Тема 9. Воспитание в целостном педагогическом процессе — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Тема 9. Воспитание в целостном педагогическом процессе

2017-11-27 197
Тема 9. Воспитание в целостном педагогическом процессе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике, кото­рое употребляется в широком и узком смыслах. Воспитание имеет ряд особенностей, отличающих его от процесса обучения. К ним относятся: а) многофакторность воспитания, характери­зующая влияние многих объективных и субъективных факторов на про­цесс воспитания и его конечный результат; б) невозможность получения быстрого результата, т. к. качества личности формируются не так быстро, как знания или умения; в) длительность и непрерывность воспитания; г) комплексность; д) вариативность и неоднозначность результатов.

Существует разнообразие направлений и видов воспитания. Вычленяют умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. По направлениям воспитательной работы в школе выделяются гражданское, полити­ческое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физи­ческое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. В зависи­мости от института социализации ребенка выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (релиогиозное) воспитание, воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образо­вательных учреждениях. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание. В зависимости от философских оснований воспитания выделяются прагматическое, индивидуалистическое, коллективистское воспитание.

Современные научные представления о воспитании основываются на положениях теорий воспитания. Уже в период средневековья сложилась теория авторитарного воспитанием, которая в различных формах продолжает существовать в настоящее время. Теория свободного воспитания, выдвинутая французским просветителем Ж. Ж. Руссо в XVIII в., явилась альтернативой авторитарному воспитанию. Основной ее целью явилось стимулирование естественного развития ребен­ка, воспитание его духовных сил, ведущими принципами - уважение ребен­ка, признание права на его самостоятельность и свободу выбора поведения. Эта теория нашла широкое распространение в различных странах мира, ока­зала значительное влияние на отечественную педагогику и практику воспи­тания конца Х1Х-начала XX вв., в которой были популярны идеи свободно­го воспитания ребенка (Л. Н. Толстой, К Н. Вентцель и др.).

Система воспитания человека в коллективе и через коллектив (А. С. Макаренко) получила известность в мире как система коммунистиче­ского воспитания. Ее задача заключалась в воспитании человека-коллективиста, для которого общественные интересы были всегда выше личных. Основными показателями успешности воспитания являлись нравственные качества личности: коллективизм, трудолюбие, дисциплинированность, коммунистическая целеустремленность, чувство гордости.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте понятие «воспитание» как специально организованную деятельность по достижению целей образования.

2. Раскройте цели и задачи гуманистического воспитания.

3. Обоснуйте понятие «личность» в концепции гуманистического воспитания.

4. Назовите закономерности и принципы гуманистического воспитания.

5. В чем заключается воспитание базовой культуры личности?

6. Как происходит формирование эстетической культуры студентов.

Список тем эссе

1. Каким я вижу себя педагогом.

2. Каким должен быть современный педагог.

3. Каким должен быть педагог-дизайнер.

4. Приоритетные черты личности педагога-дизайнера.

5. Мой идеал педагога.

Список рефератов

1. История развития педагогики как науки.

2. Связь педагогики с другими науками.

3. Основные методы обучения.

4. Основные формы организации обучения.

1. Педагогическое мастерство.

2. Анализ проблем многоуровневого образования.

3. Современные формы обучения в высших учебных заведениях.

4. Дистанционная форма обучения: особенности и перспективы.

5. Формы и виды контроля обучения.

6. Система воспитания от первобытного общества до настоящего дней.

7. Современная система образования: роль мультимедийных технологий.

8. Развитие творческих способностей у студентов.

9. Воспитание любви к труду в институте.

10. Влияние компьютерных технологий на эффективность познавательного процесса и обучения.

11. Комплексный подход к воспитанию и обучению детей с физическими недостатками.

12. Отличительные особенности систем образования: Швеции, России.

13. Отличительные особенности систем образования: Америки, Франции.

14. Отличительные особенности систем образования: Германии, Японии.

15. Конфликтные ситуации в педагогике и пути выхода из них.

16. Образование будущего: трудности и перспективы.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.