Учебного предмета «Биология» — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Учебного предмета «Биология»

2017-11-21 279
Учебного предмета «Биология» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КОНЦЕПЦИЯ

Учебного предмета «Биология»

Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на значение, цели, задачи, структуру и содержание учебного предмета «Биология» и определяет стратегические направления развития общего биологического образования в Российской Федерации в соответствии с вызовами времени и новейшими достижениями науки.

I. Значение учебного предмета «Биология» в современной системе общего образования

Исследования в области биологии и медицины занимают ведущее место в современной науке. Огромные успехи достигнуты как в генетике, молекулярной биологии, биохимии, биомедицине, биотехнологии. Об этом свидетельствует число научных статей, публикуемых в рецензируемых журналах, а также уровень цитируемости этих работ. В XXI веке в мировой науке лидирует биология.

Первостепенное значение науки о жизни определяет приоритет учебного предмета «Биология», выполняющего важнейшую мировоззренческую функцию. Изучение биологии способствует осознанию того, что сохранность биосферы является условием существования и развития человечества.

Биологическая подготовка обеспечивает понимание подрастающими поколениями научных принципов человеческой деятельности в природе, закладывает основы экологической культуры, позволяет формировать здоровый образ жизни. Поэтому учебный предмет «Биология» обязателен на уровнях основного общего и среднего общего образования.

Однако в России с 1993 года по настоящее время постоянно сокращается количество часов на обучение биологии в V-XI классах. Вместе с тем опыт показывает, что на преподавание учебного предмета «Биология» ежегодно необходимо предусмотреть не менее 2 ч в неделю в V-XI классах.

IV. Структура учебного предмета «Биология»

1. Начальное общее образование

На уровне начального общего образования (I-IV классы) обучающиеся получают пропедевтическую подготовку, достаточную для изучения учебного предмета «Биология» в V-XI классах и включающую представления: об окружающем мире; о живой и неживой природе; о физических и химических явлениях, телах, веществах, частицах; о человеке как живом организме и личности.

2. Основное общее и среднее общее образование

На уровнях основного общего (V-IX классы) и среднего общего образования (X-XI классы) преподается единый систематический курс учебного предмета «Биология». На уровне среднего общего образования (X-XI классы) учебный предмет «Биология» представлен на базовом и углубленном уровнях. Единый систематический курс учебного предмета «Биология» состоит из разделов:

I. Введение в биологию

II. Биология вирусов, бактерий, растений, простейших и грибов

III. Биология животных

IV. Биология человека

V. Общая биология

В Концепции на уровне общего теоретического представления представлено обновленное содержание учебного предмета «Биология», отражающее концептуальную структуру науки о жизни и ее функционирование в системе культуры, а его структура соответствует закономерностям развития познавательных возможностей обучающихся. Модернизированное содержание учебного предмета «Биология» приведено по разделам, состоящим из предметных тем с дидактическими единицами, включаемых в федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего общего образования.

Раздел V. Общая биология

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Биология в системе наук. Методы биологических исследований. Уровневая организация живого. Биосистемы, их основные свойства.

Клеточный уровень. Клеточная теория. Химический состав клетки. Строение клетки. Особенности клеток прокариот и эукариот. Вирусы. Хромосомы. ДНК. Генетический код и синтез белка. Ген. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

Организменный уровень. Строение и функции организмов. Многообразие организмов. Размножение и развитие организмов. Митоз и мейоз. Онтогенез. Наследственность и изменчивость. Закономерности наследования. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Мутации, мутагены.

Популяционно-видовой уровень. Развитие эволюционных взглядов. Эволюционное учение. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции. Популяция. Вид. Критерии вида. Микроэволюция. Макроэволюция. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Современные данные о происхождении и эволюции человека. Происхождение человеческих рас.

Экосистемный уровень. Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы. Приспособления организмов к действию экологических факторов. Сообщества и их структура. Экосистемы. Учение о биосфере. Закономерности существования биосферы. Глобальные экологические проблемы. Проблема устойчивого развития биосферы.

 

УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ

Биология – комплексная наука. Методы научного познания органического мира. Экспериментальные методы в биологии, статистическая обработка данных. Биологические системы как предмет изучения биологии.

