На современном этапе (смотри лекции) — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

На современном этапе (смотри лекции)

2017-11-27 166
На современном этапе (смотри лекции) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Ребенок рождается наделенным биологической наследственной программой развития. Он имеет определенное анатомо-физиологическое строение, свойственное человеку, ряд безусловных и быстро формирующихся условных рефлексов, позволяющих ему жить и удовлетворять органические потребности, а также потребности в движении, общении, познании. Мозг ребенка, благодаря своему строению, обладает неограниченными возможностями познания мира. Однако наследственная программа, биологические факторы недостаточны для того, чтобы подготовить ребенка к жизни в обществе. По наследству не передаются морально-этические нормы, трудовые навыки, традиции и т.д. Воспитание и образование — единственный путь подготовки ребенка к жизни в обществе, среди сверстников и взрослых, такой жизни и деятельности, которые приносили бы радость, удовлетворение, пользу как ребенку, так и родителям, обществу. Поиск такой системы образования и воспитания — цель педагогики.

В процессе образования и воспитания ребенок усваивает определенные стороны общественно-исторического опыта человечества, а также конкретный опыт окружающих его людей, их мировоззрение, знания, культуру, мораль, трудовые навыки и т.д.

Воспитание и образование не остаются неизменными в различные эпохи. С изменением общества меняются содержание этих процессов, цели и методы. Поэтому воспитание и образование являются историческими категориями.

Воспитание и образование начали складываться уже в глубокой древности, когда у людей появилась потребность поддерживать и сохранять человеческий род, передавать накопившийся опыт. На ранних стадиях общественного развития старшие передавали детям обряды, учили владеть орудиями труда. Обучение и воспитание строилось на подражании и копировании деятельности взрослых, опыт которых составлял основное содержание этого процесса.

С усложнением жизни человечества усложняется процесс воспитания и образования, она становится организованной. Возникают образовательные и воспитательные учреждения, формируется новый тип деятельности — организованная педагогическая деятельность. Эта деятельность породила потребность в людях, специально подготовленных к ее осуществлению.

Прогресс в педагогике был бы невозможен, если бы она опиралась только на житейскую мудрость, интуицию, догадку. Логика общественного развития неизбежно должна была привести к формированию педагогической теории. С появлением философских систем начинается процесс движения педагогической мысли от догадок к научному знанию.

Основные причины возникновения науки (XVII в.):

1. Воспитание начинает играть все более заметную роль в жизни общества.

2. Появление первых образовательных учреждений.

3. Постепенно накапливается опыт воспитания и обучения в обществе и этот опыт требует осмысления и обобщения.

 

Общие задачи педагогики:

1. Разработка теоретических проблем воспитания, обучения и образования с учетом особенностей каждой возрастной категории населения. Для этого педагогика изучает закономерности процессов воспитания, обучения, образования, а также разрабатывает новые модели образовательного процесса. Современная педагогика в связи с общей демократизацией общества при реализации этой задачи в первую очередь ориентированна на гуманистические (общечеловеческие) ценности и личностно-ориентированную модель образования.

Демократизация общественной жизни в нашей стране поставила педагогику перед необходимостью изучить теоретические основы построения педагогического процесса на гуманистических началах, с ориентацией на общечеловеческие ценности. Как сделать развитие ребенка главным смыслом педагогического процесса? На каких теоретических положениях строить начиная с дошкольного возраста? Эти проблемы сегодня - важнейшие для общей и возрастной педагогик.

2. Принципиальное значение для педагогики имеют ее взаимоотношения с практикой воспитания, которая является для науки и источником знаний, и сферой для реализации новых идей, концепций, программ, методик образовательной работы. Поэтому постоянной задачей педагогической науки являются, с одной стороны, изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности, с другой - внедрение результатов исследований в практику.

3. Прогнозирование образования. Педагогика, как и любая наука, призвана работать на будущее, заниматься прогностикой. Решение данной задачи становится особенно актуальной для нашей страны, т.к. не всегда при реформах образования учитывается мнение науки. Поэтому она вынуждена прогнозировать что получится в результате тех или иных реформ, будут ли они эффективны. В то же время педагогическая наука должна прогнозировать и будущее развитие. Эти и многие другие проблемы - в поле зрения современной педагогики, без научных прогнозов которой нельзя строить политику и экономику в области образования, совершенствовать образовательную систему, подготовку специалистов.

4. Задачи временного характера. Они возникают, т.к. педагогическая действительность динамична, т.е. она постоянно изменяется, и не все проблемы наука может предвидеть, но несмотря на это должна быстро на них реагировать и решать их. Это задачи создания новых типов учебников, пособий для школы, дошкольных учреждений; разработка различных тестов (для определения готовности детей к школьному обучению и др.); внесение изменений в предметно-материальное, пространственное оформление групповой комнаты, участка дошкольного учреждения; изучение эффективности деятельности служб дополнительного образования и др.

