Своеобразие строительных игр — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие строительных игр

2017-11-27 359
Своеобразие строительных игр 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Строительные игры – это разновидность творческой игры. Их структура такова:

- замысел

- сюжет

- правила регуляции взаимоотношений

- игровые действия

Строительные игры – это такая деятельность ребенка, основным содержанием которой является созидание.

В ней дети выражают свои впечатления о строительстве, о транспорте, о труде взрослых. Детское строительство является органичной частью сюжетно-ролевой игры. В них отражается деятельность окружающих взрослых. Сближает их активная деятельность воображения, игровой замысел, его свободное развитие, эмоции радости, сопровождающие игру.

Для сюжетно-ролевой игры важно практическое овладение отношениями между людьми. В строительных играх основным является практическое ознакомление со строительной деятельностью человека и подражание ей.

Строительные игры содержат в себе значительный познавательный элемент – это сближает ее с дидактическими играми, но в дидактической игре обучающее начало выступает как основное содержание игры, а строительных играх оно включено в процесс созидания.

Познание величины, формы, цвета не является основным содержанием строительных игр.

Наблюдается значительный элемент движения в строительных играх, что сближает ее с подвижными играми, а значит, содействует развитию физических сил ребенка, но если в подвижных играх движения являются основным содержанием, то в строительных играх – это процесс созидания. В основе подвижных игр лежат правила, на которые опирается ее содержание, а в строительных играх правила только ограничивают замысел, творчество детей.

 

Значение строительных игр

ù знакомят с окружающими постройками и сооружениями: выделяют их внешние признаки, конструктивные качества, происходит обогащение опыта у детей;

ù у детей формируется интерес к технике; развивается наблюдательность; идет знакомство со свойствами геометрических тел;

ù воспитывает умение ставить цель, планировать свою работу, подбирать необходимые материалы, критически оценивать результат своей работы и работы своего товарища; творчески подходить к реализации поставленной цели – в этом выражается высокая культура деятельности ребенка; развивается «творческая рабочая» фантазия;

ù способствует развитию конструктивного мышления (ребенок учится наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части постройки с другими, запоминать и воспринимать приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Ребенок приучается не довольствоваться случайным решением конструктивной задачи;

ù развивается стереометрические представления (геометрия в объеме);

ù идет овладение специфическим словарем (названия геометрических тел, пространственные отношения, специфика строительных построек);

ù воспитываются моральные качества (умение договорится, помочь, поддержание инициативы);

ù воспитываются волевые чувства (целеустремленность, настойчивость, произвольность и т.д.);

ù строительные игры доставляют эмоциональное наслаждение;

ù движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняются контролю глаза, улучшается согласованная работа отдельных мышц;

ù развивается художественный вкус.

 

Виды строительного материала:

1 критерий: по месту расположения:

- настольные

- напольные

Напольные – авторские наборы Тихеевой, Флериной, Борисова, Поликарпова, Агаповой

Настольные – авторские наборы Агаповой, Могилевского; наборы, разработанные НИИ дошкольного воспитания; набор фабрики «Коммунар»; тематические наборы: «Кижи», «Москва», «Ленинград», «Новгород»; конструкторы Поликарповой; деревянный конструктор №1; конструктор Палашива; магистрали, мосты; «Собери автомобиль» (Борисов), «Сделай сам», «Лего».

 

2 критерий: по материалу

- пластмассовые

- деревянные

- металлические

 

Руководство играми со строительными материалами и конструкторами

Младшая группа (I и II)

Необходимо иметь устойчивый, удобный строительный материал с небольшим количеством деталей I (кубики, кирпичики); II (+ призмы, пластины, дощечки). Строительного материала должно быть по количеству детей.

