обучение не изолировано от включения воспитанника в жизнь. При этом оно развертывается на том участке учебно-воспитательного процесса, где доминиру­ет подготовка к жизни. В свою очередь воспитание - такое включение в жизнь, которое служит естественным продолжением подготовки к ней, но в этом случае глав­ной целью будет именно включение. Таким образом, есть воспитание в обучении и обучение в воспитании.
Так обстоит дело в действительности. Однако то, что в реальности едино, может в целях научного анализа рас­членяться на относительно самостоятельные части, ас­пекты. Обучение как специальный объект изучения выде­ляет дидактика, которая в процессе познания сущности данного явления должна учитывать его происхождение и развитие, а также разные аспекты его рассмотрения с по­зиций других учебных дисциплин.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.