Клетка. Цитология. Развитие знаний о клетке. Современная клеточная теория. Химическая организация клетки. Строение и функции частей и органоидов клетки. Строение и функции нуклеиновых кислот. Генетический код, транскрипция и трансляция. Регуляция работы генов. Функциональное разнообразие белков. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

Разнообразие клеток и организмов. Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Бактерии и археи – представители прокариот. Различия клеток прокариот и основных групп эукариот. Теория симбиогенеза. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Способы питания и получения энергии. Гетеротрофы и автотрофы. Фототрофы и хемотрофы.

Размножение клеток и организмов. Клеточный цикл и типы деления клетки. Дифференцировка клеток. Стволовые клетки, их использование в медицине. Бесполое и половое размножение. Онтогенез. Эмбриональное и постэмбриональное развитие.

Генетика и селекция. Закономерности наследования. Сцепленное наследование признаков. Генетика пола. Закономерности изменчивости. Виды наследственной изменчивости. Мутации. Мутагены, их влияние на организмы. Мутации как причина рака. Профилактика онкологических заболеваний. Методы изучения генетики человека. Репродуктивное здоровье человека. Наследственные заболевания человека, их предупреждение. Современная биомедицина и ее применение в диагностике и терапии заболеваний.

Селекция. Методы селекции, их генетические основы. Генная и клеточная инженерия. Промышленная биотехнология и ее применение в производстве, в здравоохранении и в сельском хозяйстве.

Эволюционная биология. Зарождение и развитие эволюционных концепций. Теория эволюции Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Методы изучения эволюции. Доказательства эволюции. Факторы и механизмы эволюции. Естественный отбор, его формы. Микроэволюция. Популяция. Вид. Критерии вида. Видообразование. Макроэволюция. Механизмы адаптаций. Результаты эволюции. Направления и пути эволюции. Дивергенция, конвергенция, параллелизм. Биологический прогресс. Биологический регресс. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные события в эволюции биосферы. Становление представлений о происхождении человека. Современные научные взгляды на происхождение и эволюцию человека. Основные стадии антропогенеза. Происхождение человеческих рас. Человек как часть природы и общества.

Экология. Возникновение и развитие экологии. Среды обитания организмов. Экологические факторы. Жизненные формы организмов. Биотические взаимодействия. Экологическая характеристика вида и популяции. Структура и динамика численности популяций. Сообщества и экосистемы. Потоки энергии и круговороты веществ в экосистемах. Основные биомы Земли. Природные и антропогенные экосистемы. Закономерности существования биосферы. Биогенные круговороты веществ. Глобальные экологические проблемы. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Сохранение и рациональное использование биологического разнообразия. Охрана растительного и животного мира, атмосферы, гидросферы и почв.

КОНЦЕПЦИЯ

учебного предмета «Биология»

Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на значение, цели, задачи, структуру и содержание учебного предмета «Биология» и определяет стратегические направления развития общего биологического образования в Российской Федерации в соответствии с вызовами времени и новейшими достижениями науки.

I. Значение учебного предмета «Биология» в современной системе общего образования

Исследования в области биологии и медицины занимают ведущее место в современной науке. Огромные успехи достигнуты как в генетике, молекулярной биологии, биохимии, биомедицине, биотехнологии. Об этом свидетельствует число научных статей, публикуемых в рецензируемых журналах, а также уровень цитируемости этих работ. В XXI веке в мировой науке лидирует биология.

Первостепенное значение науки о жизни определяет приоритет учебного предмета «Биология», выполняющего важнейшую мировоззренческую функцию. Изучение биологии способствует осознанию того, что сохранность биосферы является условием существования и развития человечества.

Биологическая подготовка обеспечивает понимание подрастающими поколениями научных принципов человеческой деятельности в природе, закладывает основы экологической культуры, позволяет формировать здоровый образ жизни. Поэтому учебный предмет «Биология» обязателен на уровнях основного общего и среднего общего образования.

Однако в России с 1993 года по настоящее время постоянно сокращается количество часов на обучение биологии в V-XI классах. Вместе с тем опыт показывает, что на преподавание учебного предмета «Биология» ежегодно необходимо предусмотреть не менее 2 ч в неделю в V-XI классах.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.