Тематика:

· предметы мебели;

· дороги;

· воротики;

· несложные домики

Главным содержанием этих игр является обстраивание игрушек. Воспитатель подсказывает детям, что можно построить. С 2х лет учим детей строить целенаправленно, т.е. до начала строительства поставить цель и знать результат. Также воспитатель создает постройки для детей в отсутствии или присутствии их, готовит игрушки для обыгрывания построек. Авторы программы «Радуга» предлагают строить постройки в подарок каждому ребенку. Воспитатель может сам придумать тему подарка или спросить у детей. Воспитатель предлагает ребенку назвать, что у него получилось, может составить рассказ о постройке ребенка, может дополнить постройку, может предложить, как поиграть с этой постройкой.

На 4 году жизни дети очень внимательны к качеству построек, поэтому воспитатель приучает детей соблюдать принципы создания установленных построек. Учим детей строить по заранее заданным условиям, по простым чертежам (программа «Развитие»). Чертежи могут представлять вид постройки сбоку, сверху, спереди. Используем прием «научи меня», при этом ребенок встает на позицию учителя. Во II младшей группе проводим небольшое наблюдение за предметами или простейшими конструкциями. Новая тематика вносится на занятии. Воспитатель напоминает, что они уже умеют делать.

Средняя группа

Уже используется более разнообразный строительный материал (+ конусы, цилиндры, строительные наборы)

Тематика:

· башни различного рода

· сложные ворота

· мосты

· двухэтажные дома

· транспорт

· сложные постройки

Обогащаются мотивы детской деятельности, мотивы личной деятельности (заинтересованность), мотив сотрудничества, мотив достижений.

Дети способны ставить перед собой не единичные цели, а цепочки целей, успешно их реализовывать. Это требует от них больше качественных конструктивных умений, которые мы формируем на занятиях. Дети продолжают предъявлять большие требования к качеству построек и воспитателю следует больше внимания уделять на сравнение построек с образцом, или с чертежом, рисунком. Отмечаем недостатки некоторых построек, при этом выходим на причины и подсказываем детям, как можно усовершенствовать эту работу. В этом возрасте у детей появляется необходимость индивидуального сотрудничества со взрослыми. Желание обсудить со взрослым свои планы. Важно, чтобы взрослый поддержал это желание и помог ребенку реализовать замысел. При этом он должен находится в позиции партнера – это значит на равных обсуждать, вносить какие-то предложения, слушать друг друга, уважать мнение ребенка. Это требует большого терпения, но дает хороший результат, т.к ребенок получает опыт конструктивного плодотворного взаимодействия. В средней группе дети учатся взаимодействовать между собой (совместное обсуждение тем, хода создания построек, в отборе материала). В этих играх продолжаем использовать наглядные модели в виде рисунков, схем, чертежей. Более широко проводим наблюдения, анализ, из каких частей состоит эта постройка, как она украшена, из каких материалов можно построить подобную конструкцию.

Старший дошкольный возраст

В этом возрасте у детей появляется избирательное отношение к видам конструкторов или тематическим наборам. В старшей группе используется большое количество конструкторов и наборов, сделанных из самых разнообразных материалов, появляются сложные тематические наборы «Архитектор», «Москва», «Ленинград», «Поезд»

Усложняется тематика:

· дети отображают окружающие здания

· общественные учреждения

· транспортные средства

Уметь строить по чертежам. При этом сами могут составлять чертежи своих построек. Практические задачи уходят на 2-й план. На первый план начинают выходить интеллектуальные задачи. Конструирование становится одним из занятий по интересам.

В методике на первый план выступает организация наблюдений, в процессе которых необходимо отмечать части сооружения, их соотношения, размеры, способы крепления, варианты украшений. Хорошо, если есть возможность пронаблюдать как идет цикл постройки и одновременно познакомить детей с трудом строителя и с профессиями в этом виде труда. На втором плане в руководстве находится рассматривание фотографий, картин с изображением построек и их анализом. Ребенку дается задание, построить то, что о видит на картинке или фотографии, при этом предварительно идет коллективное обсуждение. Анализ построек выполненных детьми должен быть детальным и критическим. При этом указываем на причины неудач, предлагаем детям исправить недостатки. В старшей группе дети меньше начинают играть, поэтому необходимо создавать постройки сюжетные (зоопарк, стадион, парк и т.д.)

 

ВЫВОД:

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.