Задачи дошкольной педагогики:

1. Основная задача дошкольной педагогики — дать характеристику нравственных качеств личности, которые можно сформировать у ребенка в период дошкольного детства; обосновать методы и приемы воспитательной деятельности и показатели ее результативности. Педагогика стремится разработать такую технологию воспитательного процесса, которая обеспечила бы прочность и надежность формируемых качеств личности у детей.

2. В современных условиях значительно усложнилось содержание образовательного процесса. Сегодня допускается сочетание образовательного стандарта с вариативностью программ и учебных пособий. В связи с этим возникает задача раскрыть возможности творческой деятельности педагога, воспитателя в условиях реализации различных образовательных программ.

3. Образование и воспитание детей в современном обществе становится личностно-ориентированным, т. е. педагог, воспитатель должны строить педагогический процесс, исходя из индивидуальных особенностей ребенка, его познавательных возможностей, вызывая у детей чувство удовлетворения и радости от учебных занятий. Задача дошкольной педагогики — разрабатывать содержание и методы личностно-ориентированного образования и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, в школе, в семье. В современных условиях наблюдаются значительные различия у детей одного и того же возраста в развитии интеллекта, способностей, степени воспитанности. Задача индивидуализации учебных занятий и воспитательных действий — наиболее сложная.

4. Развитию способностей у детей способствует прежде всего творческая деятельность. Дошкольное воспитание и образование имеет большие возможности для организации творческой деятельности. Соответственно и задача дошкольной педагогики — организовать виды творческой деятельности детей таким образом, чтобы при поступлении в школу они не теряли того творческого потенциала, который приобрели в детском саду.

5. Задачи дошкольной педагогики усложняются в связи с созданием новых дошкольных образовательных учреждений, таких, как «детский сад — колледж», «детский сад — школа», «детский сад — школа — вуз». В этих учреждениях организуется единый образовательный процесс, начиная с четырехлетнего возраста. На учебных занятиях дети знакомятся с первоначальными математическими, лингвистическими, природоведческими и другими понятиями. Для этого создаются специальные учебники и пособия. В этих условиях формируется и развивается интеллектуальная, волевая, эмоциональная готовность ребенка к систематической учебной деятельности. Дошкольная педагогическая наука, исследуя эти процессы, обосновывает новый подход к организации, содержанию и методам образования и воспитания детей, начиная с трех-четырехлетнего возраста ребенка.

Задачи дошкольной педагогики формулируются на основе общих задач, решаемых педагогической наукой. Важнейшая задача дошкольной педагогики — обоснование закономерностей воспитания, образования и развития ребенка. Педагогические закономерности создают тенденции и возможности реализации образовательных, воспитательных и развивающих задач в различных видах деятельности, способствуют становлению самообразования, самовоспитания и саморазвития ребенка. Результативность педагогического процесса повышается, если воспитатель и учитель в своей деятельности опираются на закономерности педагогики, если предлагаемая ими технология воспитания и обучения соответствует этим закономерностям.

Поиск и обоснования педагогических закономерностей основывается на психологических, биологических, философских, социальных факторах развития человека, на опыте воспитателей, преподавателей, учителей, родителей, а также на анализе особенностей развития детей в разных условиях.

Задача педагогической науки на основе изученных закономерностей разработать педагогические технологии, методы и приемы педагогического воздействия на детей в учебной и внеучебной деятельности.

Одна из особенностей развития ребенка состоит в том, что определяющую роль в этом процессе играет чувственный образ. Вне чувственного познания невозможно движение мысли, овладение знаниями.

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИКИ

Для решения комплекса стоящих перед наукой задач используются специфические методы. Метод - это путь достижения поставленной цели, способ решения задач. Педагогика, как любая другая наука, характеризуется специфическим набором методов. При этом необходимо различать:

- методы воспитания и обучения, с помощью которых осуществляется управление педагогическим процессом, воплощаются в жизнь педагогические цели;

- собственно исследовательские методы, с помощью которых добываются сами педагогические знания, позволяющие выработать цели и средства их передачи.

Методы воспитания - специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитуемых с целью решения педагогической задачи путем влияния на сознание, чувства, поведение воспитуемых.

Методы обучения - система последовательных взаимосвязанных действий педагога и обучаемых, обеспечивающих усвоение содержания образования.

Исследовательские методы - это методы, с помощью которых осуществляются изучение и обобщение педагогической практики, ведется самостоятельное научное исследование.

К ним (исследовательским) относятся: изучение и анализ литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, педагогический консилиум, составление независимых характеристик, изучение педагогической документации, детских работ и т.д.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.