Третий—четвертый годы жизни — младший дошкольный возраст — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Третий—четвертый годы жизни — младший дошкольный возраст

2017-11-27 142
Третий—четвертый годы жизни — младший дошкольный возраст 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К третьему году жизни ребенок подошел со многими достижениями: он уже твердо держится на ногах, ходит, бегает, прыгает, хотя координация движений удается еще не всегда, иногда малыш не может удержать равновесие, особенно если вдруг заспешит. Он бросает и ловит мяч (но может иногда и не поймать его), подлезает под дугу, веревочку и т. д.

Разнообразные движения, особенно удачно осуществленные, доставляют ребенку радость. Ребенок третьего года жизни активен, и если родители или воспитатель, беспокоясь за малыша, сдерживают его, ограничивают его движения, то это вызывает недовольство ребенка, капризы. Физическое развитие и совершенствование малыша во многом связано с игрой.

Своеобразным этапом в развитии ребенка можно считать так называемый кризис трех лет. В чем он заключается?

Примерно к трем годам происходит осознание ребенком себя. Это связано с тем, что он приобретает все большую самостоятельность и начинает осознавать, что может сделать сам. Он хочет быть как взрослый, и если взрослые не учитывают этого стремления малыша к самостоятельности, не проявляют спокойствия и такта, малыш чувствует «ущемление» взрослыми его самостоятельности, проявляет негативизм, упрямство. Эти качества доставляют родителям много неприятных минут, но ничего сверхъестественного в этом нет. Это своего рода нормальная защитная реакция малыша на стремление взрослых ограничить самостоятельность ребенка. Чем внимательнее и разумнее будут вести себя с малышом взрослые, тем менее острым и продолжительным будет этот кризис.

Детей четвертого года жизни воспитывают и обучают и на занятиях, и в повседневной жизни. Здесь решаются такие важные задачи, как приобщение детей к жизни в детском саду в рамках его режима, выработка аккуратности в одежде, еде, формирование правильного поведения в среде сверстников, воспитание самостоятельности, вежливости и уважения к старшим, любовь к семье, родителям, братьям и сестрам, воспитание бережливости, приобщение к помощи взрослым.

Актуальной задачей воспитания этого возраста является формирование у детей волевых процессов: умения приложить усилие для достижения определенной цели, терпения, стремления преодолеть трудности. Все это удается воспитать у малыша далеко не сразу; эффективными средствами и методами здесь будут интересные игры и занятия, доброжелательная, спокойная атмосфера в группе, внимательное отношение взрослых к ребенку, стремление помочь ему, если что-то не получается. Однако эта помощь не должна выражаться в том, чтобы сделать за малыша то, что он может выполнить сам. И, конечно, важно поощрять ребенка, когда он что-то преодолевает, чего-то достигает.

Важной формой воспитания детей, в которую многие малыши включаются впервые, являются самые разнообразные занятия по знакомству с окружающим, и прежде всего с предметами и помещениями группы. На этих занятиях у детей развивается восприятие (зрительное, слуховое, тактильное, кинестезическое), умение группировать предметы по форме, величине, цвету. В занятия включаются дидактические игры.

Дети четвертого года жизни приобщаются к изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), к конструированию. Это фактически первые виды человеческой деятельности, которыми по-настоящему (а не в игре и игровыми средствами) занимаются дети. Изобразительная деятельность — это и первая орудийная и продуктивная деятельность, которой начинают овладевать дети и которая имеет огромное значение для дальнейшего психического развития ребенка.

Важной задачей этого периода, которая решается и на занятиях и в повседневной жизни, является дальнейшее развитие речи детей: обогащается словарный запас, расширяется активный словарь, формируется связная речь. Детей знакомят с произведениями детской литературы: фольклором (потешки, загадки, песенки, сказки), с ними разучивают стихи.

Возрастающая речевая активность дает возможность взрослым удовлетворять любознательность ребенка, отвечать на его многочисленные вопросы, задавать самим вопросы, направляющие процесс познания ребенка на разные стороны предметов и явлений окружающего мира, на обогащение словаря. Обратив внимание детей на то, что это за предмет или игрушка, как он выглядит, из чего сделан, для чего он, можно предложить детям сравнить его с другими знакомыми предметами, рассказать, что они знают об этом предмете. Это будет способствовать развитию связной речи. Затем можно предложить детям самостоятельно сочинить рассказ, сказку. Детям, испытывающим трудности, рекомендуется давать несколько предметов, которые легко объединяются сюжетной линией.

Огромное значение в этом возрасте имеет работа по звукопроизношению. Многие дети 3 — 4 лет либо неправильно произносят некоторые звуки, либо какие-то звуки вовсе не произносят. Поэтому занятия по отработке правильно звукопроизношения проводятся как со всей группой, так и по подгруппам и индивидуально. Эти занятия должны быть интересны детям, поэтому готовить их следует в игровой форме, широко используя поэтические строки, которые легко запоминаются и ритм которых нравится детям.

На всех занятиях в этой возрастной группе детей учат заниматься, слушать и четко слышать воспитателя, выполнять задания. Последнее получается у детей далеко не сразу и во многом зависит от взрослых, от их умения заинтересовать малышей, добиться от них нужного результата.

Здесь очень важно знать возрастные и индивидуальные особенности детей и действовать сообразно с ними.

Для детей 3—6 лет ведущим видом деятельности становится игра. В детском возрасте это не просто забава, это своего рода смысл жизни: все значимые качества личности начинают складываться именно в игре.

В играх дети третьего—четвертого года жизни отражают свои жизненные впечатления. Сначала это впечатления, которые дети получают от ближайшего окружения: действия близких, домашние дела, занятия с ребенком (его кормление, купание и т. п.), их взаимоотношения. Постепенно круг впечатлений расширяется: ребенок начинает посещать детский сад, ходит с родителями в гости, в магазин, в зоопарк, в аптеку. Детям читают сказки, рассказы, они смотрят мультфильмы. Все это способствует обогащению содержания детских сюжетно-ролевых игр. Оно уже выходит за пределы бытового содержания. Отсюда следует вывод: чем более разнообразные и богатые впечатления получают дети о жизни людей, их труде, об их взаимоотношениях друг с другом и отношении к окружающему, об искусстве, тем богаче и интереснее содержание их игр.

Вместе с тем детские впечатления и отражение их в играх способствуют всестороннему развитию детей и формированию личности каждого ребенка. Воспитатели и родители могут повлиять на развитие сюжета не только путем обогащения впечатлений детей, но и подсказывая, напоминая детям логически связанные с игрой действия. В отличие от подсказок двух - трехлетнему ребенку, четырехлетнему ребенку предлагаются более сложные действия.

Если ребенок играет со своими товарищами, важно обращать внимание на их взаимоотношения. Малыш должен научиться правильно строить свои взаимоотношения с другими детьми, поэтому надо поощрять стремление детей играть вместе, возникающее уже в конце третьего года жизни, не изолировать детей, например, застенчивых от слишком свободных, энергичных, стремящихся подчинить партнера по игре своей воле, а учить детей договариваться, противостоять диктату, давлению (ведь в жизни ребенку встретятся разные люди). И воздействовать на ребенка лучше всего через роль.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.